Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема оценки уровня интеллектуального развития главная проблема психологической
диагностики.
Почему некоторые схватывают знания практически на лету, а другим приходится повторять по
несколько раз? В основном это зависит от уровня IQ, поэтому периодическое тестирование
интеллекта приносит большую пользу.
Тесты IQ имеют большую популярность во всем мире. Они используются при поступлении в
учебные заведения, при устройстве на работу, в некоторых странах — при получении
водительских прав. В любом случае не будет лишним измерить уровень своих интеллектуальных
способностей.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время психологическая диагностика в
России переживает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в различных
сферах практической деятельности.
Задача установления уровня интеллекта - одна из самых важных в психологии с момента
оформления этой науки. Проблемой измерения интеллекта в разное время занимались Ф.
Гальтон, Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирман, в российской науке - Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский и др.
2
Но и в настоящее время эта проблема не является до конца решенной. Объект исследования –
Изучение интеллектуального развития.
Предмет исследования – тесты интеллекта.
Цель исследования - анализ методов диагностики интеллектуального развития.
Гипотеза - Уровень интеллектуального развития тесно связан с образованием и зависит напрямую
от него. Беря во внимание цель и гипотезу можно поставить следующие задачи:
1. Изучить влияние разных факторов на результаты тестирования.
2. Изучить проблемы, с которыми сталкиваются отечественные ученые при
диагностировании интеллектуального развития.
3. Проанализировать методы диагностики интеллекта.
Методы исследования:
- обработка, анализ и изучение научных источников по проблеме исследования;
- анализ пособий и учебников по психологии, научной литературы, экспериментальной
психологии личности и психодиагностики и пр.
ГЛАВА 1. Теоретическая база тестирования умственного развития
и интеллекта
1.1. Интеллектуальные тесты и интеллект
Неудачные попытки установить сущность интеллекта сформировали цель - понять его через
интеллектуальное исполнение. А вопрос «Что такое интеллект?» был перефразирован в: «Какой
тип поведения можно назвать интеллектуальным?» Чтобы ответить на поставленный вопрос,
необходимо создать ситуации, которые предоставляют выбор — поступить неинтеллектуально
или интеллектуально, и в следствие наблюдать индивидуальные различия между людьми, что
выбирают неинтеллектуальный и интеллектуальный способы. Большинство психологов начала 20
столетия считали, что интеллектуальные тесты дают возможность создать именно эти ситуации, в
которых правильным может являться исключительно только один выбор из нескольких
альтернативных вариантов. Интеллектуальный тест - это модель того типа проблем, где возможно
интеллектуальное выполнение. В связи с этим некоторые психологи начали называть интеллектом
то, что можно измерить интеллектуальными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал
синонимом интеллекта.
Сравнив интеллект с IQ, психологи первой половины 20 столетия вместе с тем продолжали
рассматривать его как наследственно предопределенное и врожденное качество, которое не
зависит от условий развития. Поэтому появились ожидания неизменности и стабильности IQ
индивидов на протяжении длительного периода времени. Психологи думали, что IQ, который
выражен в стандартных оценках показатель теста, не должен возрастать с возрастом .
Есть минимум 2 основные причины стабильности IQ.
Первая — это стабильность, относительная устойчивость окружающей среды. В большинстве
случаев маленькие детки остаются на одном и том же экономико-социальном уровне, в том же
самом окружении, в той же культурной среде на протяжении долгих лет своей жизни. В связи с
этим любые преимущества или недостатки для интеллектуального развития, что имелись у
3
испытуемых на ранней стадии развития, сохраняются и в промежутках между повторными
тестированиями.
Вторая – навыки и умения, что индивид получил на ранних этапах развития, служат
предпосылками и сохраняются для последующего обучения.
