Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная теория и методика дошкольного воспитания обозначает
важнейшие ориентиры обновления содержания воспитательнообразовательной системы в рамках ДОУ в настоящее время. Она нацеливает
педагогов на уникальность личности каждого дошкольника, на установление
доверительных партнерских взаимоотношений, расширение кругозора
ребенка, проектирование соответствующей развивающей среды, обеспечение
условий для самостоятельной и совместной деятельности детей на основе их
интересов и склонностей.
Содержание актуальных программных документов в области дошкольного
образования направлено на целостное формирование личности ребенка.
Задачи познавательного развития занимают в них центральное место. В связи
с введением обновленных Федеральных государственных образовательных
стандартов, при воплощении на практике основной общеобразовательной
программы дошкольного образования возникает необходимость
преобразования организационных основ воспитательного посредством
адекватных форм работы с детьми: игровой, коммуникативной, трудовой,
двигательной, познавательно-исследовательской и т.д.
Ведущей задачей современной образовательной политики в области
образования выступает всестороннее развитие личности ребенка, которая
способна не только хорошо ориентироваться в социальном пространстве, но
и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. При
этом важную роль имеет сформированная познавательная активность
дошкольников. Интенсивность и вариативность проявления этого качества в
большой степени влияет на объем получаемых знаний и позволяет искать
4
нестандартные решения разнообразных ситуаций через преобразование
сложившегося опыта и представлений, тем самым стимулируя гибкость
мышления ребенка.
Проблему познавательного развития дошкольников изучали Л.И. Божович,
Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Рудко; особенности формирования
познавательных интересов - М.Ф. Морозов, И.М. Подберезин, К.М. Рамонова
и др.; проявления познавательной активности и любознательности – Н.
Бабич, Е.А. Бай, Э.А. Баранова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова и другие.
Ученые отмечали, что к старшему дошкольному возрасту у детей активно
формируется такое качество, как познавательная активность, позволяющая
им узнавать новое, интересоваться происходящим, осмысливать его,
преобразовывать.
В случае проблем психофизического развития формирование познавательной
активности может быть затруднено. В полной мере это применимо в
отношении дошкольников с детским церебральным параличом. Основным
дефектом здесь является поражение движений органического генеза. Однако
ведущее нарушение ведет за собой ряд трудностей познавательной и
личностной сфер, о чем убедительно свидетельствуют работы Е.Ф.
Архиповой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой и других ученых.
Несмотря на разноплановость исследований в области познавательной
активности дошкольников, проблема исследования особенностей
познавательной активности и поиска на этой основе наиболее эффективных
средств и условий познавательного развития у детей дошкольного возраста с
детским церебральным параличом на данный момент остается недостаточно
изученной.
Таким образом, налицо противоречие между потребностью общества в
воспитании детей с высоким уровнем познавательного развития и
познавательной активностью и недостаточной представленностью тематики
оптимизации и поиска средств и условий познавательного развития
дошкольников с детским церебральным параличом.
В научно-педагогических и психологических исследованиях делается акцент
на том, что у человека активность приобретает форму деятельности.
Субъективную позицию ребенка дошкольного возраста обеспечивает
познавательная деятельность, имеющая характер поисковой. Познавательная
активность детей с детским церебральным параличом в настоящее время
изучена еще недостаточно полно и всесторонне. Нарушение функций
5
опорно-двигательного аппарата и двигательный дефект при детском
церебральном параличе негативно влияет на формирование познавательных
процессов детей и обуславливает развитие у них вторичных отклонений.
Недостатки двигательной сферы, влияет на процессы восприятия, которые
обуславливают снижение интереса к окружающим предметам и явлениям и
как следствие познавательной активности ребенка, о чем убедительно
свидетельствуют работы Е.Ф. Архиповой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой
и др. Таким образом, требуется своевременная активизация познавательной
активности детей данной категории, однако анализ литературы указывает, на
недостаточность разработок в этом направлении, что обуславливает
необходимость поиска и теоретического обоснования методов для решения
этой задачи.
