Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов в университете и на базах практики.
Актуальность подготовки отчета по производственной практике заключается в выполнении работ, свидетельствующих о закреплении теоретических знаний и умений, приобретении практического опыта, освоении общекультурных и профессиональных компетенций, с описанием решения задач практики.
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Общие сведения об организации
Полное фирменное наименование на русском языке: Акционерное общество «Чебоксарский завод промышленных тракторов» (далее по тексту документа также - Общество) (предыдущее наименование Общества до 16 апреля 2020 г.: Публичное акционерное общество «Чебоксарский завод промышленных тракторов»).
На английском языке: Joint-Stock Company «Cheboksary Tractor Plant».
Сокращенное наименование на русском языке: АО «Промтрактор» (предыдущее сокращенное наименование Общества до 16 апреля 2020 года: ПАО «Промтрактор»). На английском языке: JSC «Promtractor».
Место нахождения Общества (в соответствии с Уставом): Российская Федерация, Чувашская Республика, г.Чебоксары.
Адрес Общества: 428028, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д.101, блок Б, кабинет 201.
Общество зарегистрировано АдминистрациейКалининского районаг.Чебоксары 28 декабря 1993 г. № 1568 365 401 1197.
Дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц: 02 октября 2002 года. Запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года, внесена Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики.
Размер уставного капитала 96 496 800 рублей.
Изменения в уставный капитал за отчетный год не вносились. Доля государства в уставном капитале АО «Промтрактор» – 0 %. Обыкновенные акции:
№ регистрации – 1-02-55044D. Количество – 723 726 штук.
Номинальная стоимость акции – 100 (сто) рублей. Привилегированные акции:
№ регистрации – 2-02-55044D. Количество – 241 242 штук.
Номинальная стоимость акции – 100 (сто) рублей.
АО «Промтрактор» входит в состав Концерна «Тракторные заводы» (далее по тексту также - КТЗ, Концерн) – машиностроительного холдинга, объединяющего под оперативным управлением юридические лица в различных субъектах Российской Федерации, является единственнымв Россииистранах СНГ заводом, входящимв четверкумировыхпредприятий-лидеров по производству тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. Машины, выпускаемые предприятием, используются в нефтегазовой, горнорудной и строительной отраслях.
АО «Промтрактор» включено в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утвержденный приказом Минпромторга России от 13.04.2015 г. № 798, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2019 № 1115-р включено в перечень системообразующих организаций экономики Чувашской Республики.
1.3. Анализ кадровой политики организации
Проводимая АО «Промтрактор» политика в области управления персоналом направлена на сохранение ключевого кадрового потенциала, улучшение качественного состава работников, обеспечение конкурентного уровня заработной платы и поддержание благоприятной социальной обстановки в трудовых коллективах.
Программа кадрового развития Общества предусматривает комплекс мер, направленных на достижение устойчивой наращиваемой результативности (в том числе и качества) труда путем:
– оптимизации структуры и численности персонала Общества – приведение в соответствие с масштабами и организацией производства, процессов управления и обслуживания, их обеспечению высококвалифицированными кадрами;
– повышения компетенций работников за счет обучения новым технологиям, универсализация рабочих мест и функций персонала в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
– создания гибкой системы кадрового резерва и его подготовки, обеспечивающей быстрое проведение ротации и заполнение появляющихся должностей внутренними кандидатами, а также оперативное реагирование на потребности бизнеса, укрепление корпоративной культуры за счет того, что новые стратегические направления возглавят свои люди;
– формирования имиджа привлекательного работодателя за счет приведения заработной платы персонала и пакета социальных гарантий к конкурентному региональному уровню;
– обеспечения эластичной зависимости средств, направляемых на оплату труда от объемных показателей по производству продукции;
– повышения эффективности использования рабочего времени путем введения оптимальных режимов работы, исключения потерь рабочего времени по вине работников и организационно-техническим причинам;
– поддержания стабильной компетентной команды лояльных работников, способных обеспечить достижение стратегических целей Общества.
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2.1. Организационная структура службы управления персоналом
Отдел кадров является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется Директору по работе с персоналом и хозяйственному обслуживанию (см. рис. 2.)
Отдел кадров возглавляет начальник отдела кадров, который подчиняется директору.
В своей деятельности отдел руководствуется:
– законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации;
– коллективным договором;
– уставом предприятия;
– настоящим Положением.
2.2. Профессионально-квалификационный состав работников службы управления персоналом
Структуру и численность отдела утверждает директор по персоналу в соответствии с нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства/
Работники кадрового отдела выполняют следующие функции:
1. Определение и разработка кадровой политики и стратегии в соответствии с направлением деятельности организации и сферой ее деятельности.
