Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Успешность деятельности любой организации зависит от множества факторов, включающих условия и внешней и внутренней среды организации. В современных условиях труда возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, усложнилась психическая жизнедеятельность людей, растет уровень личностных притязаний работников. В связи с этим весьма актуальным является изучение психологических факторов в успешности деятельности организации, особенностей личности и поведения руководителя и работников. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Но также большое значение имеет и характер взаимоотношений в самой группе, доминирующее в ней настроение.
Рабочая группа характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей – как групповых, так и личных. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты.
Конфликт — это столкновение противоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт рассматривают и как психологическое и как социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием не стыкуемых тенденций поведения.
Изучение конфликтов связано с такими именам как М.Вебер, Г. Зиммель, Ф. Энгельс. Современная теория конфликта исходит из целого ряда посылок и не является теорией с преобладанием одной парадигмы. Р. Дарендорф и Л. Козер считают конфликт естественной частью целостности социальных взаимоотношений людей, такое понимание конфликта взято за основу в данном исследовании. В работе использованы отечественные и зарубежные труды по характеристике конфликтов и по проблемам технологий регулирования конфликтов (К. Томас, Р. Килмен, А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, М.Ю. Зеленков, Г.И. Козырев, О.Н. Громова,В.И. Васильева, Т.Н. Лобанова, З. Салимгереев, Е. И.Степанов и др.).
Современное представление о конфликтах таково, что сами по себе они являются естественным механизмом, что говорит об их относительной безвредности для человека. Однако деструктивное поведение в конфликте отдельных сотрудников может стать препятствием в профессиональной деятельности коллектива, нарушить взаимоотношения сотрудников внутри группы.
Кооперация в конфликте отражает внимание человека к интересам других людей. Напористость, в свою очередь отражает внимание человека на защите собственных интересов. Самооценка в данном контексте играет роль фильтра, обусловливающего выбор тех или иных стратегий поведения в каждой конкретной ситуации конфликта.
Самооценка – это компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе, оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях.
Проблеме изучению самооценки посвящено существенное количество исследований в отечественной и зарубежной психологии. Так, структура самооценки рассматривается в работах Б.Г. Ананьева, Р. Бернса и др. Вопросы социально-психологической природы самооценки, её роли в психической жизни личности рассматривали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др. Генезис самооценки в связи с развитием самосознания нашел свое отражение в работах И.С. Кона, А.В. Петровского и др. В трудах отечественных психологов самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др.).
В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования, в том числе и поведения в различных стрессовых и конфликтных ситуациях.
Несмотря на то, что проблема возникновения поведения в конфликтах и самооценки затрагивается многими известными специалистами (К. Томас, А.Я. Анцупов, М. О.Н. Громова, В.И. Васильева, З. Салимгереев, Е. И.Степанов, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. все же недостаточно разработанными остаются особенности самооценки и поведения в конфликте в рабочем коллективе.
Цель работы - изучить самооценку и стратегии поведения в конфликте в рабочем коллективе.
Объект исследования - самооценка и стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования - взаимосвязь самооценки и стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы исследования стратегий поведения в конфликте.
2. Рассмотреть теоретические подходы к самооценке.
Методы изучения: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме.
1. Основные теоретические подходы к изучению стратегий поведения в конфликте
В психологии существуют множество определений конфликта, все их можно свести к наличию противоречия, которое принимает форму разногласий в процессе взаимодействия людей. Конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности человека, все этапы его жизни. Категория конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики, несмотря на то, что в течение ХХ века возникла такая отрасль научного знания как конфликтология. Конфликт здесь понимается социальный феномен, который проникает во все сферы человеческого социума, поэтому его изучают специалисты самых различных отраслей науки. Сама же наука конфликтология имеет интегративный характер, она обогащается жизненным опытом и опытом достижения всех отраслей науки.
Как указывает А.В. Морозов, в общем смысле конфликт можно определить как процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами [35].
Если рассматривать конфликт как процесс, то наше внимание сосредоточивается на характере его протекания, который связан с состоянием человека, вызванным неприятием окружающих, направленным на самоутверждение. Таким образом, конфликт понимается как проявление своего глубинного «Я» через внешний протест или внутренний «бунт» эмоций.
В психологическом плане конфликт – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций. Это может быть отдельный эпизод в жизни человека, в межличностных или в межгрупповых отношениях, но он всегда связан с острыми эмоциональными переживаниями. Отсюда следует, что основу конфликтов составляют столкновения несовместимых интересов, мнений, потребностей, ценностей, различных представлений о способах их достижения (А.В. Морозов) [35].
О.Н. Громова рассматривает конфликт как активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями [12].
