Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Эффективность развития публично-правового образования в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности территории. Одной из задач, стоящей перед органами власти, является создание необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций на территорию публично-правового образования.
Вместе с тем, опыт свидетельствует о том, что данная сфера отношений еще недостаточно изучена. Это вызывает необходимость выявления сущности инвестиционной привлекательности публично-правовых образований, а также изучения оценки природно-ресурсного потенциала, инвестиционной активности, инвестиционного потенциала публично-правовых образований.
Данный вопрос нашел свое отражение в трудах таких авторов как: И.А. Бланка, Л. Машкина, Л. Дж. Гитмана, М.Д. Джонка, Дж. М. Кейнса, Макконелла Р. Кэмпбелл, Брю Л. Стэнли, А. Маршала, Д.Д. Милля, П. Самуэльсона, А. Смита, М. Фридмана, Ф. Хайека, И. Шумпетера, С. Фишера, Эдвина Дж. Долана, Девида Е. Линдсей, Г. Александера, Дж. Доунса, У. Шарпа и других ученых.
Несмотря на значительное количество научной и учебной литературы по вопросам инвестиционной привлекательности публично-правового образования вопросы повышения инвестиционной активности территории остаются недостаточно исследованными. Это обусловливает актуальность данной работы.
Анализ вышеуказанных источников показал, что авторы недостаточно осветили такую проблему, как изучение наиболее привлекательных для выбора территории для инвесторов факторов, накопленных в процессе многолетней хозяйственной деятельности.
Объектом исследования является бюджетная политика, направленная развитие инвестиционной привлекательности публично-правовых образований в Российской Федерации и Республике Беларусь. Под публично-правовыми образованиями понимаются муниципальные образования в России и местные образования в Белоруссии.
Предмет исследования – инструменты повышения инвестиционной привлекательности публично-правовых образований в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Цель исследования – разработка направлений совершенствования бюджетной политики для повышения инвестиционной привлекательности публично-правовых образований в Российской Федерации и Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение содержания бюджетной политики и ее элементов;
2. Установление понятия «инвестиционная привлекательность», анализ системы показателей для её оценки;
3. Анализ средств бюджетной политики для повышения инвестиционной привлекательности публично-правовых образований;
4. Разработка направлений совершенствования бюджетной политики для повышения инвестиционной привлекательности публично-правовых образований в Российской Федерации и Республике Беларусь.
В ходе исследования автором использовались такие общенаучные методы познания, как системный подход к анализу изучаемых процессов и явлений, а также приемы и методы классификации, группировок, сравнительного анализа,
Структура работы включает введение, основная часть (две главы, шесть параграфов), заключение и библиографический список
1. Методологические аспекты бюджетной политики по повышению инвестиционной привлекательности территорий
1.1. Содержание и элементы бюджетной политики
Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.
С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.
Раскрытие содержания бюджетной политики предполагает выявление всего комплекса инструментов, которые используются в процессе её реализации. Бюджетная политика предполагает:
- определение целей и задач в области бюджетов;
- разработку механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и внебюджетные фонды разных уровней бюджетной системы;
- выбор направлений использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- управление бюджетным процессом;
- организацию регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.
Бюджетная политика осуществляется на уровнях федерального и регионального управления и местного самоуправления.
Местное самоуправление составляет одну из главных основ современного государства. Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Закрепление местного самоуправления (МСУ) в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением.
Следовательно, перед органами МСУ ставится одна из важнейших задач, которая заключается в создании условий для интенсификации экономического роста, улучшения качества жизни населения. На местном уровне это выражается в обеспечении комплексного социально-экономического развития, что неразрывно связано с эффективным управлением органами местного самоуправления.
Реализацией основных функций МСУ служит бюджет муниципального образования. Для действующей системы финансирования местного самоуправления характерна централизация межбюджетных трансфертов, которая приводит к усилению дотационности местных бюджетов .
В российском праве с момента формирования нормативно-правовой базы в сфере регулирования бюджетных отношений присутствовало деление доходов субнациональных (в том числе и местных) бюджетов на собственные и регулирующие. Под последними понимались федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные (местные) бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов. С 2005 г. понятие регулирующих доходов исключено из нормативно-правовой базы, однако продолжает использоваться в экономической литературе и исследованиях. Под собственными доходами бюджетов понимаются налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Исходя из подхода, закрепленного в БК РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней осуществляется в соответствии с нормативами распределений, установленными бюджетным законодательством. Перечень собственных доходов местных бюджетов установлен в соответствии со ст. 55 Закона о местном самоуправлении .
В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от местных налогов, а также федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 58 БК РФ и нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов (в соответствии со ст. 63 БК РФ) .
Важно отметить, что показатели налоговых и неналоговых доходов используются при проведении расчетов в рамках межбюджетных отношений. Налоговые доходы от местных налогов и налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, переданных по единым и (или) дополнительным нормативам, являются базой для определения бюджетной обеспеченности муниципальных образований в целях получения финансовой помощи для последующего выравнивания бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки. Неналоговые доходы в расчете бюджетной обеспеченности не применяются.
Местное самоуправление осуществляется на территории населенных пунктов или поселений. При этом законодательное регулирование деятельности органов местного самоуправления, а также вопросов формирования и исполнения бюджетов, включая вопросы налогообложения, дифференцировано в зависимости от вида поселения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь 412-З от 16.07.2008
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : Федер. закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ // КонсультантПлюс Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 13.05.2017.