Объект исследования – процесс развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет – использование рисования песком в развитии познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным
параличом.
Цель исследования – рассмотреть особенности познавательного развития
старших дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста;
рассмотреть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
охарактеризовать познавательное развитие старших дошкольников с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
рассмотреть организацию и методы исследования;
охарактеризовать качественный и количественный анализ;
изучить современные рекомендации.
Методологическую основу исследования составляют: исследования Божович
Л.И., Дыбиной О.В., Поддъякова Н.Н., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В.,
Матюшкина А.М., И.С. Штепиной о познавательном развитии ребенка.
6
Теоретическая значимость: заключается в систематизации и обобщении
литературного материала по проблеме познавательной активности детей
дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты
исследования могут быть взяты педагогами коррекционного детского сада за
основу организации работы по познавательному развитию детей
дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Методы исследования: Совокупность теоретического анализа с решением
практических задач обусловила выбор методов исследования, включающих
теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования, обобщение полученных
экспериментальных данных, эмпирические методы: наблюдение, психологопедагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 98» г.
Курска. В исследовании принимали участие 30 детей.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты познавательного развития старших дошкольников
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
1.1 Сущность понятие «познавательное развитие» в психолог педагогическом
контексте, его особенности у детей дошкольного возраста
Педагоги считали, что развитие происходит в процессе привлечения человека
к разным видам деятельности. В процессе развития у ребенка формируется,
прежде всего, умение устанавливать отношения между мотивом и целью.
Ребенок учиться планировать, организовывать свою деятельность,
соподчинять свои действия, выбирать способы деятельности. В процессе
развития ребенка как субъекта деятельности, у него формируются
целенаправленность, произвольность, ребенок учится выбирать необходимые
способы действия для решения разных задач и применять их. Сначала
необходимо рассмотреть понятие «деятельность». По определению А.Г.
Асмолова, деятельность – это динамическая самораскрывающаяся
иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе
7
которых происходит появление образа, воплощение его в объекте,
преобразование субъекта в предметной действительности [18, с. 111].
«Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия
человека с окружающим миром, отвечающая потребности и вызвавшая
взаимодействие, как «необходимость» в достижении чего-либо», – писал С.Л.
Рубинштейн [39, с. 622].
Деятельность подразделяется на разные виды (игровая, познавательно
исследовательская, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и
хозяйственно-бытовой труд, конструирование, музыкальная деятельность,
восприятие художественной литературы, двигательная деятельность), но в
данной работе будет рассмотрена познавательная деятельность. Ребенок
познает мир вокруг себя, получает и добывает знания, поэтому
познавательная деятельность является главной в развитии ребенка. Она
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: Приказ Миобрнауки РФ от17 октября 2013г.
№1155 // Образовательная политика. - 2014.-№1. - С.11-26.
2. Аксенова, Л. И. Абилитационная педагогика : учебное пособие для
академического бакалавриата [Текст] / Л. И. Аксенова. – М. : Издательство
Юрайт, 2018. – 377 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном
образовании : учебник для СПО[Текст] / Е. А. Медведева [и др.] ; под ред. Е.
А. Медведевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. –
274 с.
4. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья : учебное пособие для СПО [Текст] / Л. И.
Аксенова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 377 с.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов
высших учебных заведений / [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lib.omgpu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_/ (Дата обращения: 04.04.2020).
8
6. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и
прикладного бакалавриата [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П.
Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей школьного возраста: пособие для родителей / Л. А.
Венгера, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.
8. Воровщиков, С. Г. Как эффективно развивать логическое мышление
дошкольников: управленческий и методич. Аспекты [Текст] / С. Г.
Воровщиков. – М.: Проспект, 2015. – 287 c.
9. Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не
посещающих ДОУ : практ. пособие для СПО [Текст] / Л. В. Ворошнина. – 2-е
изд. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 158 с.
10. Гайдай, Н. П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС [Текст] /
Н.П. Гайдай. – 2015. – С 7-10.