2. Формирование штатного расписания предприятия (совместно с бухгалтерией).
3. Определение текущей потребности в кадрах (совместно с начальниками структурных подразделений организации).
4. Подбор квалифицированных специалистов путем:
– информирования работников организации об имеющихся вакансиях;
– размещения в средствах массовой информации объявлений о вакансиях;
– обращения в органы службы занятости;
– взаимодействия с учебными заведениями.
5. Комплектование организации необходимыми кадрами в соответствии с критериями отбора и оценкой нанимаемого персонала, в том числе:
– перемещение работников внутри организации;
– прием на работу новых работников.
6. Участие в квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности с трудоустройством, взаимодействие по данным вопросам со службой занятости.
7. Документальное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством: оформление трудовых договоров с работниками и изменений к ним, подготовка проектов приказов по личному составу и основной деятельности организации, заполнение личных карточек работников.
8. Участие совместно с отделом охраны труда и техники безопасности в организации и проведении периодических и предварительных медицинских осмотров работников.
9. Подготовка необходимых документов для оформления работникам по номенклатуре, утвержденной 1-м отделом, допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
10. Ведение работы с трудовыми книжками, в том числе прием трудовых книжек от принимаемых на работу работников, их учет, хранение, заполнение, а также выдача при прекращении трудовых отношений.
11. Координация работы подразделений организации по вопросам защиты персональных данных работников, обеспечение защиты персональных данных при работе работников отдела кадров с документами, содержащими персональные данные работников.
12. Учет личного состава путем составления различного вида отчетов.
13. Составление графиков отпусков, оформление приказов о предоставлении работникам различных видов отпусков, учет количества использованных дней отпуска.
2.3. Матрица функционального взаимодействия службы управления персоналом
Состав основных функций СУП, степень реализации которых необходимо определить представлен в таблице 6. Обозначим «галочкой» (√) степень реализации функций службы управления персоналом.
2.5. Уровень эффективности управленческой деятельности службы управления персоналом
Для оценки уровня эффективности деятельности службы управления персоналом используем таблицу 11, где приведены различные параметры функционирования службы управления персоналом. По каждому из параметров приведены ответы с оценкой по 10-балльной шкале, характеризующие уровень развития определенного аспекта функционирования службы управления персоналом. По итогам оценки сформулируем выводы.
РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
В АО «Промтрактор» документы, с которыми работает кадровая служба, можно разделить на три группы:
– организационные;
– распорядительные. Например, приказы по основной деятельности и личному составу, распоряжения, указания, решения;
– информационно-справочные.
Кадровая служба готовит проекты организационных, распорядительных и информационно-справочных документов. Затем она их согласовывает, издает, регистрирует, учитывает и хранит. Для учета и хранения документов используют номенклатуру дел.
К организационным документам, в частности, относят:
– штатное расписание;
– коллективный договор;
– положения и инструкции. Например, Положение об оплате труда, Положение о премировании, должностные инструкции;
– правила. Например, Правила трудового распорядка.
– положение об оплате труда;
– положение о премировании;
– графики сменности;
– другие локальные нормативные акты по труду.
К распорядительным документам относят:
– приказы и распоряжения по вопросам работы с кадрами. Например, приказы о приеме, увольнении, переводе и т. п.;
– документы по личному составу, отражающие движение и учет кадров. Например, личные карточки, личные дела.
Чтобы отменить приказ по основной деятельности или личному составу, издают приказ об отмене приказа. Основание для издания такого приказа – любой документ, из-за которого работодателю нужно отменить приказ. Например, основанием для издания приказа об отмене приказа об увольнении будет заявление сотрудника о том, что он отзывает свое заявление на увольнение или заявление о переносе даты увольнения на другой срок.
При подготовке организационных и распорядительных документов используют унифицированные документы, утвержденные постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1.
Руководитель предприятия утверждает состав первичных учетных документов, их формы, а также перечень лиц, которые имеют право подписывать такие документы, в приказе.
Работу с организационными и распорядительными документами строят по схеме:
– подготовка проекта;
– согласование;
– доработка;
– визирование;
– подписание (утверждение) руководителем;
– передача на исполнение ответственным сотрудникам.
Все реквизиты оформляют шрифтами: Times New Roman, размер 13–14; Arial, 12–13; Verdana, 12–13; Calibri, 14 (п. 3.3 ГОСТ Р 7.0.97-2016). При этом печатают текст документа через один-полтора интервала с абзацным отступом 1,25 см (п. 3.4 ГОСТ Р 7.0.97-2016).
