Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в физическом воспитании детей играет семья. Категорически и однозначно
определял роль родителей в воспитании детей. Руссо. Он считал, что тот, кто не может
воспитывать детей, не должен их иметь, и ни бедность, ни работа, ни уважение людей не
избавляют родителей от обязанности воспитывать самому своих детей, Родители - первые
воспитатели. Время возвратить детей семьям и семьи детям, время прекратить
конфронтации между школой и семьей. Родители должны отвечать перед собственной
совестью, народом, государством за воспитание собственных детей. Когда-то так и было.
Семья - это народ, нация в миниатюре. От уровня ее культуры зависит и уровень
культуры, воспитанности детей. Именно здесь формируются человечность, духовность,
достоинство, а также культ матери и отца, бабушки и дедушки, культ рода и народа.
Неслучайно народная педагогика придает первостепенное значение воспитательного
климата семьи как основному фактору формирования личности. «Зачем клад, когда в
семье лад», - говорят в народе, а это выражение несет в себе глубокий педагогический
смысл. Часто можно слышать и такое: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети.
Этим подчеркивается та особая роль, которую играет в воспитании детей общий климат
семьи, ее настроения, обычаи, направленность.
Объект исследования – взаимодействие школы и семьи в физическом развитии
школьников.
Предмет исследования – связь семьи и школы в работе по физическому воспитанию детей.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе и изучении особенностей
взаимодействия школы и семьи.
Задачи исследования:
- рассмотреть место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей;
- охарактеризовать организацию совместной деятельности школы и семьи;
- изучить взаимодействие школы и семьи в воспитании здорового ребенка;
3
- выявить эффективность взаимодействия школы и семьи в процессе оздоровления и
физического развития детей.
Методы исследования: анализ научно-педагогических источников, который дал
возможность определить базовые категории работы, методы обобщения, сравнения и
синтеза были использованы для систематизации теоретического материала.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения,
списка использованных источников (20 наименований). Работа изложена на 27 страницах
печатного текста.
ГЛАВА 1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей
Правильное физическое воспитание детей одна из ведущих задач образовательных
учреждений. Хорошее здоровье, является фундаментом общего развития человека.
Ни в одно другое время в жизни физическое воспитание не имеет такого тесного
отношения к общему образованию, каким оно было в первые шесть лет. В детстве у
ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной
подготовки и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в
физическом развитии ребенок быстро устает, у него изменчивая память. Эта общая
слабость вызывает различные нарушения в организме, не только ведет к понижению
способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В. А.
Сухомлинский подчеркивал, что от их духовной жизни, мировоззрения, умственного
развития, стойкости в знаниях, веры в свои силы зависит здоровье, жизнерадостность
детей . Поэтому крайне важно организовать занятия физкультурой в детстве, что позволит
организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоничное развитие
личности.
Теория физического воспитания детей, имея единое содержание и предмет изучения с
общей теорией физического воспитания, вместе с тем, специально изучает
закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Теория физического воспитания детей учитывает возможности работоспособности
организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и логического мышления, своеобразие преобладающего вида
деятельности, в связи с развитием которой, происходят существенные изменения в
психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его
развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает
содержание всех форм физического воспитания и оптимальные педагогические условия
его реализации.
Обучения и с учетом законов потенциала ребенка каждого возрастного периода, теория
физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы
всего образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения,
физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает
детям необходимый уровень физической подготовленности для школы.
При этом обучение детей предусматривает строгую последовательность, учитывающую
возрастные особенности и возможности ребенка в течение каждого периода его жизни,
состояние нервной системы и всего организма в целом.
Превышение требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья,
следует считать недопустимым, так как это вызывает невыносимое напряжение
организма, наносящие вред здоровью и нервно-психического развития детей. По этому
случаю, академик А. В. Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников, так
называемого искусственного ускорения, стремящихся грамотно и, кстати, рано
использовать возможности маленького ребенка, максимально быстро довести его
обязательное образование до высоких уровней физического и духовного развития .
