Фрагмент для ознакомления
2
которые способны обеспечить ему успешный переход к организованному и систематическому обучению в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает осознанное желание и понимание необходимости ежедневного посещения школы, потребности в получении новых знаний. Все это возникает у ребенка в процессе естественного социального созревания, появления необходимых внутренних противоречий, которые и задают мотивацию на учебную деятельность. Психологическая готовность к школе предусматривает не только осознанное желание ребенка к учебе, но и наличие у него определенной системы знаний и умений. У каждого ребенка данная система имеется определенный набор элементов и уровень их развития.
Основным элементом психологической готовности ребенка к обучению в школе является мотивация и личностная позиция, а также наличие волевой и интеллектуальной готовности, «внутренней позиции».
К элементам психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста относятся:
Интеллектуальная (умственная) зрелость – способность ребенка дифференцированно воспринимать поступающую информацию, наличие произвольного внимания и аналитического мышления и т.д.
Эмоциональная зрелость – включает в себя эмоциональную устойчивость, практически полное отсутствие импульсивных реакций у ребенка.
Социальная зрелость – наличие у ребенка потребности в общении и взаимодействии со сверстниками, сформированность умения подчиняться интересам других детей и принятие на себя условностей группы, а также готовность взять на себя новую социальную роль – роль школьника.
Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя: интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний); личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей). психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья).
В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук. Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников. Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка.
Нами проведены диагностические работы:
Определен уровень школьной готовности каждого дошкольника, определены его сильные и слабые стороны в развитии психических функций.
Выделены дети "группы риска": у 42% дошкольников выражена психологическая неготовность к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию, удовлетворению школьных требований, адаптации к учебной нагрузке. Основными показателями неготовности являются недостаточная произвольность деятельности, волевые усилия, невнимательность, незрелость мышления, слухоречевое запоминание, сниженная целенаправленность деятельности, неосознанность " внутренней школьной позиции»;
Выявлены причины нежелания ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, который объясняет низкий уровень развития отдельных функций или групп функций.
На основе проведенного исследования и полученных в его ходе результатов можно сформулировать следующие психолого-педагогические рекомендации, направленные на формирование готовности к обучению в школе, которые могут быть использованы педагогами в процессе работы со старшими дошкольниками:
- формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе;
- отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном учебной программой);
- усиление коммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговых форм в организации занятия.