Фрагмент для ознакомления
2
В целях разработки программы гражданско- патриотического вос-питания для кадетских классов, нами были определены «ключевые идеи», которые являются основополагающим фундаментом для разработки кон-цептуальных основ программы. «Ключевые идеи» являются отображением содержательной философской и педагогической составляющей для реали-зации программы.
1) Гражданско – патриотическо воспитание в условиях кадетского класса должно воспитывать исключительно любовь к своей Родине – Рос-сийской Федерации. В процессе формирования осознания воспитаннику необходимо осознать своё место в обществе, а также занять активную гражданскую позицию.
2) В результате гражданско – патриотического воспитания у каж-дой личности должна быть сформирована самостоятельность, которая позволит осознанно и конструктивно принимать решения, взаимодействуя с другими людьми. Одним из ключевые значений, здесь является меж предметная форма деятельности, которая заключает в интеграции как урочной, так и внеурочной деятельности различной направленности.
3) Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и под-ростков носит уникальный характер. Такая направленность воспитатель-ной работы направлена на укоренение тяжести борьбы за свободу с немецко – фашистским захватчиком. Также дети осознают ценность свобо-ды и независимости, которая досталась российскому народу тяжелейшей ценой.
4) Определены основные направления программы гражданско – патриотического воспитания для кадетских классов: духовно – нравствен-ное, историко – краеведческое, гражданско – патриотическое, социально – патриотическое, военно – патриотическое, героико – патриотическое, спортивно – патриотическое, которые являются ключевыми для реализа-ции общей программы гражданско – патриотического воспитания для ка-детских классов.
5) Определены основные принципы реализации программы гражданско – патриотического воспитания в кадетских классах: система-тичность и последовательность, сознательность и активность, уважение личности каждого, опора на положительные качества каждого воспитан-ника, опора на включение в активную деятельность, непрерывное взаимо-действие с другими видами воспитания; научность и механизм; использо-вание многообразие форм и методов, способствующих гражданско – пат-риотическому воспитанию.
6) Расширение среды социального партнёрства, которое носит для детей и подростков неоценимый социализирующий характер. Процесс коммуникации со сверстниками, взрослыми, социальными партнёрами позволяет определит дальнейшей профориентационный маршрут ребёнка, который определит его дальнейшую жизнь и судьбу.
7) Исключительная опора на базовые национальные ценности, ко-торые являются ключевыми для российской национальной воспитательной системы. Базовые национальные ценности становятся теоретико – методо-логическим и методическим фундаментом для осуществления воспитатель-ной работы с детьми и подростками, так как у подрастающего поколения воспитывается традиционность, которая продолжает лучшие российские традиции во всех направлениях гражданско – патриотической деятельно-сти.
8) Поддержка политики государства в отношении нравственных ценностей, действий государства в рамках событий, происходящих в со-временных реалиях, толерантное отношение к своему внутреннему миру и к особенностям каждого человека в отдельности. Причём толерантность проявляется не только в терпимости в национальном плане, но и в уваже-нии личного мнения каждого человека.
Таким образом, нами приведён перечень «ключевых идей» програм-мы гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов, кото-рые являются основой для программы гражданско – патриотического вос-питания. Опора на «ключевые идеи» является отправной точкой для про-ведения грамотной и обоснованной работы в направлении гражданско – патриотического воспитания.
3.2. Организационно – методическое сопровождение программы гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов
Организационно – методическое обеспечение программы граждан-ско – патриотического воспитания является отображением основных из-влечений, которые касаются механизма реализации программы.
1) Паспорт программы – документ, описывающий основные све-дения о программе.
Участниками программы являются:
1) Административно – управленческий корпус Морской школы – директор и его заместители по всем направлениям работы.
2) Родительский комитет – представители родительской обще-ственности (законные представители).
3) Учителя – предметники, реализующие программы основного общего и среднего общего образования.
4) Классные руководители, осуществляющие реализацию рабочих программ воспитания в классах.
5) Воспитатели – педагоги, осуществляющие воспитательную ра-боту в течении учебного дня и контролирующие режимные моменты обу-чающихся кадет.
6) Педагоги социально – психологической службы школы – педа-гог – психолог и социальный педагог.
7) Специалисты штаба воспитательной работы Морской школы.
8) Самоуправление Морской школы – коллектив активных кадет, участвующих в системе самоуправления Морской Школы.
