Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Какие фобии мешают нормально учиться

27 сентября 2023 г.

Время чтения 9 минут

Содержание

Содержание:

Школьные годы и студенческий период часто ассоциируются с беззаботной жизнью. Казалось бы, какие тут проблемы? Ходи на занятия, общайся со сверстниками, учи уроки, отвечай правильно на экзамене – попадешь в милость к преподавателю, и будет тебе счастье. Но на деле оказывается, что не так просто осваивать гранит науки. Особенно когда одолевают страхи, мешающие спокойному течению учебного процесса. Боязнь получить плохую оценку, паника перед аудиторией, избыточная тревога на сессии, нервозность и другие деструктивные состояния, вплоть до полного отказа посещать учебное заведение – все это блокирует путь к полноценному развитию ребенка и взрослого человека. Тут есть два варианта: продолжать сидеть в плену собственных страхов и ждать пока само рассосется или стать победителем, освободившись от этого обременительного балласта. Мы за здоровое формирование личности и искренне хотим, чтобы обучение приносило не только пользу, но и радость. В статье рассказываем, какие фобии мешают нормально учиться, почему они появляются и как с ними справиться.

Откуда появляется боязнь учиться

Человеческая психика – вещь хрупкая, особенно когда речь идет о детской неокрепшей психике. Ведь многие представления о сферах жизни закладываются именно в раннем возрасте. Кроме родителей, свою лепту в развитие и поведенческие реакции вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели в вузах, окружение. Иногда хватает одного неправильно сказанного слова или негативного события для образования неприятного осадка в голове, который как якорь цепляется в памяти. Со временем посеянное зерно прорастает, и начинает давать плоды в виде страхов, фобий, навязчивых мыслей, неуверенности, обид. Считается, что боязнь перед учебой возникает преимущественно у детей с «тонкой душевной организацией»: мнительных, ранимых, чутких, эмпатичных, болезненно воспринимающих любую критику. На такого ребенка достаточно раз накричать за полученную двойку, чтобы надолго отбить желание ходить в школу.

Также со страхами в учебе сталкиваются вполне успешные студенты с адекватной самооценкой, и даже взрослые люди, которые получают второе высшее образование или проходят курсы повышения квалификации на работе. Наверное, каждый вспомнит, как морально «накрывало» перед экзаменом, как было страшно отвечать возле доски, как перехватывало дыхание от волнения перед контрольной работой. Впрочем, кратковременные переживания – нормальное явление в процессе обучения. Если после волнения вы быстро отходите или способны взять себя в руки на экзамене, то нет повода для беспокойства. Но если у школьника или студента стрессовые состояния повторяются систематически, буквально парализуя обучение, игнорировать это нельзя. Часто именно своевременно непроработанные страхи перетекают в фобии и даже в более серьезные патологические нарушения психики. Разберемся, как отличать страх и фобию.

Страх – это яркое эмоциональное переживание, срабатывающее в качестве защитного механизма. При этом вы четко знаете причины своего страха, можете сформулировать, при каких обстоятельствах возникает боязнь, стараетесь контролировать эмоции. Например, многие заранее знают, что будут испытывать страх перед сессией, на вступительном экзамене, в ходе открытого урока, на защите диплома. Краткосрочные и естественные страхи, которые спонтанно возникают и быстро проходят не мешают вам нормально учиться и жить.

Наиболее распространенные причины страхов, связанных с учебой:

  • боязнь получить плохую оценку из-за наказания;
  • слишком придирчивый или строгий учитель;
  • большая интеллектуальная нагрузка, напряжение;
  • повышенная чувствительность и эмоциональность;
  • неблагоприятный климат в семейных отношениях;
  • травля со стороны учителя, одногруппников (буллинг);
  • банальное нежелание учиться, отсутствие интереса к новым знаниям;
  • низкая самооценка, боязнь быть отвергнутым, осмеянным в результате неправильного ответа.

У каждого страха есть место, откуда растут ноги, что в итоге порождает негативную реакцию на учебу. Чтобы сбалансировать образовательный процесс, необходимо работать с корнем проблемы,  а именно разбираться с причиной. 

Из любой ситуации можно найти выход. Читайте в этой статье, что же делать, если не защитил диплом.

