Фрагмент для ознакомления
2
узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью. Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.
Рисунок 4 – Слайд 4
На слайде фото Гжели (рис.5).
Народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью – это Гжель. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов. История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Рисунок 5 – Слайд 5
На слайде фото Жостово (рис.6).
Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.
В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости (современный Мытищинский район Московской области), среди которых было и Жостово, появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы. «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г.», — значилось в их прейскуранте.
После революции в селе и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания стали уделять не только массовому производству, но и уникальным работам известных мастеров.
Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.
Рисунок 6 – Слайд 6
На слайде фото Хохломы (рис.7).
В Древней Руси дерево играло очень важную роль. Из него строили жилища, изготавливали мебель и посуду. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в X-XII веках русские ремесленники делали чаши, ковши, черпаки, а старинные описи монастырских хозяйств часто упоминают токарей, ковшечников, судописцев. Среди посуды, изготавливаемой ремесленниками, существовала особая, окрашенная киноварью и покрытая золотом. Она подавалась на княжеских пирах и царских приемах. Как правило, она производилась при монастырях. Среди ремесленников Троице-Сергиевой лавры были приписанные крестьяне из заволжских сел. Густые, непроходимые леса по берегам реки Керженца с давних времен укрывали беглых крестьян, стрельцов. Сюда же устремились и старообрядцы в период раскола Русской церкви. Именно пришельцы – переселенцы поспособствовали развитию на Нижегородчине посудного промысла и созданию здесь новой оригинальной обработки дерева с имитацией золочения.