Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время изучение самоконтроля вышло за рамки конкретной
проблемы психологии, интерес к нему как к актуальной проблеме расширяется и требует своего
решения в различных отраслях психологической науки. Повышенное внимание исследователей к
самоконтролю объясняется его фундаментальной ролью в организации психической жизни
человека.
Саморегуляция, самоконтроль поведения, действий и поступков является одним из
компонентов социально-личностной компетентности дошкольников.
3
Появление самоконтроля у ребенка является важным условием в развитии учебной
деятельности: ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь моделью и
правилом. Этот самоконтроль является основой для развития внимания детей к самому процессу
работы. Часто можно заметить, что перед тем, как начать рисовать, строить, ребенок делает паузу,
а затем переходит к делу. Самоконтроль вызывает значительные изменения в поведении
дошкольников, в их психике.
Формирование основ самоконтроля в поведении дошкольников имеет важное значение
для успешного осуществления деятельности, регулирующей взаимоотношения ребенка со
взрослыми и сверстниками, а также подготовки к школе.
Процесс развития самоконтроля у старших дошкольников получил широкое
распространение в исследованиях педагогов и психологов, основанных на изучении различных
видов деятельности.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе исследователи раскрывают
психологические основы самоконтроля (Л. И. Рувинский, А. Я. Арета, Н.Д. Левитов, Т. И. Гавакова,
В. В. Чебышев), показывает значение самоконтроля как важного звена в дальнейшем
образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, С. И. Архангельский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В.
Жарова). Проблема самоконтроля дошкольников в различных аспектах изучалась Г. С.
Никифоровым, А. А. Крыловым, Е. О. Смирновой и др.
В зарубежной психологии акцент делается на личностных причинах, где стиль
саморегуляции рассматривается в связи с особенностями поведения, реакцией и когнитивными
процессами (Г. Олпорт, Г. Стагнер, Х. Виткин, Дж. Каган и др.).
Таким образом, целью нашего исследования является решение ряда вопросов
теоретической и практической значимости и связанных с выявлением структурно-содержательных
характеристик, механизмов и функций самоконтроля дошкольников.
Объект исследования: дети 6-7 лет подготовительной группы детского сада.
Предмет исследования: уровень развития самоконтроля в дошкольном возрасте.
Цель исследования: определение особенностей развития самоконтроля у детей 6-7 лет.
В соответствие с поставленной целью возникают следующие задачи:
- исследовать понятие самоконтроля в отечественной и зарубежной психологии;
- рассказать об особенностях формирования у детей старшего дошкольного возраста основ
самоконтроля;
- провести эмпирическое исследование особенностей самоконтроля дошкольников.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы
исследования: теоретические - изучение и анализ педагогической и психологической литературы;
эмпирические - наблюдение, тестирование, индивидуальные беседы; количественный и
качественный анализ полученных фактических данных.
4
Структура работы. Курсовая работа состоит из вступления, двух разделов, выводов и
списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития самоконтроля у детей подготовительной группы
1.1 Понятие и сущность самоконтроля у детей дошкольного возраста в психологопедагогической литературе
Самоконтроль как психическое явление и один из видов контроля уже давно представляет
интерес для ученых в различных областях, что объясняет широкое использование этого термина
не только в психологии, но и в юриспруденции, философии, социологии, теологии, биологии,
медицине (в частности, неврологии). Термин «контроль» в педагогике понимается как
неотъемлемая часть процесса обучения.
В современной отечественной педагогике ученые предлагают трактовать традиционное
понятие «контроль» как «педагогическую диагностику», поскольку контроль имеет
воспитательную, воспитательную, развивающую, диагностическую, стимулирующую,
управленческую функцию. Распределение контроля и самоконтроля в одном человеке не
равнозначно, потому что «самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что
контролируется, проверяется».
Повышенное внимание ученых к проблеме самоконтроля объясняется его
фундаментальной ролью в организации психической жизни человека, в частности, его тесной
связью с процессом внимания. Например, О. Р. Лурия отмечал тесную взаимосвязь между
вниманием и самоконтролем, считал, что наиболее сложная форма произвольного внимания
является в то же время высшей формой человеческого самоконтроля и проявляется в способности
самостоятельно управлять собственным поведением и деятельностью. Гальперин утверждал, что
не всякий контроль следует рассматривать как внимание, он только оценивает деятельность или
результаты, в то время как внимание улучшает их: «не всякий контроль - это внимание,
противоскользящее внимание - это контроль» .
О сущности самоконтроля, его структуре в научных и теоретических источниках существуют
различные, порой противоречивые точки зрения. А. С. Линда считает, что основой самоконтроля
любого человека является самооценка и совершенствование своей деятельности и поведения, а
также подчеркивает, что именно самоконтроль принимает активное участие в регуляции и
коррекции личностной активности. Эта позиция в понимании функции самоконтроля включает в
себя процессы планирования, управления, регулирования и коррекции.