При конфликте каждый субъект стремится навязать свою точку зрения, цели, мысли спор и мешает, препятствует другому субъекту делать так же. Каждый конфликт базируется на обстоятельствах, содержащих противоречивые позиции сторон по любому поводу, противоположные цели или средства достижения этих целей, мотивы, потребности и интересы участников конфликта, которые не совпадают.
В кратком психологическом словаре А.Я. Анцупова, А. И. Шипилова конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [2].
В учебном пособии по социальной конфликтологии (А.В. Морозов) конфликт интерпретируется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями [35].
М. Кордуэлл понимает конфликт как термин, широко используемый в психологии и означающий любую ситуацию, в которой организм испытывает противоречивые чувства или импульсы [36].
Обобщая мнения разных авторов, В.И. Васильева дает комплексное определение конфликта и рассматривает его как предельный случай обострения противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленный на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющий ему добиться нейтрализации его интересов [36].
Проанализировав многообразие определений понятия «конфликт», можно выделить его отличительные признаки и выявить его проблемное поле. В основе любого конфликта лежат противоречия. Вне зависимости от конкретного содержания или вида, конфликт обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. Однако не следует отождествлять понятия «противоречие» и «конфликт». Противоречия могут существовать длительный период, не перерастая в открытый конфликт. Необходимо понимать, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются принципиально несовместимые интересы и ценности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 1992. - 142 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: Эксмо, 2013. - 512 c.
3. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте / Сибирский торгово-экономический журнал, № 1 (20). 2015. – С. 91-92.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5. Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: автреф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 181с.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 27 – 42.
7. Бороздина Л.В., Кубанцева С.Р. Коэффициенты интеллекта и невербальной креативности при совпадении и расхождении высоты самооценки и притязаний. М.: Акрополь, 2008. – 72с.
8. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. – 204с.
9. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 23 – 26.
10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология. - М.: Академический Проект, 2010. - 416 c.
11. Голова И. «Черные дыры» в трудовых отношениях // Расчет. – 2010. - № 12. – С. 24 – 35.
12. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М.: Экмос, 2000. - 319 с.
13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
14. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5 – 15.
15. Зеленков М. Ю. Конфликтология. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 324 c.
16. Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право. - 2013, - № 1, С. 6.
17. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. – Монография. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
18. Колобкова А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы // Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии РГПУ. – Вып. – Екатеринбург, 2006. – С. 243-271.
19. Колышко А.М. Психология самоотношения: Уч. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
20. Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.
21. Лобанова Т.Н. Современные служебные конфликты: социально-психологический аспект // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011. - № 6, том 4. – С. 118-126.
22. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 688с.
23. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. - СПб: Альфа, 2000. - 174 с.
24. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Питер, 2003. – 718с.
25. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2, 2012. – с. 53 – 58.
26. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Мещерякова, 2008. – 128с.
27. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
28. Пукинска О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. № 5. – С. 63 – 67.
29. Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 18 – 24.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 712 с.
31. Салимгереев З. Управление конфликтом как способ его предупреждения и урегулирования // Закон и право. – 2010. - № 12. – С. 36 – 37.
32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
33. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. – 158с.
34. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М., 2001 – 224с.
35. Социальная конфликтология: Учеб. пособ. для студентов вузов / Под ред. А.В. Морозова. - М.: «Академия», 2001. - 289 с.
36. Степанов Е. И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов; ЛКИ - Москва, 2012. - 178 c.
37. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Из-во МГУ, 1983. – 284 с.
38. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
39. Фокин В. А. Динамическая модель конфликта // Вестник Московского университета. Сер. 14. «Психология». 1996. -№3. - С. 12-18.
40. Хачатурова М.Р., Пойманова Д.М. Роль третьей стороны в разрешении межличностных конфликтов / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. №3. С. 164-176.
41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
42. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями: диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л. Конторовой. - СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 296 с.
43. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решения. М: Амалфея, 1996 – 284 с.
44. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4. No. 1.
45. Brecht G. Sorting out Self-Esteem. Sydney: Prentice Hall, 1996.
46. Emler N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth. York, England: York Publishing Services, 2001.
47. Kernis M.H., Waschull S.B. The Interactive Roles of Stability and Level of Self-Esteem: Research and Theory // Advances in Experimental Social Psychology / M.P. Zanna (ed.). San Diego, CA: Academic Press. 1995. Vol. 27.
48. Reasoner R.W. What is Optimal Self-Esteem? // Research Bulletin. 2006. No. 1.
49. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-Image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.
50. Swann W.B., Stein-Seroussi A., Giesler R.B. Why People Self-Verify? // Journal of Personal and Social Psychology. 1992. Vol. 62. No. 3.