Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современным этапом экономического развития России выдвигаются новые требования не только в отношении качества управления отдельно взятым субъектом хозяйствования и на максимальном уровне эффективного использования всех его ресурсов, но и в отношении к мобильности хозяйствующих
2
субъектов - их способности к быстрой реакции на изменения ситуации на рынке. Самым приспособленным в данном смысле выступает малый бизнес. Совершенно очевидно, что все это вызвало достаточно бурный прирост количества действующих малых предприятий, который произошел в России в начале 90-х годов ХХ века. Развитие субъектов экономики сферы малого бизнеса выступает в качестве важнейшего рычага формирования «среднего класса», а соответственно, и положительного влияния на социально-экономическую ситуацию в стране. Этим подчеркивается актуальность темы курсовой работы.
1. Теоретические основы развития малого предпринимательства
1.1. Сущность малого предпринимательства и его роль в национальной экономике
Одной из наиболее активных форм экономики страны является предпринимательская деятельность, которая стала катализатором для разработки инновационных решений (в том числе нанотехнологий). Одним из видов предпринимательской деятельности является малый бизнес. Согласно данным Росстата, на территории современной России количество малых предприятий постоянно растет. Доля малого и среднего бизнеса в стране составляет приблизительно 20% ВВП . Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы. Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному
3
акту субъекты малого предпринимательства – субъекты экономики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям, и средним предприятиям. 1.2. Государственное регулирование деятельности малых предприятий
Принимая во внимание современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а вместе с тем недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства является в современных условиях ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в РФ . Достаточно важным шагом к формированию последовательной государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства стала разработка и принятие Государственным советом РФ Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и ФЗ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». По сути, данные документы декларирует отношения органов власти к малому предпринимательству, они должны выступать в качестве базы формирования ведущих направлений улучшения государственной политики в отношении этого важного сектора национальной экономики. Но при этом реализация рассмотренных в Концепции намерений государства в отношении малого предпринимательства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу, а вместе с тем осуществления контроля за реализацией основных положений названных документов.
4
Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства производит Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне. В настоящее время система фондов состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов . В качестве основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в РФ можно назвать : 2. Оценка деятельности субъектов малого предпринимательство в экономике России и их перспективы
2.1. Анализ показателей развития малого предпринимательства в России
Малый бизнес призван играть важную роль в экономике страны, так как в этой сфере происходит «обкатка» новых технологий, методов и форм хозяйствования, а также навыков и умений молодых специалистов. Его развитию в стране постоянно уделяется внимание: разрабатываются и совершенствуются методы и формы государственной поддержки. На основе статистических данных Росстат построена сводная таблица 1. Таблица 1 – Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Год Кол-во предприятий, ед. Средняя численность работников, чел. Оборот предприятий. млн. руб. всего без внешних совместителей всего в том числе: отгружено продано
5
2011 242676 7125920 6557592 15581,9 5873,6 9708,4 2012 243069 6984334 6506816 15116,3 6309,4 8806,9 2013 234537 69269248 6452289 15680,3 6796,6 8883,8 2014 235579 6831967 6358358 16692,9 7191,2 9501,7 2015 242661 6660925 6216063 17292,9 7724,8 9568,1 2016 172916 5388947 5050163 18738,2 7882,7 10855,5 2017 256698 6671832 6167529 27586,4 11972,9 15613,5 2018 238292 6270144 5806900 20498,5 7693,2 12805,3
2.2. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
Можно сделать такой вывод о развитии малого предпринимательства, что доля малых и средних предприятий в ВВП России очень сильно отстаёт от показателей большинства развитых стран, так как в Италии, Нидерландах, Норвегии, Израиле и Финляндии она превышает 60%. Получается, чтобы достичь цели, поставленной Президентом, предстоит изменить законодательную базу для МСП. В первую очередь, ослабить степень давления со стороны контрольнонадзорных органов. Ведь в России насчитывается 197 органов контроля и надзора, осуществляющих 236 функций и следящих за выполнением 2 млн требований. Например, в Великобритании действует 18 норм, которые должны соблюдать кафе и рестораны, а в РФ их более 6 тысяч . При этом необходимость некоторых требований можно поставить под сомнение. Ещё один ключевой фактор - практически полное отсутствие длинных и дешёвых заёмных ресурсов. Кредиты МСП предоставляются неохотно и, как правило, под проценты выше уровня рентабельности. При этом большую долю
6
МСП составляет микро-бизнес, которому довольно проблематично получить кредит на бизнес, хотя бы потому, что необходимо составить бизнес-план. Учитывая загруженность основателей такого вида бизнеса не всегда представляется возможным написание такого плана, а оформление кредита на бизнес как на физическое лицо пресекается банками. В России для поддержки МСП только программа Минэкономразвития реализуется в виде субсидирования регионов России для оказания разного рода поддержки МСП. Условием предоставления субсидии является софинансирование: регион должен самостоятельно обеспечить по крайней мере 5% (но не более 70%) своих расходных обязательств по поддержке МСП . Одним из препятствий является невозможность софинансирования таких программ, что является тормозом развития как программы Минэкономразвития, а, следовательно, и МСП. При этом объем финансирования региона напрямую зависит от количества малых предприятий. Получается, что, например, в Москве есть большое количество малых предприятий, а также возможность софинансирования со стороны региональных властей, что ставит в неравное положение менее «богатыми» регионами. Получается, чем лучше положение у региона, тем больше возможностей для его развития. Таким образом, для развития предпринимательства в России необходимо, чтобы инфраструктура поддержки МСП была доступна в каждом регионе. Для этого важно скорректировать принципы распределения субсидий с учетом созданной инфраструктуры. Кроме того, регионы должны более активно информировать предпринимателей о существующих мерах государственной поддержки и возможностях для развития бизнеса. Чтобы стимулировать региональные администрации проводить такую работу, Минэкономразвития России составляет рейтинг субъектов по информационному освещению темы. Проблемы в развитии малого бизнеса сформировались не только по вине государства, но и по вине граждан. Исторически сложилось так, что Россия перешла на рыночные принципы построения экономки после долгого формирования социалистического строя хозяйствования, что по сути своей противоположно
7
рыночным отношениям. Поэтому и государству, и гражданам сложно представить, как должен функционировать малый бизнес.