В. В. Чебышева рассматривает самоконтроль как сознательный процесс, посредством
которого человек способен регулировать свою деятельность. Л. Б. Ительсон считает недопустимой
замену самоконтроля текущим планированием и регулированием трудового процесса, поскольку
5
само понятие «самоконтроль», по его мнению, растворяется понятием соответствующей
деятельности. Таким образом, самоконтроль выполняет проверочную функцию на всех этапах
трудового процесса и не является неотъемлемой частью этих этапов.
С. Ю. Головин рассматривает самоконтроль как способность контролировать импульсы, а
также осознание субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, что
подразумевает наличие эталона и способность получать информацию о контролирующих
действиях и состояниях. Автор утверждает, что волевая регуляция основана на самоконтроле как
компоненте саморегуляции, но самоконтроль также может быть объектом волевой регуляции,
например, в стрессовых состояниях.
Итак, самоконтроль - это способность контролировать свои действия в процессе
выполнения любой деятельности (в том числе учебной или речевой) и соотносить их с образцом
(эталоном).
Анализ научных источников позволил нам определить роль управляющей операции
(самоконтроля) в жизни человека и выяснить, когда она формируется у детей.
Важным и интересным для нашего дальнейшего исследования является взгляд В. Ф.
Левичева и А. И. Ковалевой на самоконтроль как один из центральных механизмов социализации.
Ребенок рождается как биологическое существо, для которого еще не присущи социальные
формы регуляции поведения. Развитие ребенка заключается в постепенном усвоении поэтапных
практических действий. Этот процесс происходит во время общения со взрослым, который
направляет, регулирует действия ребенка, демонстрирует образцы поведения, осуществляет
соответствующую оценку и контроль .
Ребенок рождается с определенным набором механизмов самоконтроля, которые
функционируют на биологическом уровне (дыхание, глотание и т. д.) и генетическом уровнях, но в
социальном плане все механизмы самоконтроля формируются исключительно в процессе
обучения и воспитания. С развитием сенсорных систем постепенно накапливается и
совершенствуется опыт сенсорного отражения окружающей среды, что является предпосылкой
для формирования сенсомоторных способностей, а также умения управлять собственными
движениями.
Важнейшим этапом онтогенетического развития является функциональная интеграция
зрительной и двигательной систем. Ребенок осваивает навыки самоконтроля движений до конца
первого года жизни, и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим
играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М.Бондаренко.
– Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. – 159 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – СПб.: Питер,
2011. – 208 с.
3. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа,
результаты, рекомендации / В.И. Долгова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –
2014. - № 11 (117). – С. 191-196.
4. Долгова В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном
образовании / В.И. Долгова, Г.Ю.Гольева, Н.В. Крыжановская. – М.: Издательство Перо, 2015. –
192 с.
5. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая
книга - («Практическая психология») / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
6. Кисова В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической
подготовки к школьному обучению у старших дошкольников / В.В. Кисова // Фундаментальные
исследования. – 2013. - № 8. – С. 965-969.
7. Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности / О.А.
Конопкин. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
8. Павлюченко Е. И. Исследование формирования психологической готовности к
обучению в школе у старших дошкольников / Е. И. Павлюченко // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2015. - Т. 10. – С. 26-30.
9. Руководство практического психолога: Готовность к школе / И.В. Дубровина, А.Д.
Андреева, Т.В. Вохмянина и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 120 с.
10. Савинова А.В. Отечественные педагоги об использовании игровых технологий в
воспитательной работе / А.В. Савинова // Проблемы и возможности современной науки. Сборник
материалов IV Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во Перо, 2015. – С.
180 - 187.
11. Сандул О. А. Проект психолого-педагогического изучения особенностей
самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / О. А Сандул, Г. В Шагова // Мниж. – 2014. -
№6-2 (25). – С.67-68.
12. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития
субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис. …
д-р психол. наук / О.В. Суворова.– Новгород, 2012. – 475 с.
13. Трегубова Е.И. Игры с правилами как средство формирования самоконтроля у
дошкольников / Е.И. Трегубова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. - №10. -
С.240-244.
7
14. Ульенкова У.В. Субъектность ребенка дошкольного возраста как фактор его
саморазвития // Проблемы развития личности в современных условиях: возрастной и
профессиональный аспект: коллективная монография /под ред. Т.Н. Князевой. – Н. Новгород:
НГПУ, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010. – С. 11-29.
15. Хайрутдинова З. В. Основные подходы к развитию самоконтроля в учебной
деятельности детей подготовительной к школе группы / З. В. Хайрутдинова. – Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2014. – 294 с.
16. Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников
навыков взаимодействия со сверстниками / С.Ю. Шалова // Детский сад: теория и практика. –
2014. - №5. – С. 74 - 85.
17. Шалова С.Ю. Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у
старших дошкольников / С.Ю. Шалова, А.В. Савинова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». –
2015. - Том 7, №5. – С.87-93.