Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Практика является одним из важнейших элементов процесса подготовки квалифицированных специалистов.
Практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей.
Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.Ю.ВИТТЕ (МИЭМП)
1.1 Анализ деятельности университета
Московский Университет имени С.Ю.Витте (МИЭМП) был создан в 1993 году и является одним из первых негосударственных вузов России, получивших лицензию на право ведения образовательной деятельности. Московский Университет имени С.Ю.Витте (МИЭМП) готовит профессионалов во всех сферах экономики и финансов, управления, юриспруденции для дальнейшей работы в компаниях всех форм собственности.
Миссия университета – подготовка активно действующих на рынке и стремящихся к развитию профессионалов, вооруженных технологиями, основанными на лучших достижениях в области теории и практики менеджмента, экономики и юриспруденции, а также культуры управления.
Ключевые задачи развития университета:
- трансформация образовательного процесса, обеспечивающая увеличение роли самостоятельной, творческой, проектно-исследовательской работы студентов, получение ими практических компетенций;
- лидерство в теоретических исследованиях и прикладных разработках ряду перспективных направлений социальных, гуманитарных, технических и естественных наук (мониторинг социально-экономических процессов;
- Инновационное социально-экономическое прогнозирование;
- моделирование и анализ социально-экономических реформ в регионе;
- формирование эффективной практики педагогического образования;
- разработка и внедрение инновационных проектов в региональную систему образования;
- создание банка инноваций и оказание интеллектуальных услуг;
- апробация и внедрение технологий оптимального природопользования и др.);
- разработка и внедрение новых моделей воспитания, направленных на формирование востребованных современным обществом духовно- нравственных качеств личности студентов (системы ценностей, культурных и этических принципов;
- чувства социальной и гражданской ответственности;
- способности осознавать значение актуальных социальных проблем;
- готовности к социально-ответственной, профессиональной деятельности и непрерывному образованию в динамично меняющемся мире);
- повышение уровня удовлетворенности внутренних и внешних потребителей (студентов, преподавателей, работодателей, представителей федеральных и региональных органов власти и др.)
Система управления Московского Университета имени С.Ю.Витте (МИЭМП) организована в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, директивными указаниями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Уставом на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности и обеспечивает оптимальные условия реализации уставной деятельности университета, выполнения его миссии, развития самостоятельности и инициативы его подразделений, сотрудников и обучающихся.
1.2. Ознакомление с образовательными программами, реализуемыми в университете
На сегодняшний день Московский Университета имени С.Ю.Витте (МИЭМП) реализует 199 основных (из них 14 программ СПО и 185 программ высшего образования) и 105 дополнительных образовательных программ (из них 17 дополнительных общеобразовательных программ и 87 дополнительных профессиональных программ).
В 2018 году в целях удовлетворения потребностей рынка труда в подготовке квалифицированных специалистов в отдельных областях профессиональной деятельности, а так же на основании внесения изменений в приложение № 1.3 к лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с намерением оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, были разработаны и утверждены (протокол от 28 мая 2018 года №11) 13 образовательных программ высшего образования (5 программ бакалавриата, 7 программ магистратуры, 1 программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре).
Реализация 11 из вышеперечисленных программ начата с 1 сентября 2018 года.
Что касается общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, то по сравнению с предыдущим отчетным периодом она незначительно увеличилась (19548 чел. против 19705 чел. годом ранее).
1.3 Локальные нормативные акты Университета
В процессе управления Московским Университетом имени С.Ю.Витте (МИЭМП) руководитель или иной орган управления принимают разного рода решения, которые должны быть закреплены в локальных нормативных актах.
Так, согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273–ФЗ) Московский Университета имени С.Ю.Витте (МИЭМП)принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном ее уставом.
Следует отметить, что Закон № 273-ФЗ не содержит определения понятия «локальный нормативный акт».