4
Физическое воспитание одновременно комплексно решает проблемы психического,
нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации
физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная
активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего,
сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно
осваивают двигательные навыки, уметь ориентироваться, что его окружает, активно
преодолевать трудности, демонстрируя стремление к творчеству
Осуществлять физическое воспитание детей значит:
- уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного
развития детей;
- сформулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на
учебный год) и определить основные риски, учитывая особенности каждого из детей;
- организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее
оптимальные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
- проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к
достижению цели;
- сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и целями;
- иметь самооценку профессиональных навыков, постоянно совершенствуя ее.
Физическое воспитание детей - это систематическое воздействие на организм ребенка с
целью его морфофункционального оздоровления, укрепления здоровья, формирования
двигательных навыков и физических качеств.
Система образовательных учреждений имеет широкие и разнообразные возможности для
обеспечения реализации задач физического воспитания детей:
- укрепление здоровья;
- обеспечение гармоничного развития организма;
- развитие двигательных навыков, способностей и физических качеств (сила, ловкость,
выносливость, гибкость и т. д.);
- повышение физической и умственной работоспособности;
- закаливание организма;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атаманов В.Д. Гуманизация учебного процесса физического воспитания / В.Д.
Атаманов, Ю. К. Вдовиченко, Е.А. Иванько // Материалы научно-методической
конференции. – Донецк: ИПИИ, 2011. – 74 с.
2. Вильчковский Е. С. Теория и методика физического воспитания детей школьного
возраста: Учеб.пособ. / Е. С. Вильчковский, В. И. Курок. – Сумы: ВТД «Университетская
книга», 2014. – 428 c.
3. Вильчковский Е. С. Физическое воспитание школьников в семье / Е. С.
Вильчковский. – К.: Совет. шк., 2013. – 128 с.
4. Гуз А.А. Взаимодействие школы и семьи: пособие для педагогов учреждений / А.А.
Гуз. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2015. – 186 с.
5. Денисенко Н. Ф. Управления системой. физического воспитания детей в школах /
Н.Ф. Денисенко. – М.: Липс, 2012. – 308 с.
6. Школа и семья / Н. Ф. Виноградова, Г. М. Година, Л. В. Загик и др; Под ред. Т. М.
Марковой. - 2-е изд., Испр. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
7. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И.
Евсеев, А.Г. Трушкин. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 384 с.
8. Кенемана А. В. Теория и методика физического воспитания детей / А. В. Кенемана,
Д. В. Хухлаєва. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 256 с.
5
9. Кириенко Т. Сотрудничество с семьей. Семинар для педагогов / Т.Кириенко //
Школа. – 2016. – № 10. – С. 7-9.
10. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. / под
ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2014. – 366 с.
11. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма / А.П. Лаптев // Физическая
культура и спорт. – 2014. - № 8. – С.10-15.
12. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. физ.
культуры / Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и
спорт, 2012. – 256 с.
13. Назаренко А. Семья и школа / А. Назаренко // Школа. – 2015. – № 8. – С. 11.
14. Осокина Т. В. Физическая культура в школе / Т. В. Осокина. – М.: Просвещение,
2010. – 84 с.
15. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми: Пособие для педагогов / Л. И.
Пензулаева. – М.: Просвещение, 2013. – 143 с.
16. Работа с семьями детей / сост. В.Л.Сухарик. – Х.: Утро, 2008. – 176 с
17. Сухарева Л. С. Заботимся вместе. Работа с родителями школьников / Л.С.
Сухарева. – Х.: Основа: Триада, 2012. – 128 с.
18. Физическое воспитание детей: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. –
М.: Просвещение, 2012. – 61 с.
19. Чечет В.В. Семья и школа: взаимодействие в интересах ребенка / В.В. Чечет, Т.М
Коростелева. – Минск: Университетское, 2010. – 140 с.
20. Щебеко В.М. Физическое воспитание школьников. Практикум / В.М. Щебеко,
М.М. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2014. – 160 с.