Содержание:
Наверное, каждый студент вспомнит, как порой быстро улетучивалась информация из головы буквально сразу после лекции. И как бы ни старался человек, а воспроизвести то, что говорил преподаватель полчаса назад, не получалось. При этом не составляло труда вспомнить наизусть какой-нибудь стих или рассказать смысл произведения из школьной программы. Когда материал был неинтересный либо студент думал о своем, тогда все понятно – причина «короткой памяти» кроется в невнимательности или полной отстраненности от предмета разговора. Тем не менее, давайте рассмотрим детальнее, почему люди склонны быстро забывать информацию и как бороться с забывчивостью.
О том, как быстро подготовиться к контрольной работе можно узнать, прочитав статью по ссылке.
Почему информация быстро забывается
Иногда случается такое, что люди на протяжении жизни помнят как звали воспитательницу в детском саду, но при этом могут быстро забыть имя нового знакомого, с которым общались всего несколько часов назад. С чем связаны такие «провалы в памяти», и по каким причинам мозг одни сведения надолго фиксирует на подкорке, а другую информацию стирает, будто она не нужна?
Изучением условий механической памяти и исследованием закономерности запоминания занимался немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Ученый известен монографией «О памяти» и является автором «кривой забывания». В ходе проведения экспериментальных методов исследования психолог установил ряд интересных фактов. Например, благодаря схеме опытов, удалось выяснить, что под влиянием времени однажды заученная информация вначале забывается очень быстро, затем тенденция постепенно снижается, и забывание происходит медленнее. В соответствии с графическим представлением «кривой забывания» это означало следующее. Если человеку выдать порцию информации, то в течение часа мозг сразу забудет примерно 60% от изученного, в течение следующих 10 часов в голове останется уже 35% , а через неделю всего 20% от первоначального объема знаний.
Также интересную гипотезу озвучил немецкий философ и педагог – Георг Элиас Мюллер, который являлся одним из основателей экспериментальной психологии. По мнению профессора, забывание ранее изученной информации было связано с получением новых знаний. Условно механизм выглядел так: на старый пласт данных, наслаивается свежий материал и таким образом, что ранее изучалось, перекрывается новой информацией. Данная теория касалась повседневного потока информации. Так как было установлено, что значимые даты, важные события, особенные люди и другие личные моменты остаются в памяти здорового человека на всю жизнь и никакими новостями, рассказами, формулами их выдворить из головы невозможно.
Такие выводы были сделаны еще в XIX веке, когда не было специального оборудования и других возможностей, позволяющих досконально изучить протекание реакций в мозге. В современности изучение вопросов феномена забывчивости давно осуществляется с помощью медицинских технологий. В ходе наблюдений и применения инновационной аппаратуры, нейробиологи выяснили, что объем кратковременной памяти зависит от конкретного человека и его способностей. Но в среднем текущая ограниченная информация может держаться в голове около двух суток, затем она забывается либо переходит в особое долгосрочное хранилище. Кратковременная память еще называется первичной или активной. В противовес этому виду ставят долговременную память, именно этот «отсек» способен длительно удерживать и хранить важную информацию, яркие воспоминания, ценный материал. Насколько быстро забудется такая информация? Тут все индивидуально. Влияет общее развитие человека, количество нейронов, уровень мышления и другие факторы, в числе которых эмоции. Не имеет значения, позитивный или негативный эмоциональный окрас. Уже давно доказано, что чем сильнее вас что-то задело, потрясло, порадовало, тем дольше этот отпечаток сохранится в памяти.
Интересно узнать, как не потерять все нервные клетки на пути к защите диплома? Читайте статью здесь.
Как бороться с забывчивостью
Конечно, в качестве юмористического оправдания студент может сослаться на «девичью память» в случае конфуза на экзамене. Ведь и от сильного волнения мысли могут разлететься, словно птицы в небесах. Однако таким приемом нельзя злоупотреблять, терпение и понимание преподавателя имеет предел. Поэтому мы рекомендуем укреплять свою память. Этот навык будет полезен не только на протяжении учебы, но и в дальнейшей жизни. Предлагаем ознакомиться с наиболее эффективными способами, помогающими запоминать информацию.
Повторение – мать учения
Один из самых распространенных и действенных методов на все времена. Ранее упомянутый Герман Эббингауз как раз и доказал, что для эффективного запоминания заученного материала необходимо применять технику многократного повторения. Но следует не просто бездумно бубнить, когда вздумается, а придерживаться определенной тактики и последовательности повторений.
Например, если вам нужно, чтобы материал продержался в голове два дня, то вначале прочтите вдумчиво конспект, затем:
- повторите информацию сразу после прочтения;
- следующий повтор организуйте через 20 минут;
- третье повторение сделайте спустя 8 часов;
- финальное повторение – через сутки.
Для долгосрочного запоминания информации применяется немного другая стратегия. Первый и второй шаг можно оставить, как в методике краткосрочного запоминания материала. Третье повторение рекомендуется выполнить через день, четвертое – через 2-3 недели, а пятое спустя 2-3 месяца.
Метод объяснения
Ваша задача не зубрить слово в слово, а попытаться понять смысл изложенной информации. Представьте, что вам нужно объяснить тему своему одногруппнику на доступном языке без искажения данных. Для начала необходимо разобраться в новом материале, прочесть его, сформировать в голове ассоциативный ряд, возможно, представить некоторые образы, если это уместно. Затем пересказывайте изученное своими словами. Данный метод способствует длительному и качественному запоминанию материала.
Чанкинг-метод
Основная идея методики заключается в дроблении информационного массива на фрагменты. Так мозгу проще запомнить данные. Как лучше разделить материал для усвоения? Тут необходимо самостоятельно определиться исходя из специфики сведений. Главное чтобы сгруппированные блоки были взаимосвязаны по содержанию и представляли собой часть единого пласта, который надо запомнить. Например, дробить можно на параграфы, главы, абзацы, группировать по алфавиту, году издания, авторам и т.д.
Посмотрите следующее видео, если хотите узнать, как запомнить прочитанное.
Вот мы и выяснили, с чем связана забывчивость и как исправляется ситуация при желании. А если вы вдруг что-то забыли и вам срочно нужна помощь в подготовке к экзаменам – обращайтесь в наш студенческий сервис. Для нашей команды нет невыполнимых задач.