9) Медицинская служба Морской школы - включена по необхо-димости и по согласованию.
10) Руководители объединений внеурочной деятельности и допол-нительного образования.
11) Комбинат школьного питания (по согласованию).
Организационно – методическое сопровождение программы граж-данско-патриотического воспитания для кадетских классов также выража-ется в разработке примерного календарно – тематического планирования, определённого по всем указанным в паспорте программы направлениям:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Устав ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга.
3) Агеева В. А. Содержание и направления гражданско-патриотического воспитания школьников / В. А. Агеева, В. М. Коптев // 21 век: фундаментальная наука и технологии : Материалы XXIIмеждународной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 03–04 февраля 2020 года. – North Charleston, USA: LuluPress, Inc., 2020. – С. 37-38.
4) Аниськин В. Н. Сочетание традиционных и электронных образовательных ресурсов при построении рабочих программ воспитания / В. Н. Аниськин // Информационные и инновационные технологии в науке и образовании : Сборник научных трудов по итогам VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Таганрог, Россия, 27–28 октября 2022 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2023. – С. 26-29.
5) Беляев А. Г. Личностные особенности подростков, обучающихся в кадетском классе и классе программы «Математическая вертикаль» / А. Г. Беляев // Цивилизация знаний: российские реалии : Сборник трудов XXII Международной научной конференции, Москва, 15–24 апреля 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 543-548.
6) Богуславский М. В. Реализация гражданско-патриотической программы воспитания К.Д.Ушинского в современном российском образовании / М. В. Богуславский, Т. Н. Богуславская // XVII Акмуллинские чтения : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 02–03 декабря 2022 года. Том II. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. – С. 257-260.
7) Бодня А. В. Гражданско-патриотическое воспитание современных школьников как условие успешности освоения образовательной программы / А. В. Бодня, Т. Б. Хорошилова // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками : материалы Международной научной конференции, Липецк, 20 октября 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 20-25.
8) Бурдина Г. М. Организация научно-исследовательской работы школьников в области гражданско-патриотического воспитания / Г. М. Бурдина, В. Д. Морковкина // Форум молодых ученых. – 2019. – № 1-1(29). – С. 619-624.
9) Варламова М. В. Программа воспитания и социализации обучающихся кадетского класса / М. В. Варламова // Воспитание и дополнительное образование. – 2022. – № 1(84). – С. 45-47.
10) Веретенникова Л. Г. Гражданско-патриотическое воспитание школьников на примере истории Великой Отечественной войны / Л. Г. Веретенникова // Истоки и уроки Великой Победы : Сборник научных статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию победы в Великой Отечественной войне, Курск, 22 мая 2020 года / Редколлегия: В.В. Коровин [и др.]. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. – С. 47-53.
11) Дегтерев В. А. Экспертиза и самоэкспертиза программ воспитания в образовательной организации / В. А. Дегтерев // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей, Екатеринбург, 05–06 ноября 2020 года. Том Часть 1. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 77-79.
12) Дрога В. М. Качество образования - проблема современного менеджмента в образовании / В. М. Дрога // Профессия, что всем даёт начало: роль педагога в современном образовании : СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ, Челябинск, 31 января – 08 2023 года. – Челябинск: Издательство ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2023. – С. 110-111.
13) Ильина Н. В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в рамках современного образования / Н. В. Ильина // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2020. – № 2(36). – С. 89-96.
14) Кадышева Д. Ю. Изучение уровня патриотического воспитания учащихся классов кадетской школы / Д. Ю. Кадышева, О. С. Индейкина // Теоретические и прикладные аспекты естественнонаучного образования : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященная 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и Году педагога и наставника, Чебоксары, 18 мая 2023 года / Отв. ред. Д. В. Репин. ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева". – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. – С. 228-230.
15) Карманова О. Е. Средства гражданского воспитания учащихся кадетского класса / О. Е. Карманова, Т. С. Дорохова // Актуальные проблемы социогуманитарного образования : Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Том Выпуск 6. – Екатеринбург : Без издательства, 2023. – С. 54-60.
16) Касимова А. К. Культурные ценности учащихся кадетских и общеобразовательных классов / А. К. Касимова // XLVIII итоговая студенческая научная конференция удмуртского государственного университета : Материалы всероссийской конференции, Ижевск, 14–18 апреля 2020 года. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. – С. 396-399.
