Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить достижения целей организации требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать сов-местно, формулировать и достигать поставленной цели.
Однако коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать мысли одного по-нятными другому человеку. С одной стороны, кажется, что устная речь в процессе управления организацией не играет такой значительной роли, как письменные распоряжения, компьютер-ный обмен информацией, с другой – устная речь всегда остается основным средством коммуни-кации. Руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на разговоры, поэтому так важно изу-чать вопросы межличностного обмена информацией и барьеры, возникающие при этом и пути их преодоления.
В процессе общения топ-менеджеру приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий но-вые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
Руководителю любого звена важно обладать хорошими коммуникативными навыками, учиты-вать индивидуальные особенности подчинённых для того, чтобы успешно направлять и руково-дить персоналом на любом, малом или крупном предприятии.
Данная работа актуальна, так как рассматривает вопросы коммуникативных способностей со-временных руководителей, от эффективности которых зависит успешное управление предприя-тием, производством или компанией. Эффективное общение сверху вниз помогает подчинен-ным понимать, принимать и реагировать на все изменения в деятельности организации.
Объектом исследования является коммуникативный процесс.
Предметом исследования выступает структура коммуникативных качеств руководителей.
Цель исследования: исследовать коммуникативный процесс и основные качества в управленче-ской деятельности современного руководителя организации.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности коммуникации в современных условиях.
2. Рассмотреть коммуникативный процесс в организациях.
3.Определить влияние стиля управления и общения руководителя на коммуникацию людей в коллективе.
4.Сделать выводы по существующей проблеме на основе исследования.
Методы исследования: анализ коммуникативных качеств современных руководителей, а также классифицирование видов компетентности современных руководителей.
Практическая значимость: данная работа может быть использована менеджерами, руководите-лями любого звена, кадровыми работниками, студентами и всеми заинтересованными этой проблемой специалистами.
1. Теоретическое исследование коммуникативных качеств
современных руководителей
1.1 Теоретические основы категории коммуникация
Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio – способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия лю-дей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозмож-но конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизы-вает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследова-ние социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.
Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отно-шения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы коммуникации отражают обществ, отношения и исторический опыт людей. Коммуни-кация обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социаль-ного опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансля-цию культуры.
Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, в 20-х гг. XX в. Использование тех-нических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информа-ции привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необ-ходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в социаль-ных системах. Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, ин-форматики, семиотики. Ведущую роль в социологическом исследовании проблем коммуника-ции занимает социология массовой коммуникации.
Существует множество определений понятия «коммуникация».
власть.
Коммуникация имеет специфику в разных сферах жизни и проявляется в разных формах. Од-нако можно выделить нечто общее во связь.
коммуникативной деятельности.
элементов:
сообщение) – коммуникатор
2) Что? (передается) – сообщение
передача) – канал
сообщение) – аудитория
каким эффектом? – эффективность
и эффекты воздействия.
повышению эффективности воздействия.
энтузиазм).
передаваемых сообщений.
значимым для ауди
Фрагмент для ознакомления
3
1. Д.П. Гавра. Основы теории коммуникации. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 2015.
3. https://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0022/
4. И. Снетков. Психология коммуникации в организациях. - М.: Институт общегуманитарных ис-следований, 2012. - 192 с.
5. А.П. Панфилова. Теория и практика общения. - М.: Академия, 2012. – 288
6. Г.В. Демидова. Управленческая психология. - М.: Академия, 2010. - 176 с.
7. М.А. Пономарева. Психологическая компетентность руководителя. Ответы на экзаменацион-ные вопросы. - М.: ТетраСистемс, 2009. - 208 с.
8. Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. Управление персоналом. - М.: ТетраСистемс, 2012. - 288 с
9. Джон Равен. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. - 400 с.
10. Андреева Г.М. общение и оптимизация совместной деятельности. М.,
2015.
11. С.Н. Лютова. Основы психологии и коммуникативной компетентности. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 268 с.
12. Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимиза-ция совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М., 2013.
13.Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. // Психологиче-ские состояния.Л.,2006.
14. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2014
15.Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: Юнити-Дана, 2004.
16. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Ме-неджмент, 2002.
17. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М., 2006.
18. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления. – М.: Изд-во ГРИФ УМО РФ, 2005.
19. Гришина Н.В. Я и другие, общение в трудовом коллективе. Л., 1990.
20. Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одаренности.// Проблема способности. М., 1999.
21. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 2005
22.Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности ( психосемантический подход ). К., 2001
23. Дуракова И.Б., Родин О.А., Талтынов С.М. Теория управления персоналом. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.
24. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персона-лом / Под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Г.Л. Лаптева. – М.: Изд-во Инст. Психотерапии, 2002.
25. Райгородский Д.Я. практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: изд.дом Бахрах-М, 2001.
26. Рева В.Е. Деловое общение. – Пенза: Пенз.гос.ун-т, 2003.
27. Социальная психология / Под ред. Проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2001.
28. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. – Минск: Харвест, 1990.
29. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997