Тем не менее к числу признаков локального нормативного акта можно отнести следующие:
- локальный нормативный акт действует в образовательной организации в отношении всех или некоторых работников, воспитанников или иных лиц, связанных с организацией какими-либо правоотношениями (например, родителей воспитанников), и рассчитан на неоднократное применение;
- локальный нормативный акт выражает волю образовательной организации;
- локальный нормативный акт направлен на создание какого-либо правила, порядка осуществления работы;
- содержание локального нормативного акта полностью соответствует требованиям законодательства, коллективного договора, соглашения;
- локальный нормативный акт составляет, подписывает и (или) принимает уполномоченное лицо.
Таким образом, локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ, который содержит нормы права, т.е. обязательные для исполнения требования (правила), адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Основное назначение локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.
К локальным нормативным актам в Московском Университете имени С.Ю.Витте (МИЭМП) относятся приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др.
Важность определения статуса локальных нормативных актов, принимаемых в образовательных организациях обусловливается, в том числе, наличием в Законе № 273-ФЗ отдельной статьи, посвященной локальным нормативным актам, регламентирующим основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности. Статус локальных нормативных актов регламентируется нормами не только Закона № 273-ФЗ, но и Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее ТК РФ) в зависимости от предмета регулирования – образовательные или трудовые отношения.
При этом следует отметить, что ТК РФ предусматривает особый порядок принятия ряда локальных нормативных правовых актов. Так, например, согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка Московский Университета имени С.Ю.Витте (МИЭМП) утверждаются с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В Московском Университете имени С.Ю.Витте (МИЭМП) приняты четыре варианта принятия локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые отношения:
1) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников (чаще всего это первичная профсоюзная организация);
2) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников в силу требования коллективного договора, соглашения;
3) без учета мнения представительного органа при обязательности согласования с ним;
4) без учета мнения при необязательности согласования или при отсутствии представительного органа.
Следует иметь в виду, что некоторые нормы ТК РФ устанавливают именно необходимость принятия локальных нормативных правовых актов.
2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В качестве основных психолого-педагогических условий, как вариант, можно выделить следующие:
• определение необходимого уровня профессиональной подготовки бакалавров по отдельным темам, являющимся обязательной базой для успешного освоения изучаемого курса и их интеграцию с общенаучными и специальными дисциплинами вуза, определяя при этом междисциплинарные связи на основе составления структурно-логических схем и сетевого планирования;
• личностно ориентированное построение содержания подготовки с учетом специфики обучения в вузе на основе выделения основополагающих социально-профессиональных факторов, определяющих профиль будущего выпускника;
• разработку и использование модели профессиональной подготовки и деятельности студентов на ведущих кафедрах вуза;
• установление научно обоснованных норм затрат времени на выполнение учебных заданий и выбор форм и методов обучения с учетом направления обучения, типа образовательного учреждения и условий профессиональной подготовки;
• интенсификация педагогического процесса на ведущих кафедрах вуза на основе комплексного использования систем интенсивного обучения;
• определение оптимального количества формирующих заданий и упражнений, направленных на формирование компетенций, приобретение специальных умений и навыков, отвечающих требованиям функций профессиональной деятельности и развитию познавательной активности студентов в системе многоуровневой подготовки и др.
3. ЗНАКОМСТВО С ГРУППОЙ И ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Студенческий коллектив в основном дружный. В группе нет ярко выраженных групп, все ребята охотно помогают друг другу и общаются все вместе.
Одной из главнейших задач, стоящим перед старостой является создание сплоченного, слаженного коллектива, умеющего выступать инициатором коллективных дел. Ребята хорошо воспринимают руководство со стороны старосты, адекватно реагируют на замечания со стороны старших и своих одногруппников. Они поддерживают друг друга в трудных ситуациях.
Многие учащиеся вовлечены во внеаудиторную деятельность.
Очень показательными были результаты игры «Волшебные очки». В ходе нее студентам нужно было сказать по одному хорошему качеству об одногруппниках. Смысл этой игры был в том, чтобы показать студентам, что у каждого человека есть хорошие качества. Нет плохих людей, каждый хорош по-своему. И комплимент, полученный от одногруппника, с которым были проблемы в общении, воспринимался на порядок выше и эмоциональнее (положительная окраска), чем комплименты друзей.
Методика «Социометрия» Дж. Морено.