17) Кузьмина И. Е. Российское движение школьников как ресурс гражданско-патриотического воспитания / И. Е. Кузьмина, Н. В. Осадченко // XXVI Царскосельские чтения : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2022 года. Том II. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2022. – С. 97-105.
18) Лупина И. В. Особенности гражданско-патриотического воспитания кадетов через организацию дополнительных общеразвивающих программ / И. В. Лупина // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 16 июня 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 73-76.
19) Махаева Г. М. Становление и развитие менеджмента в образовании в России / Г. М. Махаева // Проблемы и перспективы современной науки и образования : материалы II всероссийской научно-практической конференции преподавателей, магистрантов, студентов, Махачкала, 27 апреля 2023 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2023. – С. 133-137.
20) Менеджмент в образовании : учебное пособие : [16+] / Л. В. Быкасова, Л. Г. Интымакова, О. Н. Кирюшина [и др.] ; науч. ред. Л. В. Быкасова ; Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ). – Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2020. – Часть 2. Деятельностный подход к проблеме менеджмента в образовании. – 174 с.
21) Менеджмент основных профессиональных образовательных программ / Е. А. Гнатышина, Н. В. Уварина, Д. Н. Корнеев [и др.]. – Челябинск : ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2022. – 128 с.
22) Мирошниченко А. А. Школьные программы воспитания: диагностичность и информативность / А. А. Мирошниченко, И. Н. Александрова // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 172-180.
23) Мусс Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие : [16+] / Г. Н. Мусс. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 183 с.
24) Набоков В. И. Организационная культура : учебник / В. И. Набоков. – Москва : Дашков и К°, 2022. – 202 с.
25) Найденов М. Ю. Уроки истории в системе гражданско-патриотического воспитания школьников / М. Ю. Найденов, О. В. Щупленков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 6-1(45). – С. 154-156.
26) Некрасов С. Н. Технологии в гуманитарном образовании и сакральное ядро русской культуры: проблемы менеджмента образования и требования времени / С. Н. Некрасов // Социально-гуманитарное образование: актуальные проблемы : Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции, Екатеринбург, 15 апреля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. – С. 198-210.
27) Нечаев М. П. Проектирование модуля «внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания / М. П. Нечаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2023. – № 4. – С. 96-101.
28) Нечаев М. П. Управление реализацией модуля "Классное руководство" рабочей программы воспитания : Учебно-методическое пособие / М. П. Нечаев. – Москва : Академия социального управления, 2023. – 127 с.
29) Нечаев М. П. Федеральная рабочая программа воспитания: юридические тонкости и методические советы / М. П. Нечаев // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2023. – № 4(88). – С. 37-40.
30) Николаев А. А. Стратегическое управление организацией : учебник : [16+] / А. А. Николаев ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва : Прометей, 2023. – 598 с.
31) Олешко С. Н. Особенности социализации девочек в кадетских классах / С. Н. Олешко, М. А. Ермак // Векторы образования: от традиций к инновациям : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Анапа, 29 октября 2021 года / Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2021. – С. 82-84.
32) Панин Д. Ю. Нетрадиционные технологии и приемы воспитания патриотизма, гражданственности, уважения прав человека у обучающихся в кадетских классах / Д. Ю. Панин // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14, № 1(55). – С. 140-149.
33) Полежаев Д. В. Гражданско-патриотическое содержание примерной программы воспитания: структурно-модульное измерение / Д. В. Полежаев // Актуальные социально-экономические проблемы развития общества в России и за рубежом : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Волгоград, 26 ноября 2021 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Амирит", 2021. – С. 1008-1016.
34) Полежаев Д. В. Новая программа воспитания: гражданско-патриотические аспекты работы классного руководителя / Д. В. Полежаев // Сборник материалов по итогам проведения Всероссийского студенческого конгресса лидеров педагогических вузов, Волгоград, 07–09 сентября 2021 года / Министерство просвещения России, Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград: Б. и., 2021. – С. 13-23.
35) Рабочая программа воспитания: разработка и реализация : образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для руководящих работников образовательных организаций / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков, К. С. Задорин, Н. Н. Журба ; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 96 с.
36) Ручко Л. С. Экспертиза проектов рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций / Л. С. Ручко // ВНЕшкольник. – 2021. – № 2(200). – С. 29-32.
37) Саратовцева Н. Созидая настоящих мужчин: из опыта воспитательной работы в кадетских классах общеобразовательной школы / Н. Саратовцева // Воспитание школьников. – 2021. – № 3. – С. 26-34.