Что такое фобия простыми словами? Это патологическая разновидность страха. То есть состояние считается уже болезненным и нездоровым. Разумеется, диагноз ставит врач. Самостоятельно приписывать себе надуманные фобии не нужно. Фобия характеризуется безосновательностью, беспричинностью, будто возникает «из ниоткуда» и человек сам не понимает, из-за чего впадает в ступор. Проявляется в сильно выраженном навязчивом страхе, устойчивой повышенной тревожностью, необъяснимой паникой, с тенденцией к обострению. Студенты или школьники с фобическими расстройствами склонны производить странные ритуальные действия для самоуспокоения, часто ограничивают себя в общении, прогуливают некоторые пары или вовсе отказываются посещать учебное заведение во избежание удручающей атмосферы.

Если говорить об образовательном процессе, то существует даже специальное понятие – софофобия, что означает иррациональный страх перед учебой. Как упоминалось выше, ключевой признак софофобии – беспочвенность, не способность обосновать причины страха. Расстройство вносит дисгармонию в жизнь, о качественном полноценном обучении речи нет, поскольку симптомы могут возникнуть непредсказуемо. Самостоятельно побороть софофобию крайне сложно. Требуется квалифицированная помощь психолога, профильного специалиста. Иногда проблема решается за счет грамотных психологических сеансов. В запущенных случаях врач может назначить медикаментозное лечение.

Виды студенческих страхов, мешающих учиться

Многочисленные школьные и студенческие страхи психологи разделяют на две основные группы:

  1. Вневременные или «сквозные страхи», проявляющиеся на протяжении всего периода обучения в школе или вузе. Как правило, активатором страхов становится некий прогноз неудач. Например, человек озабочен профессиональным будущим из-за своей неудовлетворительной учебы. В этой связи боится быть отчисленным, тревожится перед контрольной работой, опасается допустить ошибку в задаче, трясется от вызова к ректору и т.д. Чаще всего подобное навязчивое состояние отражает какие-то глубинные особенности психики студента. Отмечается, что сам по себе страх не проходит даже после успешной сдачи экзамена или дружелюбной беседы с ректором. Студент продолжает сохранять или усиливать некоторое беспокойство все так же боясь сделать что-то неправильно в учебе, что потом отразится в карьере.
  2. Временные страхи особой опасности не представляют. Спонтанно возникают и быстро рассеиваются. То есть не имеют постоянного характера, проявляются эпизодически, в каких-то напряженных или экстремальных случаях. Например, студент волнуется перед сдачей курсовой работы, переживает, что забудет слова во время выступления, боится насмешек в ходе презентации диплома. Но как только мнимая угроза минует, страх сам исчезает и человек с облегчением возвращается в нормальное состояние.

Существует большое количество страхов разной динамики и интенсивности, мы решили собрать самые популярные среди школьников и студентов:

  1. Тревога, связанная с пребыванием на конкретных занятиях из-за нелюбви к предмету или по причине невыученного материала.
  2. Страх проверки знаний на коллоквиуме, семинаре, зачете, экзамене, защите дипломной работы.
  3. Опасение контактировать со строгим учителем, вредным преподавателем, сотрудниками деканата, представителями вузовской администрации.
  4. Страх публичных выступлений перед аудиторией, боязнь быть в центре внимания, волнение в ходе ответа на заданные вопросы.
  5. Экзаменационный страх. Часто наблюдается учащенное сердцебиение, потение ладоней и даже предобморочное состояние. Это естественные реакции организма. Стоит все сдать на хорошую оценку, как тут же «гора с плеч» и ученик моментально забывает, как еще 10 минут назад тряслись коленки.
  6. Синдром отличника также мешает нормально учиться. Взрослого разгильдяя, который резко стал перфекционистом вряд ли встретите. Синдром обычно формируется еще в раннем детстве. Ребенок буквально со школьной скамьи преисполнен ответственности в отношении учебы, относится к ней слишком серьезно. Может сам себя загонять в бескомпромиссные рамки по оценкам либо родители задают вектор в стиле «только высший балл, иначе станешь дворником». Как правило, синдром отличника потом тянется шлейфом на протяжении всей жизни. Лишь осознанным волевым решением можно избавиться от навязчивого стремления быть всегда, везде и во всем идеальным. Синдром отличника у детей и подростков конечно позволяет добиться высот в учебе и будущей карьере. Однако есть другая сторона медали. Категоричные убеждения провоцируют нервозность, самобичевание, депрессию, тревожность, массу страхов. Как говорится, все хорошо в меру, поэтому позвольте себе и вашим детям иногда ошибаться.

