Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель и задачи учебной практики
Цель учебной практики – становление общекультурной и общепрофессиональной компетентности студентов в процессе решения учебно-исследовательских задач на основе профессиональной деятельности психолога, социального педагога.
Задачи учебной практики:
1) углубить знания о специфике работы психолога социального педагога в учреждениях разного типа, о его функциях и профессиональных обязанностях, формах и методах работы;
2) формировать навыки научно-исследовательской работы (формировать умение рецензировать научные статьи, моделировать психолого-педагогический эксперимент; аргументировать выбор диагностических методик и оценивать их адекватность предложенной проблеме исследования и др.);
3) закрепить на практике систему знаний, умений и навыков в области технологий поиска, переработки и оформления информации;
4) раскрыть перед студентами перспективы постепенного усложнения их самостоятельной работы в течение последующего обучения, подготовить их к сознательной организации индивидуальной работы.
1 Оформление результатов (педагогический блок)
Тема исследования: «Социально-педагогические меры защиты школьников из социально-неблагополучных семей»
Задание 1: в ходе практики были рассмотрены и изучены следующие статьи, связанные с темой «Социально-педагогические меры защиты школьников из социально-неблагополучных семей»:
1. Митичева, Т. И. «Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях»
2. Кулясова, Ю. А. «Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей»
3. О. У. Гогицаева «Теоретические основы социальнопедагогической работы с детьми из неблагополучных семей»
4. Н.А. Чечель «Работа с детьми из неблагополучных семей»
К каждой статье выполнена рецензия.
Рецензия №1 к статье 1. Митичева, Т. И. «Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях»
Библиографические данные: Митичева, Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 739-742. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24891/ (дата обращения: 07.05.2020).
Статья «Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях» посвящена исследованию особенностей социализации современных подростков в неблагополучных семьях.
Т.И. Митичева рассматривает и изучает сущность понятий социализция, неблагополучная семья.
Автор дает анализ форм неблагополучной семьи, особенностей подросткового возраста, а также исследует основные направления работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Т.И. Митичева поднимает вопрос о проблеме социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России.
Семья является основополагающим фактором влияния на социализацию ребенка, и от того, в какой семье воспитывается ребенок, зависит его социальное развитие.
Если семья оказалась неблагополучной, то можно с уверенностью сказать, что дети, воспитывающиеся в ней, будут сталкиваться с определенными проблемами, которые в дальнейшем приведут к тяжелым последствиям.
Статья «Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях» для меня полезна тем, что позволит глубже проникнуть в проблему социализированности подростка в обществе, а также поспособствует выявлению факторов, определяющих настроение, стабильность самооценки, инициативность и личную деятельность ребенка.
Для того, чтобы предусмотреть социально-педагогические меры защиты школьников из социально-неблагополучных семей, вначале следует изучить внутренний мир самого ребенка, а потом приступать к разработке профилактических мер.
Проанализировав работу Т.И. Митичевой, личная точка зрения не отличалась от авторской позиции.
Рецензия №2 к статье 2. Кулясова, Ю. А. «Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей»
Библиографические данные: Кулясова, Ю. А. Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей / Ю. А. Кулясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1053-1055. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9884/ (дата обращения: 07.05.2020).
Статья «Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей» посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на появление у детей из неблагополучных семей следующих психофизиологических процессов:
1. Агрессия;
2. Трудности в сфере общения;
3. Правонарушения;
4. Снижение замотивированности.
Неблагополучие семей, по мнению Ю.А. Кулясовой – это самостоятельный социально-психологический феномен, который выступает как фактор детей с девиантным поведением.
Проведя исследование, автор статьи отмечает, что у детей в неблагополучных семьях наблюдаются следующие отрицательные психовизиологические процессы:
1. Высокий уровень тревожности;
2. Низкий уровень приспособленности к окружающим;
3. Низкий уровень сотрудничества.
Вышеперечисленные процессы оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка и требует вмешательства грамотных специалистов, чьи усилия будут направлены на разработку комплекса мероприятий по снижению уровня тревожности и конфликтности.
Создание ситуаций успеха, повышение самооценки и формирование позитивной мотивации позволяют ребенку стать более уверенным в себе. Использование поощрения и включения в конструктивное взаимодействие со сверстниками способствует достижению положительных изменений в личностном развитии.
Статья «Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей» для меня полезна тем, что позволит глубже проникнуть в проблему социализированности подростка в обществе, а также поспособствует в разработке комплекса мероприятий по снижению уровня тревожности и конфликтности у детей из неблагополучных семей.
Проанализировав работу Кулясовой Ю. А., личная точка зрения не отличалась от авторской позиции.
Рецензия №3 к статье 3. О. У. Гогицаева «Теоретические основы социальнопедагогической работы с детьми из неблагополучных семей»
Библиографические данные: О.У. Гогицаева, Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей/Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. - Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 133-138.
В данной статье рассматривается роль семьи в формировании личности ребенка, раскрывается влияние детско-родительских отношений на этот процесс, анализируется характеристика наиболее распространенных стилей таких отношений.
Понимание неблагополучной семьи как особого объекта социально-педагогической работы требует построения взаимодействия с семьей на новых теоретико-методических основах.
Социально-педагогическая работа – разновидность социальнопедагогической деятельности, осуществляемой в определенной социальной институции и направленной на точно определенный объект воздействия.
Автор исследует проблему распространения такого явления, как семейное неблагополучие. Обозначенная проблема требует своего решения, поскольку семья – основной институт социализации ребенка, от нее зависит, каким будет наше общество в будущем.
О. У. Гогицаева в качестве решения проблемы появления явления семейного неблагополучия предлагает следующие теоретико-методологические основы социально-педагогической работы с детьми:
1. Философская. Данная основа подразумевает включение семьи в работу по преодолению ее проблем, педагогизации общества, семьи на основе прав человека, создания условий для реализации прав человека, определяют необходимость профессиональной этики и гуманистической основы работы с семьей, общего с семьей решения ее проблем, опоры на