38) Строк А. Н. Повышение военно-прикладной физической подготовленности учащихся X классов учреждений системы кадетского образования на факультативных занятиях / А. Н. Строк, Л. Г. Харазян // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2021. – № 15. – С. 69-73.
39) Ступоченко Е. В. Исследование результативности первого этапа обучения подростков кадетских классов / Е. В. Ступоченко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 4(58). – С. 202-205.
40) Тезиков Д. А. Кадетские классы в системе патриотического воспитания / Д. А. Тезиков // Вопросы совершенствования физической, тактико-специальной и огневой подготовки сотрудников полиции к оперативно-служебной деятельности : Материалы научно-технической конференции, Волгоград, 19 мая 2021 года / Волгоградская академия МВД России. Том Выпуск 4. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2021. – С. 88-91.
41) Треногин В. В. Организация педагогического сопровождения процесса формирования военно профессиональной ориентации у воспитанников кадетских классов Росгвардии / В. В. Треногин, И. А. Алехин, Е. И. Федак // Мир образования - образование в мире. – 2021. – № 3(83). – С. 102-107.
42) Утемов В. В. Менеджмент риска в образовательных проектах и программах / В. В. Утемов, С. В. Ершова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2021. – № 3. – С. 97-107.
43) Фадеева Ю. В. Опыт обновления и реализации рабочей программы воспитания / Ю. В. Фадеева // Туныктышо. Учитель. – 2023. – № 1. – С. 14-16.
44) Федосов А. Ю. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях цифровой трансформации образования / А. Ю. Федосов // Нижегородское образование. – 2021. – № 2. – С. 28-36.
45) Химич Ю. В. Программа гражданско-патриотического воспитания среди учащихся 9-11-х классов / Ю. В. Химич, С. Д. Матюшкова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : Сборник научных статей. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 275-278.
46) Челышева И. В. Теория и методика развития социальной активности школьников с использованием элементов медиаобразования : учебное пособие : [16+] / И. В. Челышева, В. С. Шаповалова, Е. В. Мурюкина ; под ред. И. В. Челышевой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 140 с.
47) Черняева Н. Н. Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников / Н. Н. Черняева // Образование и воспитание. – 2020. – № 4(30). – С. 33-37.
48) Шерайзина Р. М. Магистерская программа «Образовательный менеджмент»: из опыта работы / Р. М. Шерайзина, Т. Б. Чугунова // Педагогика и современное образование : Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования, Санкт-Петерьург, 08 июня 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2022. – С. 198-200.
49) Шмырёва Н. А. Патриотическое воспитание : теоретические аспекты : учебное пособие : [16+] / Н. А. Шмырёва, О. С. Кононенко, З. В. Крецан. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 124 с.
50) Шукайло А. Л. «ЮНАРМИЯ»: программа гражданско-патриотического воспитания / А. Л. Шукайло // Ноябрьские правовые чтения: воспитание, этика, культура. Альманах лектория : Материалы региональных (межвузовских) научно-практических конференций, Красноярск, 12–26 ноября 2020 года. Том Выпуск 1. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. – С. 126-127.
51) Южакова А. А. Проблема гражданского и патриотического воспитания обучающейся молодёжи / А. А. Южакова // Студенческая наука - взгляд в будущее : Материалы ХVIII Всероссийской студенческой научной конференции, Красноярск, 15–17 марта 2023 года. Том Часть 5. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. – С. 344-346.
52) Яковлева Е. А. Современные тенденции гражданско-патриотического воспитания молодёжи / Е. А. Яковлева // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. – 2011. – № 2(88). – С. 17-21.
53) Якшина Т. В. Патриотическое воспитание молодёжи Ивнянского Района / Т. В. Якшина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 2(78). – С. 102-108.
54) Яровикова, В. А. Патриотическое воспитание советской молодёжи через систему стройотрядовского движения (исторический опыт 1960-1980-х гг.) / В. А. Яровикова // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе : материалы докладов Международной научно-практической конференции по воспитательной работе, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Барнаул, 27 ноября 2020 года / МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. ПОЛЗУНОВА. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2020. – С. 147-148.
55) Ryabtsev A. V. The value of patriotic education of youth in Russia / A. V. Ryabtsev // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. – 2022. – No. 15(17). – P. 67-74.