Согласование документов оформляется визой, которая подтверждает, что содержание визируемого документа соответствует действительности и не противоречит закону. Виза включает в себя должность сотрудника, визирующего документ, его подпись, расшифровку подписи и дату визирования.
РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
Обучение безопасности труда и технике безопасности при подготовке работников, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно в АО «Промтрактор» организуют работники отдела кадров с привлечением необходимых специалистов отделов и служб предприятия и других организаций.
Учебные программы по безопасности труда и технике безопасности должны предусматривать теоретическое и производственное обучение.
Теоретическое обучение осуществляют в рамках специального учебного предмета «Охрана труда и техника безопасности» или соответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10 часов.
Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в мастерских, участках, цехах, на полигонах, рабочих местах.
Обучение безопасности труда и технике безопасности при подготовке работников по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается соответствующим экзаменом. При подготовке работников других профессий вопросы по охране труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.
После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков. Результаты проверки знаний оформляют протоколом. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.
Перечень профессий, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает Генеральный директор по согласованию с профсоюзным комитетом.
Со всеми работниками АО «Промтрактор» проводится обучение безопасным приемам и методам работы на их рабочих местах. Этот вид обучения является практическим и проводится после теоретического курса или после проведения инструктажей по охране труда и технике безопасности. Обучение может проводиться как индивидуально с каждым работником, так и с группой работников, выполняющих одну и ту же работу.
Все вновь принятые на работу или переведенные из другого подразделения работники должны пройти обучение безопасным приемам и методам работы на новом рабочем месте независимо от имеющегося у них стажа работы по этой специальности. Обучение должно проводиться во всех случаях, когда работник должен выполнять работу, которую он ранее не выполнял, независимо от того, изменилось ли у него наименование профессии, должности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отдел кадров АО «Промтрактор» является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется Директору по работе с персоналом и хозяйственному обслуживанию
В соответствии с выполняемыми функциями в штате отдела кадров присутствуют профессионалы разной направленности: специалист по подбору персонала; специалист по кадровому делопроизводству; специалист по оценке и аттестации персонала; специалист по развитию и обучению персонала; специалист по нормированию и оплате труда; психолог.
Кадровая политика АО «Промтрактор» базируется на концепции обеспечения Общества персоналом необходимой профессионально-квалификационной подготовки, способным эффективно реализовывать цели и задачи предприятия по совершенствованию и развитию производственно-хозяйственной деятельности и выпуску качественной конкурентоспособной продукции в условиях функционирования системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3.
2. Андруник А.П., Суглобов А.Е., Руденко М.Н. Кадровая безопасность. инновационные технологии управления персоналом. Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Дашков и Ко. 2020. – 508 с.
3. Башанкаев Б. Н., Морозов П. Е., Рустамов Б. Е. Актуальные проблемы правового регулирования управления медицинским персоналом и пути их решения в современных условиях. Учебное пособие. – М.: Проспект. 2020. – 160 с.
4. Белогаш М. А., Дубинина Г. А., Кондрахина Н. Г. Английский язык в профессиональной сфере: Управление персоналом. Часть 2. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2020. – 244 с.
5. Белогаш М. А., Дубинина Г. А., Федосеева Т. В. Английский язык в профессиональной сфере. Управление персоналом. Часть 3. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2020. – 222 с.
6. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. – 250 с.
7. Исаева О. М., Припорова Е. А. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2019. – 168 с.
8. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект. 2020. – 64 с.
9. Кузина И.Г., Панфилова А.О. Социология управления персоналом. Учебное пособие. – М.: Проспект. 2020. – 160 с.
10. Кязимов К. Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие. – М.: Юрайт. 2019. – 202 с.
11. Маслова В. М. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2019. – 432 с.
12. Пичугин В. Г. Психология влияния в управлении персоналом. Учебное пособие. – М.: Прометей. 2020. – 144 с.
13. Пугачев В. П. Управление персоналом организации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. – 402 с.
14. Руденко А. М., Котлярова В. В., Латышева А. Т. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Феникс. 2020. – 320 с.
15. Самыгин С. И., Узунов В. В., Карташевич Е. В. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт. 2019. – 283 с.
16. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Учебник. – М.: КноРус. 2020. – 720 с.
17. Чуваткин П. П., Горбатов С. А. Управление персоналом гостиничных предприятий. Учебник. – М.: Юрайт. 2020. – 280 с.