5. Аксёнова, С. Инвестиционная привлекательность отдельных регионов России для иностранного капитала / С. Аксёнова. – Москва : Лаборатория книги, 2010. – С. 8-9.
6. Аскинадзи, В.М. Инвестиционное дело / В.М. Аскинадзи, В.М. Максимова. – Москва : Университетская книга, 2012. – С. 25.
7. Бабун, Р.В. Вопросы муниципальной экономики / Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеева. – Москва : Феникс, 2001. – 143 с.
8. Боброва, Л.А. Управление инвестиционным климатом региона : автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Л.А. Боброва. – Сочи, 2011. – 27 с.
9. Будиловская, О.А. Инвестиционная привлекательность региона [Текст] / О.А. Будиловская, Т.Л, Баженова // ВЕСТНИК ОГУ. – 2011. – № 13 (132). – С. 67–73.
10. Бурцева, Т. Мониторинг местного инвестиционного климата / Т. Бурцева // Муниципальная экономика. – 2002. - № 2. – С. 14-19. 19. Суркова, Е.А. Совершенствование инвестиционной активности как фактора устойчивого экономического развития региона : автореф. дис. … канд. эк. наук: 08.00.05 / Е.А. Суркова. – Санкт-Петербург, 2012. – 23 с.
11. Бурцева, Т. Характеристика инвестиционной привлекательности города / Т. Бурцева // Муниципальная экономика. – 2001. - № 3. – С. 2-12. 16. Бабанов, А.В. Развитие механизма управления инвестиционной привлекательностью региона : дис. … канд. эк. наук : 08.00.05 / А.В. Бабанов. – Москва, 2013. – 179 с.
12. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. – Москва : Финансы и статистика, 2001. – 176 с.
13. Говоров, А.Н. Формирование инвестиционно-инновационной привлекательности экономических систем : автореф. дис. … канд. эк. наук: 08.00.05 / А.Н. Говоров. – Белгород, 2012. – 22 с.
14. Гришина, И.В. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей / И.В. Гришина, А.Г. Шахназаров, И.И. Ройзман // Инвестиции в России. – 2001. - № 4. – С. 7.
15. Зюмалина, А.Р. Инвестиционная привлекательность города: понятие, определения, способы оценки [Текст] / А.Р. Зюмалина // Молодой ученый. – 2011. – № 8. – Т .1. – С. 133–137.
16. Ибрагимова, Г. Р. Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования / Г. Р. Ибрагимова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург : Реноме. – 2012. - С. 197-199.
17. Игонина, Л.Л. Инвестиции [Текст] / Л.Л. Игонина. – М. : Юрист, 2002. – 480 с.
18. Каминский, А.Л. Оценка вариантов территориального размещения строительных объектов с учетом инвестиционной привлекательности регионов РФ: дис…канд. эконом. наук: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (строительство) / Каминский А.Л. – М., 2000. – 125 с.
19. Кольцова, Т.А. Оценка поступления региональных налогов в территориальные бюджеты [Текст] / Т.А. Кольцова //Академический вестник - 2014. - № 1 (27). - С. 180-187.
20. Котуков, А.А. К вопросу исследования понятия «инвестиционный климат» [Электронный ресурс] / А.А. Котуков // Проблемы современной экономики, 2008. - № 4(28). – Режим доступа : http://www.meconomy.ru/issue.php?num=28. – 10.05.2017.
21. Лилев, Н. Инвестиционная привлекательность предприятия / Н. Лилев. – Москва : Лаборатория книги, 2010. – С. 3-4.
22. Наролина, Ю.В. Инвестиционный потенциал и инвестиционный риск как основные составляющие инвестиционной привлекательности региона / Ю.В. Наролина // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 12. – С. 137-143.
23. Петров, А.А. К вопросу о разработке организационно-экономического механизма инвестиционной привлекательности региона [Электронный ресурс] / А.А. Петров // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 1(21). – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/issue.php?num=21. – 13.05.2017.
24. Саак, А. Э. Инвестиционная политика муниципального образования / А.Э. Саак, О.А.Колчина. – Санкт-Петербург.: Питер, 2010. – 336 с.
25. Саак, А. Э. Разработка инвестиционной политики муниципального образования / А.Э. Саак, О.А. Колчина // Муниципальная власть. – 2006. - № 2. – С. 80-86.
26. Удалов, Д.А. Инвестиционная привлекательность как основной критерий для принятия инвестиционного решения. Сущность и проблемы её оценки в условиях переходной экономики [Электронный ресурс] / Д.А. Удалов // Риск. Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2009. - № 4. – Режим доступа : http://www.risk-online.ru/archive/2009/4. - 13.05.2017.
27. Чулков, А.С. Расходы местных бюджетов: методология проведения аудита эффективности [Текст] / А.С. Чулков // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2013. - № 19. - С. 24-30.
28. Шамагарова, Г.М. Инвестиционная привлекательность муниципального образования - залог его успешного развития [Электронный ресурс] / Г.М. Шамагарова // Практика муниципального управления. – 2013. - № 10. – Режим доступа : http://www.gkh.ru/article/9345-10. - 10.05.2017.
29. Якупова, Н.М. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия как фактора его устойчивого развития [Электронный ресурс] / Н.М. Якупова, Г.Р. Яруллина // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 3(35). – Режим доступа : http://www.m-economy.ru/issue.php?num=35. – 10.05.2017.
30. Ярмухаметов В.Г. Управление инвестиционной деятельностью муниципальных образований : дис. … канд. эк. наук : 08.00.05 / В.Г. Ярмухаметов. – Уфа, 2009. – 118 с.