Но относительная стабильность IQ носит статистический характер. Иначе говоря, лишь при
исследованиях в группах можно получить достаточно высокие корреляции между повторными
исследованиями. При изучении же конкретных личностей идентифицируются большие сдвиги
показателей IQ, которые получены через временные интервалы. Тестология к настоящему
времени приобрела множество фактов, которые неопровержимо свидетельствуют об
изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Исследования, где собрали эти факты,
можно сгруппировать по 2м направлениям. Первое доказывает зависимость тестовых оценок от
окружающей среды, что состоит из множества самых различных показателей таких, как уровень
образования родителей, материальная обеспеченность, характер работы отца или матери,
количество человек в семье, наличие домашней библиотеки и пр.) .
Зависимость IQ от принадлежности к экономико-социальному классу зафиксирована уже очень
давно, реально с появлением первых тестов интеллекта.
Но отнесение различных факторов к биологической или социальной среде зачастую является
условным. Биологические составляющие не зависят от социальных, но они могут всецело быть
обусловлены ими. Например, болезнь матери, вес ребенка при рождении могут быть следствием
низкого экономико-социологического статуса семьи, когда из-за невысоких доходов нет
возможности обратиться к врачебной помощи или полноценно питаться. Справедливо и
противоположное: следствием хронического или серьезного заболевания может быть отсутствие
возможности получения высокооплачиваемой работы и хорошего образования и, поэтому,
экономико-социологический статус человека и его семьи будет на низком уровне. В
психодиагностике есть такое понятие «биосоциальные корреляты IQ», оно значит, что на IQ
оказывают влияние не только конкретные переменные биологической и социальной области, но и
их взаимодействие .
Зависимость тестовых оценок IQ от окружающей среды значит, что они непостоянны и изменчивы.
В связи с этим, по мнению западных прогрессивных тестологов, интеллектуальные тесты не имеют
оправдания себя как инструменты для измерения некоторой врожденной способности, что имеет
название - интеллект. Установлена их пригодность для диагностирования вербальных и счетных
навыков. Исходя из этого, К. Зенна американский тестолог в сборнике под его редакцией, говорит,
что IQ указывает чаще всего, насколько адекватно будет функционировать получивший его
человек в обстоятельствах, требования которых сродни с требованиями интеллектуальных тестов .
В связи с этим, сейчас установлено, что интеллектуальные тесты не оправдывают себя как
средства измерения интеллекта, который рассматривается как группа способностей или общая
способность. Они годятся только для измерения некоторых особенностей мыслительной
деятельности индивида, а также для выявления содержания и объема его знаний в некоторых
сферах. Все это важные параметры когнитивного развития индивида, но они не есть показатели
интеллектуальных способностей.
Таким образом, для некоторых психологов пути теории интеллекта и интеллектуального
тестирования разошлись.
Часть психологов, таких как К. Льюнгман и Г. Айзенк продолжают считать интеллект тем, что
измеряется интеллектуальными тестами . Однако при этом в понятие «интеллект» они
вкладывают совсем другой смысл, определяя его как характеристику мыслительных знаний и
4
навыков, которые человек приобрёл и позволил в каком-то смысле успешно решать задания
интеллектуального теста. Сравнивая IQ и интеллект, эти психологи зачастую используют термины
«психометрический интеллект» и «тестовый интеллект».
Что касается интеллектуального тестирования, то в современном мире психодиагносты обращают
свое внимание в основном на решении 2х теоретических проблем: ограничении целей
интеллектуальных тестов практического использования и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995. -№ 1
2. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий / Под ред.
Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 2012.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование – 7 – е изд. – СПб.: Питер, 2015. -
688с. (Серия «Мастер Психологии»).
4. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь»,
2010. -440 стр.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 351 с.:ил. –
(Серия «Учебник нового века»).
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Киев, 2006.
7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 2013.
8. Гуревич КМ. Психодиагностика и школа. Таллин, 2010.
9. Дружинин В.Н. Диагностика общих способностей. – М., 2015.
10. Матрицы Дж. Равенна Приложение к практическому пособию О.И. Моткоа «Психология
самопознания личности». Москва, 1993г.
11. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”, 2018. – 632 с.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.
Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2013.
13. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.
– Спб.: Питер, 2008. – 652с.
14. Психологическая диагностика Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.
— М.: Изд-во УРАО, 1997г.
15. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский
институт ЭНВИЛА, 2016. – 146 с.
16. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 2007
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2005