Фрагмент для ознакомления
2
1.2.1.Основные типы педагогической документации и отчетности.
Педагогическая документация – это часть номенклатур дел, которая направлена на полноценное отражение планирования и организации педагогической работы с детьми в образовательных учреждениях.
Педагогическая документация представлена в номенклатуре дел в виде перечня, состоящего из двух блоков:
Общая педагогическая документация.
Документация педагога.
Помимо основной педагогической документации, перечень может включать в себя необходимую вспомогательную документацию, которая отражает специфику направления деятельности конкретного образовательного учреждения (например, этнокультурное направление воспитания и обучения). Дополнительный перечень педагогической документации обязательно должен быть утвержден соответствующим приказом.
Общая педагогическая документация включает в себя следующие обязательные документы.
1.Программа развития – является обязательным документом образовательного учреждения, представляет собой своеобразную модель совместной деятельности педагога и детей (учащихся, воспитанников).
2.Образовательная Программа – определяет форму и структуру педагогического процесса, в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
3.Годовой план – это документ, направленный на обеспечение единства целей и задач, взаимосвязи воспитательных и образовательных задач, а также обеспечение эффективности образовательной программы, процесса взаимодействия работы образовательного учреждения, семьи учащегося (воспитанника) и иными социальными институтами.
4. Протоколы педагогических советов – это документ, который ведется в соответствующей форме, включающей в себя дату проведения педагогического совета, количество участников, рассматриваемые вопросы и краткий отчет принятых решений. Протокол педагогического совета представляет собой краткое изложение проведенного мероприятия. Каждый протокол вносится в книгу протоколов педагогических советов и подлежит обязательной нумерации, подписи руководителя и печати образовательного учреждения.
5.Документы по видам контроля – это документы, которые составляются по итогам определенного мероприятия, с целью внутреннего контроля качества педагогического процесса.
6.Тетрадь регистрации форм методической работы – это документ, который «ведется» в виде тетради, где в произвольной форме вносятся записи о проделанной методической работе.
Документация педагогов
1.Личный план работы педагога – это документ, который обязан вести каждый педагог, он оформляется в произвольной форме и является обязательным отчетным документы, который предоставляется на проверку вышестоящим органам.
Личный план работы может составляться на определенный промежуток времени (неделю, месяц), должен иметь конкретные цели и задачи, исходя из которых, формируется содержание работы педагога.
Личный план работы формируется в соответствии с годовым планом работы образовательного учреждения.
В личном плане должно быть обязательно указано:
- Разнообразные формы профессиональной работы педагога: педагогические советы, семинары, консультации, тренинги, самообразование, аттестация и т.д.
- Формы взаимодействия педагога с родителями (опекунами) учащегося (воспитанника), образовательным учреждением и иными социальными институтами.
- Оснащение закрепленного за педагогом учебного кабинета (группы), насыщенность предметно-развивающей среды, необходимое материальное и техническое оснащение.
- Обобщение собственного педагогического опыта, а также опыта коллег.
- Внедрение передового педагогического опыта в собственную практическую деятельность.
- Осуществление контроля за организуемым и реализуемым педагогическим процессом.
- Анализ инновационной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения.
- Основой планирования деятельности педагога служит циклограмма, в которой цветом показывается периодичность осуществления каждого вида деятельности. Таким образом, дальнейшее планирование будет более удобным и полным.
1.2.2.Предложить рекомендации по обеспечению успешной адаптации первоклассников к школе.
Рекомендации учителям по адаптации первоклассников
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья, поэтому необходимо:
- обеспечить своевременную смену видов деятельности;
- не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
- отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
- использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8.Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9.Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
10.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
11. Помнить, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.
1.2.3.Предложить возможные мероприятия, влияющие на улучшение процесса адаптации детей к школе. Отметить необходимые действия со стороны сотрудников школы и родителей младших школьников, влияющие на процесс адаптации
Необходимые действия со стороны родителей младших школьников, которые влияют на процесс адаптации
1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
2. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
3. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
5. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
6. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми).Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоиться, тогда, и расскажет все сам.
8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 - минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
11. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получиться!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!», похвала (даже если очень получается) - необходимы.
12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...».Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
13. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательны к состоянию ребенка.
16. 15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
17. 16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7-8 -летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.д.
18. Не ругате ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет он при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
1.2.4. Проект индивидуального обучения для школьников с особыми образовательными потребностями.
Разработать маршрутный лист с описанием методических разработок, рекомендуемых методов и видов деятельности для работы с детьми с ОВЗ.
Индивидуальный образовательный маршрут
1. Общие сведения
Ф.И.О. ребенка Ф.М.
Возраст 01.01.2014г.
Класс 1
Школа N
Ф.И. О. родителей Мать Ф.А.И.
Ф.И.О. тьютора И.И.И.
Ф.И.О. специалистов сопровождения Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель физкультуры
Учитель иностранного языка
Заключение и рекомендации ТПМПК Заключение № 15 от 01.09.2020г.
Осуществление и организация образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по АООП НОО для слабовидящих детей.
Проведение индивидуальных и групповых занятий с педагогом-психологом.
Посадка за 1 парту.
Рекомендации родителям: наблюдение офтальмолога, невролога.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2015-2016 год. Формирование учебных и коммутативных навыков, постепенно включая ребенка в группу обычных школьников.
Общие задачи на период реализации ИОП (на 2020-2021 год). 1. Развитие и коррекция несформированных высших психических функций.
2. Развитие и коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций.
3. Развитие и коррекция речевых недостатков.
4. Социальная реабилитация.
Режим пребывания ребенка в ОУ 5 дней в неделю, не более 4 уроков в день с учетом состояния ребенка.
Занятия с педагогом-психологом 2 раза в неделю
(вторник 13:00- индивидуальное, пятница 12:00- групповое).
Занятия с учителем-логопедом – 2 раза в неделю
(понедельник- 11:00, среда- 11:00).
2. Создание «безбарьерной» среды
Потребности ребенка
Специфика обучения и воспитания слабовидящих детей проявляется в следующем:
дозирование учебных нагрузок,
применение специальных форм и методов обучения,
оригинальных учебников и наглядных пособий,
оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей,
специальное оформление учебных кабинетов,
организация лечебно-восстановительной работы,
усиление работы по социально-трудовой адаптации.