Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что по характеру регулирующего воздействия на общественные отношения административное право является комплексной, правоформирующей отраслью по отношению ко всему комплексу отраслей публичного права (защищающих общегосударственные интересы) - финансового, налогового, экологического, муниципального, информационного, образовательного, земельного и др.
Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения. Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике.
Объектом данной работы являются общественные отношения, которые регулируются административным правом.
Предметом работы являются нормы действующего административного законодательства, регламентирующие общественные отношения, практика их применения, а так же научная ии учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение общественных отношений, регулируемых административным правом.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть административное право;
• изучить понятие административно-правовых отношений;
• исследовать виды общественные отношения, регулируемые административным правом;
• проанализировать актуальные вопросы регулирования общественных отношений в администртивном праве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Административное право и административно-правовые отношения
1.1. Административное право
Научные подходы к пониманию предмета и основных характеристик административного права, его места в системе отраслей права были заложены представителями отечественной юридической науки в конце XIX - начале XX в. В тот период административное право рассматривалось как право внутреннего управления, под которым в широком смысле понималось полицейское право, регулирующее как благоустройственную деятельность государства, связанную с предоставлением гражданам различных благ, услуг, так и его правоохранительную деятельность, связанную с обеспечением государственной и общественной безопасности, выявлением, пресечением и предупреждением правонарушений.
Советские ученые-административисты отошли от понимания административного права как полицейского и стали рассматривать его как совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе государственного управления, в ходе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов определяют административное право как отрасль права, регулирующую общественные отношений управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов, а также при обеспечении юридической защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц. Названные ученые рассматривают государственное управление в качестве формы осуществления исполнительной власти, т.е. как исполнительно-распорядительную деятельность.
Некоторыми ведущими учеными-административистами на рубеже XX - XXI вв. была осознана необходимость пересмотра сформировавшегося облика данной отрасли права. В частности, Ю.А. Тихомиров уже в 2001 г. отмечал, что «симпатии» постсоветского административного права повернулись от управления в чистом виде к регулированию, к «сугубо нормативным способам воздействия, создающим рамки деятельности. Административные режимы функционального содержания как бы скрепляют и придают единообразную направленность свободно действующим субъектам ради сохранения публичных интересов».
Очевидно, что необходимость модернизации механизма административно-правового регулирования общественных отношений обусловлена формированием в современной России нового социально-экономического уклада, существенно отличающегося от того, который существовал в советский период, и, соответственно, возникновением потребности в пересмотре роли, задач, функций, форм и методов деятельности органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, в механизме функционирования государства и общества на основе положений Конституции РФ 1993 г. Реально такой пересмотр происходит уже с начала 2000-х гг. В частности, в ходе проведенной в 2004 - 2012 гг. административной реформы возник, получил нормативно-правовое закрепление и развивается в настоящее время ряд направлений корректировки административно-правового регулирования общественных отношений. К числу таких направлений можно отнести формирование института оказания публичных (государственных и муниципальных) услуг; систематизацию и упорядочение административных процедур, в рамках которых органы исполнительной власти реализует имеющиеся у них функции; существенное сокращение числа видов деятельности физических и юридических лиц, подлежащих лицензированию; введение в жесткие нормативно-правовые рамки контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти; либерализацию законодательства об административных правонарушениях.
Четко и полно определить место и роль административного права в правовой системе Российской Федерации невозможно без рассмотрения вопроса о соотношении его с другими отраслями российского права, без установления границ того массива общественных отношений, который регулируется нормами административного права, и соответственно пределов административно-правовой регламентации. Попробую в рамках настоящей статьи охарактеризовать юридическую специфику административного права, пределы действия его норм, его место и роль в системе современных отраслей права.
В российской системе права имеются отрасли, нормы которых хотя и обособлены в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах, однако сфера регулируемых этими отраслями общественных отношений нормативно не закреплена. К числу таких отраслей относится и административное право. В Конституции РФ (ст. ст. 71 - 72) наряду с иными отраслями законодательства названо в том числе административное законодательство, наличие которого официально подтверждает существование административного права как одной из отраслей российского права. Однако в отличие от многих других отраслей российского законодательства и соответствующих им отраслей права, например гражданского, семейного, жилищного, земельного, трудового, уголовного, налогового, таможенного, муниципального, экологического, градостроительного, административное законодательство не систематизировано.
Это законодательство представляет собой формировавшуюся в течение длительного времени вне какой-либо концепции и системы совокупность федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые имеют общую сферу правового регулирования, а именно сферу функционирования исполнительной власти. В структуре этого законодательства есть и крупные федеральные законодательные акты, в частности Федеральные законы от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем данные законодательные акты регулируют отдельные направления деятельности органов исполнительной власти и возникающие в ходе этой деятельности отношения и ни по отдельности, ни в совокупности не имеют концептуального значения в административном праве.
Кроме того, поскольку в юридической науке предмет административного права увязывается прежде всего с функционированием исполнительной власти, которая пронизывает абсолютно все сферы жизнедеятельности государства и общества, имеет место конвергенция публичного и частного права, а потому при определении сферы регулируемых административным правом общественных отношений возникает сложный вопрос об их отграничении от существующих параллельно с ними правовых отношений иной отраслевой принадлежности. Например, отношения в сфере использования и охраны земель регулируются гражданским, земельным и административным правом; отношения в сфере строительства объектов капитального строительства - земельным, градостроительным, гражданским и административным правом; отношения в сфере образования, здравоохранения - гражданским и административным правом; отношения в сфере финансов - финансовым и административным правом и т.п. Помимо этого, административное право и иные отрасли права могут регулировать аналогичные по своему содержанию общественные отношения.
