Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что школьникам чаще всего приходится делать выбор своей будущей профессии слишком рано. У них еще мало опыта и выбор профессии чаще всего происходит в лучшем случае после посещения очередной тематической выставки. Конечно, если после получения первого образования выпускник поймет, что он получил «не свою» профессию, то он может переквалифицироваться и стать тем, кем хочет быть осознанно. Но на это потратится время. При помощи разработанного курса мы хотели бы ближе познакомить школьников с нашим направлением подготовки. Дать им почувствовать, что могут представлять из себя народно-художественные промыслы и профессии, связанные с ними.
Согласно программе производственной педагогической практики, в результате ее прохождения студент должен овладеть рядом универсальных и общепрофессиональных компетенций. Для этого необходимо пройти ряд этапов подготовительной работы и реализации разработанного проекта.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГБОУ ВО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Поскольку практика проходит на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», необходимо дать характеристику данного учебного заведения и изучить нормативные документы. На сайте ВУЗа в общем доступе представлены устав образовательной организации, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство об образовательной аккредитации, а также локальные нормативные акты. В процессе прохождения практики данные документы были изучены. Это помогло ориентироваться при составлении онлайн-курса для школьников. Также нами был изучен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, где закреплена информация о том, какие лица допускаются к обучению по программам, об условиях организации обучения, образовательных характеристиках и содержательных компонентах образовательной программы, формах обучения, сроках получения образования и т.д.
2 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Для успешного прохождения практики и разработки профориентационных программ мы изучили опыт наших коллег. Подобные программы были разработаны и реализованы, например, в Ярославской области. Мы изучили материалы по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников образовательных учреждений этого региона. Оказание помощи в выборе профессионального будущего строится в ОУ на основе учета индивидуальных особенностей воспитанников (личностных качеств, интеллектуальных особенностей, состояния здоровья), их жизненной ситуации (социально-правовых аспектов, территориального расположения учреждения) и условий современного рынка труда (актуальность и востребованность профессии, прогнозируемый спрос на специалистов).
Главная цель деятельности ОУ по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов – создать условия, обеспечивающие помощь детям в профессиональном самоопределении, в адаптации в социуме и реализации дальнейших профессиональных и жизненных планов.
Основными задачами являются:
1) Создание (усовершенствование) ресурсного обеспечения по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников ОУ, их адаптации в социуме и реализации дальнейших профессиональных и жизненных планов: нормативно-правового, кадрового, информационно-методического, материально-технического, мотивационного и др.
2) Совершенствование форм, методов сопровождения профессионального
самоопределения, жизнеустройства воспитанников.
3) Повышение уровня компетентности специалистов по вопросам сопровождения профессионального самоопределения, жизнеустройства воспитанников.
4) Мониторинг уровня готовности воспитанников к выбору дальнейшего образовательно-профессионального пути, к самостоятельной жизни, наиболее успешной адаптации в социуме и реализации дальнейших профессиональных и жизненных планов. Для осуществления профориентационной деятельности каждое образовательное учреждение ежегодно обеспечивается комплектом актуальных справочноинформационных материалов. Данные материалы в 17-ти ОУ используют для оформления стендов по профориентации, которые обновляют в среднем два раза в год. Значительное большинство ОУ периодически обновляют справочно-информационные материалы, необходимые для работы с выпускниками: по профессиональным образовательным организациям г. Ярославля и Ярославской области, по рынку труда (востребованным профессиям).
Основные темы сценариев профориентационных занятий: мир профессий, экономика и рынок труда, личностное саморазвитие (морально-нравственное, эмоциональноволевое, ценностно-мотивационное), рынок образовательных услуг, основы выбора профессии (типичные ошибки при выборе профессии, стратегии профессионального самоопределения и т.д.), отработка практических навыков составления резюме, прохождения собеседования и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наступление пандемии во всем мире не только научило экстренно переводить события в онлайн-формат, но и открыло новые тренды в проведении виртуальных мероприятий. Например, онлайн-нетворкинг, 3D-выставки и индивидуальные треки участников, поэтому мы выбрали именно онлайн-формат наших занятий. Как говорилось ранее, реализация разработанного курса направлена на помощь школьникам с определением дальнейшей профессии.
Одной из целей курса был обмен опытом между преподавателем (практикантом) и школьниками, налаживание контактов и отношений, раскрытие основ профессии дизайнера в декоративно-прикладном искусстве. Надеемся, что школьники, принявшие участие в курсе, придут именно в наш университет для дальнейшего обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Официальный сайт АГУ [Электронный ресурс] URL: https://www.asu.ru/ (дата обращения 15.02.2021)
2. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Лей Джудит. Деловые встречи: организация и участие. - М.: АСТ, 2004.
4. Пасмуров А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку. - Спб.: Питер, 2006.
5. Полин Эпплби. Организация конференций. - М.: Hippo, 2004.
6. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : издательство Юрайт, 2018. — 400 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://biblio-online.ru/book/pedagogika- 423604
7. Симановский, А. Э. Психология обучения и воспитания : учебное пособие для
академического бакалавриата / А. Э. Симановский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 121 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://biblioonline.ru/book/psihologiya-obucheniya-i-vospitaniya-422749
8. Фроловская М.Н. Педагогика искусства – искусство педагогики: монография / М. Н. ФроловскаяАлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 144 с. Режим доступа:
http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/219
9. Электронная база данных «Scopus» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.scopus.com.