11. Губанова, А.П. Психологические характеристики детей старшего
дошкольного возраста [Текст] / А.П. Губанова // Современная психология и
педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ.
конф. № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 75-79.
12. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология.
Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.
П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 313 с.
13. Гуревич, П. С. Психология личности: учебное пособие [Текст] / П. С.
Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 559 c.
14. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство
формирования ключевых компетенций [Текст] / Н. Н. Двуличанская // Наука
и образование: электронное научно–техническое издание. – 2015. – № 4. – С.
47-56.
15. Завьялова, Т. П. Профилактика нарушений опорно-двигательного
аппарата у обучающихся : учебное пособие для СПО [Текст] / Т. П.
Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 184 с.
16. Князева, В. В. Педагогика [Текст] / В. В. Князева. – М.: Вузовская
книга, 2016. – 872 c.
9
17. Коробкова, В. В. Концепция развития воспитательного потенциала
семьи в образовательной практике современной России: моногр. [Текст] / В.
В. Коробкова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 252 с.
18. Климова, Т. Г. Психолого-педагогическая помощь детям «группы
риска» и их семьям [Текст] / Т.Г. Климова // Вестник социальной работы. –
2016. – № 1. – С. 111-116.
19. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум
[Текст] / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
20. Логическое мышление: что это такое и как его развивать? –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. –
http://tatianabadya.ru/articles/improve/logicheskoe-myshlenie-chto-eto-t... (Дата
обращения: 04.04.2020).
21. Макеева, С. А. Социально-педагогическая поддержка детей «Группы
риска» [Текст] / С. А. Макеева, А. А. Макеева. – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа. – http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf. (Дата обращения:
04.04.2020).
22. Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными
возможностями здоровья : учебное пособие [Текст] / Е. А. Медведева. – 2-е
изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 82 с.
23. МДОУ Детский сад N 19 «Солнышко» п. Деревянка – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа. – https://ds19s.nubex.ru/(Дата обращения:
04.04.2020).
24. Немов, Р. С. Общая психология. Общая психология: учебник [Текст] /
Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. – 2472 c.
25. Немов, Р. С. Общая психология: психология личности: учебник и
практикум для академического бакалавриата [Текст] / Р. С. Немов. –
Люберцы: Юрайт, 2015. – 739 c.
26. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник [Текст] / В. В. Нуркова, Н.
Б. Березанская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 524 c.
27. Петрова, Л. И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети
[Текст] / Л. И. Петрова. – Р-н/Д : Феникс, 2016. – 350 с.
10
28. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа. – http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html. (Дата
обращения: 04.04.2020).
29. Продуктивный метод обучения в професс. обучении. – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа. – http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–
obucheniya–v–professobu. (Дата обращения: 04.04.2020).
30. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум
[Текст] / Д. М. Рамендик. – М.: Форум, 2015. – 304 c.
31. Рогова, Е. А. Понятие и сущность продуктивных методов обучения. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. –
https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf. (Дата обращения: 04.04.2020).
32. Рудакова, И. А. Девиантное поведение [Текст] / И. А. Рудакова, О. С.
Ситникова, Н. Ю. Фальчевская. – Р-н/Д.: Феникс, 2016. – 156 с.
33. Проблема произвольной регуляции в трудах Л. С. Выготского. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://cyberleninka.ru/article/n/
problema-proizvolnoy-regulyatsii-v-trudah-l-svygotskogo. (Дата обращения:
04.04.2020).
34. Сковиков, А. К. Логика: учебник и практикум для бакалавров [Текст] /
А. К. Сковиков. – М.: Юрайт, 2015. – 575 с.
35. Шадриков, В. Д. Общая психология: учебник для академического
бакалавриата [Текст] / В. Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
36. Щербинина, О. С. Работа с семьями «группы риска» как механизм
воспроизводства здоровой нации [Текст] / О.С. Щербинина // Триединство
здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа
устойчивого развития России в XXI веке. – 2014. – № 12. – С. 146-151.