Административное право является одной из центральных отраслей российского права, нормы которой тесно переплетены и применяются во взаимосвязи с нормами других отраслей не только публичного, но и частного права. Такое место данной отрасли в системе права обусловливается тем, что ее нормы устанавливают правовые основы построения системы органов исполнительной власти, иных административно-публичных органов, их компетенцию и полномочия в различных сферах функционирования государства и общества, регулируют организацию и определяют формы и методы их внешней правоприменительной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация норм многих отраслей как публичного, так и частного права (таких как финансовое, таможенное, гражданское, семейное, жилищное, градостроительное, земельное, экологическое право).
В частности, нормы административного права определяют систему, административную компетенцию и полномочия, административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдающих лицензии и иные специальные разрешения физическим лицам и организациям и реализующих соответствующие нормы гражданского права и т.п.
Кроме того, действие норм других отраслей как публичного, так и частного права обеспечивается посредством невластной реализации, т.е. самостоятельного, без участия административно-публичных органов, использования, исполнения и соблюдения физическими лицами и организациями отдельных норм административного права. Например, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями административно-правовых норм, предусматривающих обязанность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, позволяет обеспечивать реализацию норм финансового права, регламентирующих правила исчисления налогов. Соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров санитарных требований, установленных нормами административного права, позволяет обеспечивать реализацию гражданско-правовых норм, предусматривающих права покупателей на приобретение качественных и безопасных товаров. Соблюдение гражданами - участниками дорожного движения административно-правовых норм, регламентирующих правила фиксации дорожно-транспортных происшествий, позволяет обеспечивать использование норм гражданского права, определяющих порядок возмещения имущественного ущерба, причиняемого этими происшествиями.
Помимо содействия реализации норм различных отраслей права, административно-правовые нормы призваны охранять и защищать общественные отношения, урегулированные этими нормами. Такая охрана и защита обеспечиваются прежде всего посредством осуществления регулируемой нормами административного права контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти и иных административно-публичных органов, в ходе которой выявляются и пресекаются нарушения норм различных отраслей права (земельного, экологического, градостроительного, жилищного и т.д.), а также посредством применения предусмотренных данными нормами мер административного принуждения, в частности пресекательно-восстановительных мер и мер административной ответственности. Например, нормы Особенной части КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение норм конституционного, гражданского, трудового, финансового, земельного, экологического права.
Таким образом, административное право в системе отраслей российского права выполняет следующие функции:
1) определяет систему, компетенцию и полномочия органов исполнительной власти, иных административно-публичных органов, устанавливающих и (или) применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права;
2) предусматривает правила подготовки,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249,
6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
7. Административное право России. В 3 ч. Ч. 2: Учебник / Н.П. Анисимова, Н.И. Буденко, Б.П. Кондрашов [и др.]; Под ред. А.П. Коренева. М.: Изд-во Московского юридического института МВД России, 1997. С. 313.
8. Административный процесс Российской Федерации: Учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2017. С. 44 - 52.
9. Валяев Ю.К. Метод разрешения в административном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.
10. Гормах А.Б. Лицензионно-разрешительная система: понятие и сущность / А.Б. Гормах // Вестник Московского университета МВД России. 2003. N 3. С. 96.
11. Демин А.А. О влиянии гражданского права на отношения административной ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 2. С. 76 - 79.
12. Кисин В.Р. Некоторые размышления о положении юридического лица как субъекта административно-деликтного отношения // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 41 - 44.
13. Козлов Ю.М. Избранные труды: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Э.П. Андрюхина. М., 2017. С. 24 - 26, 87 - 93.
14. Кононов П.И. О современных подходах к пониманию административного права: право публичного управления или право публичного благополучия // Там же. 2017. N 3. С. 64 - 70.
15. Кононов П.И. Современное административное право России: опыт системно-правовой характеристики // Российский юридический журнал. 2018. N 1. С. 124.
16. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2015. С. 26 - 27.
17. Лунгу Е.В. Конституционные правоотношения и административно-правовые отношения: сравнительный анализ // Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 62 - 65.
18. Мильшин Ю.Н. Особенности разрешительного порядка регулирования общественных отношений // Административное право и процесс. 2019. N 9. С. 68 - 70.
19. Осинцев Д.В. Административно-дисциплинарные отношения коллективных субъектов // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 6 - 9.
20. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 3.
21. Осинцев Д.В. Система административного права (методология, наука, регламентация): Моногр. М., 2014. С. 119 - 121.
22. Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. Л., 1960. С. 105 - 107.
23. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. С. 56.
24. Прокошева Е.А. Административно-разрешительная деятельность (административное санкционирование) в сфере градостроительства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород. 2017. С. 3.
25. Протасов В.Н. Иррациональные методы властвования как инструмент самосохранения и экспансии бюрократически организованных систем управления // Государство и право. 2017. N 10. С. 55 - 61.
26. Разрешительная система в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева [и др.]; Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. С. 19.
27. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учеб. М., 2015. С. 23 - 24, 35, 54.
28. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: Учеб. М., 2017. Ч. 1. С. 19 - 20.
29. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2001. С. 59.