Как побороть страхи и фобии в учебе

Лелеять и любовно взращивать свои страхи нет смысла. Сначала это бремя вам будет мешать в обучении, затем в работе, в отношениях и вообще по жизни. С ними можно и нужно бороться. Если вы осознали свои страхи, признаете их наличие – позитивный процесс уже запущен. Причем многие моменты студенты могут подкорректировать сами путем изменения своих взглядов на вещи. Если чувствуете, что не справляетесь всегда можно поговорить со школьным психологом или найти стороннего специалиста, который профессионально поможет стать на «правильные рельсы».

Вот несколько простых, но действенных способов для борьбы со страхами в учебно-познавательной деятельности:

  1. Так как чаще всего страхи связаны с большой пропастью в знаниях, а не с какими-то серьезными фобиями или психическими отклонениями, то главный совет – это учиться. Для этого не нужно прилагать сверхъестественных усилий. Если сложно быть прилежным учеником на протяжении всего семестра или года, активизируйтесь хотя бы за месяц до экзаменов. Повторите материал, записывайте непонятные моменты, учите конспекты, прочтите учебники. Когда вы честно готовитесь, в мозгу автоматически включается программа, что вы сделали все, что от вас зависит. 
  2. Учитесь контролировать свои эмоции, меняйте отношение к объектам страха. Не стоит доводить себя до умопомрачения из-за двойки, бестактных одногруппников, или натянутых коммуникаций с преподавателем. Посмотрите на эти перипетии под другим углом, а еще лучше возьмите верх над ними. Всегда помните, что неразрешимых ситуаций нет, тем более в плане плохих оценок или невыполненного реферата. 
  3. Не держите страхи в себе. Нужно обязательно делиться переживаниями по поводу учебы с родителями, близкими людьми, друзьями и товарищами, которым доверяете. Во-первых, душевный разговор снимает напряжение, а во-вторых, вы наверняка получите поддержку, ободрение, ценный совет.
  4. Как перестать бояться отвечать возле доски или выступать на публику? Сделайте глубокий вдох-выдох и абстрагируйтесь от всех, кто находится в классе. Представьте, что вы одни и начинайте свою речь. Также психологи рекомендуют сфокусироваться на одной точке – картина, цветок, сидящий за партой друг. Считается, что так происходит переключение со страха. Не нужно заранее себя программировать, что вы запнулись, забыли, оговорились, сказали лишнего или вас осмеяли. 
  5. Не создавайте себе проблем на ровном месте, не пытайтесь выучить все и сразу. Планируйте учебный процесс разумно, распределяйте время адекватно, находите время для приятного отдыха и интересного времяпровождения. Например, если контрольная только через неделю, не стоит впадать в оцепенение и погружаться в страхи прямо сейчас. Зачем нервировать себя лишний раз? Правильно, абсолютно бессмысленно.
  6. Не гонитесь исключительно за высокими баллами, балансируйте. Хорошие оценки это, безусловно, приятно, но ведь не в них одних смысл жизни, да и «пятерка» не показатель высокого ума. Чем сильнее вы будете зацикливаться на этом, тем скорее впадете в депрессию и вместо высокой оценки получите невроз. Поэтому лучше обратите внимание на качество знаний, тогда и об отметке беспокоиться не придется.

Интересно, как дожить до защиты диплома без потери всех нервных клеток? Об этом читайте по ссылке. А о том, как использовать ошибки себе во благо, смотрите в следующем видео.

 

Запомните простое правило – страх это оковы, которые мешают нормально учиться и развиваться. Вы же не хотите застревать на одной ступени? Значит надо двигаться дальше и узнавать новое, неизведанное. Тем более что наш студенческий сервис готов быть верным другом на протяжении всей учебы. Обращайтесь по любым вопросам – а наша команда всегда найдет подходящее решение.

Самые популярные статьи