Фрагмент для ознакомления
2
Реализация стратегии развития института связана как с влиянием социально-экономических факторов внешней среды, так и с воздействием внутренних составляющих стратегического процесса.
Структурирование внешней среды вуза целесообразно представить, уточнив границы отрасли, следующим образом:
1) отрасль-Образование;
2) подотрасль 1-базовое образование:
- отраслевой сектор 1-высшее профессиональное образование;
- отраслевой сектор 2-среднее профессиональное образование;
3) подотрасль 2-дополнительное образование
- отраслевой сектор 1 - программы профессиональной переподготовки;
- отраслевой сектор 2 - краткосрочные курсы повышения квалификации. Изменения, происходящие во внешней среде, связаны с переходом от индустриального общества к информационному, с глобализацией и интернационализацией, с изменением роли государств и национальных экономик в геополитическом пространстве.
Следует отметить, что в частном образовании нет стратегических инвесторов, за редким исключением, и нет государственных субсидий.
К силам, способствующим изменениям, относятся:
1) менталитет (изменение ценностей общества в целом и приоритетов индивидов в частности);
2) ресурсы (происходит уменьшение доступа к наиболее ценным ресурсам с одновременным формированием открытого виртуального пространства);
3) глобальное разделение труда (меняется направление потоков финансов, рабочей силы и товаров).
Университет активно развивает собственные программы дистанционного обучения, успешно компенсируя снижение количества очников за счет увеличения количества «дистанционных студентов» (реализуется курс по расширению сферы деятельности).
Работая на рынке бизнес-образования и стремясь внести достойный вклад в повышение конкурентоспособности страны, Институт бизнеса и дизайна стремится повысить собственную конкурентоспособность. Лучшие практики, продемонстрированные ведущими университетскими бизнес-школами, лидирующими в международных рейтингах, являются ориентиром для развития Института бизнеса и дизайна.
Институт бизнеса и дизайна рассматривает соблюдение стандартов аккредитации, разработанных такими организациями, как EFMD, AASCB International и AMBA, как обязательное условие обеспечения и поддержания высокой международной конкурентоспособности.
Института бизнеса и дизайна уважает человеческое достоинство каждого сотрудника, представляющего администрацию, профессорско-преподавательский состав или вспомогательный преподавательский состав, и серьезно относится к их интересам.
В соответствии с этим Институт бизнеса и дизайна считает себя ответственным за:
- всестороннее поощрение и поддержку сотрудников в развитии соответствующих знаний, умений и компетенций;
- обеспечение работы и вознаграждение за ее выполнение, что повышает уровень благосостояния сотрудников;
- институт честен с сотрудниками и предоставляет им открытый доступ к информации, принимая во внимание только административные, правовые и конкурентные ограничения;
прислушивается к предложениям, идеям и требованиям сотрудников;
- избегает дискриминационной практики и гарантирует равное обращение и возможности независимо от пола, возраста, расы, национальности или религии.
Что касается учета потребностей заинтересованных сторон, то речь должна идти прежде всего о создании соответствующей организационной культуры, способной обеспечить не только эффективное функционирование, но и развитие в данном контексте.
Необходимо учитывать двойственную роль работников и менеджмента как субъектов и объектов развития. В связи с этим перераспределение властных полномочий актуально следующим образом:
1) децентрализация полномочий исполнительного руководства;
2) повышение роли персонала (повышение его "оперативной мощи"). Руководство университета определяет следующие стратегические задачи в области организационно-управленческой деятельности:
1) создание единого учебно-научного комплекса университета с включением средних и высших учебных заведений, специализированных научных учреждений;
2) кардинальные изменения в системе управления университетом в целях повышения эффективности управления ресурсами;
3) усиление интеграции и взаимодействия факультетов в организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;
4) оптимизация системы управления университетом, организационные усовершенствования за счет постоянного анализа и выявления "кризисных точек управления" в подразделениях и службах университета (своевременное делегирование полномочий, выявление дублирования обязанностей и поручений, повышение ответственности должностных лиц и исполнителей и их эффективное вовлечение, установление непрерывных информационных потоков на вертикальном и горизонтальном уровнях);
5) повышение самостоятельности факультетов и повышение их ответственности в проведении кадровой политики, в обеспечении и внедрении новых форм образовательной, научно-инновационной, финансово-хозяйственной деятельности.
2.2 Тип рынка
Кратко проанализируем отраслевую среду (используя модель Портера). Высокие барьеры входа (повышение требований Рособрнадзора-лицензирование, аккредитация, мониторинг эффективности) и закрытость рынка для иностранных участников не позволяют говорить о серьезном влиянии со стороны потенциальных участников (новичков). Рыночная власть поставщиков также ограничена, поскольку большинство российских вузов имеют собственные учебные планы и используют собственные учебные материалы.
Таким образом, оценивая характер конкуренции в сфере высшего образования и результирующий уровень рентабельности, можно отметить признаки перехода к олигополии.
Различия в размерах и количестве участников современного рынка высшего образования являются существенными факторами внутриотраслевой конкуренции: общий принцип таков: «Чем больше фирм, тем выше уровень конкуренции».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав АНО «Институт бизнеса и дизайна»
2. https://obe.ru/?yclid=5447889976889223648
3. https://synergy.ru/lp/s/vpo/
4. Грудзинский А.О. Социальный механизм управления инновационным университетом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. – СПб, 2014
5. Ланкин В.Е. Исследование и разработка организационных систем управления в высших учебных заведениях. - Монография. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 178 с