Этапы проведения социометрического метода:
1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать).
2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
3. Испытуемым предлагается указать фамилию или инициалы.
4. Составление социометрической матрицы.
5. Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент взаимных выборов). Полученные рейтинги покажут нам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.
Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:
• лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;
• рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги;
• одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одногруппников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги;
• отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1 балл.
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Все студенты в зависимости от полученных выборов и отвержений распределяются по статусным группам:
• высокостатусные – «звезды»;
• среднестатусные – «предпочитаемые»;
• низкостатусные – «принятые»;
• пренебрегаемые – изолированные.
Результаты исследования взаимоотношений среди учащихся представлены в таблице 1.
- максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
= ;
где n – число членов изученной группы.
К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы.
Индекс групповой сплоченности = ;
4. ПРОВЕДЕНИЕ ЦЕЛОСТНЫХ ЗАНЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ
Лекция.
1. Подготовительный этап.
Занятие на тему " Эмоциональные процессы. Понятие "Эмоции" в курсе студентов является частью целостной системы обучения. При выборе этой темы я изучал учебный курс студентов по психологии и тема была выбрана в соответствии с рекомендациями психолога в учебном заведении.
Цели и задачи занятия определялись в соответствии с темой занятия, уровнем подготовленности учащихся.
При подготовке урока я разработала подробный план - конспект занятия. Учебный материал преподносился учащимся последовательно, логично, с учетом связи с предыдущими и последующими занятиями.
Содержание занятия соответствовало потребностям учащихся в том, что эмоциональное состояние и эмоции в подростковом возрасте всегда являются актуальной темой.
Это занятие было проведено в форме лекции. Из учебных пособий я использовала заметки на доске. Исходя из специфики вида занятия (лекции), на мой взгляд, этого было достаточно. Студенты слушали лекционный материал, делали заметки, а в некоторых моментах обращали внимание на доску. Таким образом, можно сделать вывод, что средства обучения были подобраны адекватно типу урока.
Краткое содержание занятия полностью отражает цель и задачи занятия, а также детализирует структуру и содержание занятия. Краткое содержание тщательно разработано. Заметки сделаны разборчивым почерком и с использованием другого цвета при выделении основных мыслей. Исполнительный этап (проведение занятия).
Внешность соответствовала деловому стилю-строгий костюм. Волосы зачесаны назад. Во время лекции я использовала отдельные жесты рук. Я использовала указку, чтобы привлечь внимание студентов.
В начале занятия я уделила особое внимание организационному аспекту, созданию рабочей атмосферы в аудитории.
Для поддержания рабочего состояния аудитории я уделяла особое внимание распределению аудиторного времени, темпу лекции, чередованию и смене учебных занятий. Для установления контакта с аудиторией я задавала вопросы и спрашивал их мнения по отдельным озвученным фактам.
Во время лекции я уделяла пристальное внимание практичности, демократичности общения, уважению к студентам, грамотности своей речи.
Во время лекции я отметила установление обратной связи со студентами, так как они активно отвечали на вопросы и пытались вступить в дискуссию по поводу озвученных мною фактов.
3. Рефлексивный этап. Во время лекционного занятия я достиг цели и задач урока. Перед началом занятий студентам сообщили, что они должны будут оценить мою работу как преподавателя. Они должны были сдать оценочный лист. Заранее я подготовил следующие анкеты, которые были заполнены анонимно.
Практическое занятие
1. Подготовительный этап.
Урок на тему "Взаимоотношения в семье представителей разных поколений" в учебном курсе для студентов является частью целостной системы обучения. При выборе этой темы я изучала учебный курс студентов по семейной психологии и тема была выбрана в соответствии с рекомендациями психолога в учебном заведении.
Цели и задачи урока определялись в соответствии с темой занятия, уровнем подготовленности учащихся.
При подготовке урока я разработала подробный план - конспект занятия. Учебный материал преподносился учащимся последовательно, логично, с учетом связи с предыдущими и последующими занятиями.
Содержание занятия соответствовало потребностям учащихся. Каждый студент, принимавший участие в постановке, любил чувствовать себя членом семьи.