Содержание:
Для того, чтобы написать ВКР по русскому языку, нужно изучить требования кафедры, а также определить тематику исследования. Она обязательно должна быть актуальной. Этот момент можно обсудить с научным руководителем либо сформулировать тематику самостоятельно, исходя из собственных научных интересов.
Критерии выбора
Выбор темы для ВКР по русскому языку с одной стороны ограничивается определенными рамками, с другой предусматривает активное участие студента. В этом случае нужно придерживаться таких положений:
- Тема дипломной работы должна стать логичным продолжением тем курсовых работ, которые студент выполнял на протяжении учебы. Диплом – это обобщение или конкретизация проблем, которые разрабатывались и изучались несколько лет в рамках написания курсовых проектов.
- Для выбранной темы должно быть достаточно источников в свободном доступе. Если их мало, в дальнейшем возникнут сложности.
- Чтобы написание диплома стало действительно интересным процессом, выделите для себя наиболее интересные моменты выбранной тематики. Заостряя на ней внимание, вы сможете сформулировать тему ВКР.
Если у вас возникают сложности с формулировкой или конкретизацией темы, обратитесь за помощью к научному руководителю.
Какой должна быть тема?
ВКР – научно-исследовательская работа, которая должна соответствовать ряду критериев. В частности, тема для раскрытия определенной проблемы должна иметь определенные черты:
- соответствие задачам подготовки выбранной специальности;
- интеграция с направлением работы кафедры, проблематикой исследований, которые ведутся в ее рамках;
- актуальность для современной науки;
- практическая значимость.
Не стоит забывать о том, что тема должна быть узкой, а не всеохватывающей. Она концентрируется на определенной, только одной проблеме.
Примерный список тем для диплома по русскому языку
Предлагаем список тем, которые можно взять за основу для собственной формулировки или же использовать в таком же виде.
- Метафора в публицистическом тексте;
- Синтаксические особенности фольклорных текстов;
- Экспресивные газетные заголовки;
- Анализ композиции текстов сочинений (на основе работ школьников, сдававших ЕГЭ);
- Образные поэтические средства описания человека (на материале современной лирики);
- Функции заглавия в коротком рассказе;
- Футбольный репортаж как тип дискурса;
- Изображение растительного мира в лирике Бориса Пастернака;
- Корневые повторы в стихотворениях Марины Цветаевой;
- Контаминированные конструкции в современной речи (на материале художественного произношения);
- Связь грамматических значений глагола с намерениями говорящего при выражении семантики времени;
- Функционирование заимствованной лексики в технических текстах на русском языке;
- Словари синонимов: история и современное состояние;
- Специфика языка современной спортивной журналистики;
- Слова обозначения эмоций в изъяснительном предложении (на материале художественных или публицистических произведений);
- Современный научно-популярный текст: новые тенденции;
- Толковые словари русского языка в интернете;
- Типология орфографических ошибок в письменной речи студентов;
- Культурологический подход на уроках русского языка в начальной школе;
- Классификация слов, называющих эмоции, носителями языка;
- Тактика манипулятивного речевого воздействия в рекламном дискурсе (тактика и материал – на выбор студента);
- Иноязычная лексика в современном русском языке, ее происхождение и употребление (в произведениях по выбору автора);
- Лексические средства выражения контраста в современной русской речи;
- Лексические средства представления советского прошлого в беллетристике последних лет;
- Динамика норм письменной речи (орфография и пунктуация);
- Семантические сращения в современном русском языке;
- Устаревшая лексика как источник коммуникативного конфликта;
- Стилистически маркированная лексика в современном русском языке;
- Использование жаргона в современной прессе;
- Отражение жестов и других невербальных средств во фразеологизмах русского языка;
- Диалектизмы в художественной речи (на материале произведений, изучаемых в соответствии со школьной программой);
- Тенденции использования разговорно-просторечных слов в периодических изданиях (на материале газет и журналов);
- Топонимическая модель урбанонимов (на материале урбанонимов определенного города на выбор студента);
- Профессионализмы как лексика специального употребления;
- Специфика обучения устной научной речи на занятиях РКИ (русский язык как иностранный);
- Лингвистические и экстралингвистические проблемы чтения на занятиях РКИ;
- Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования;
- Антропонимы и наименования, характеризующие человека в амурских говорах;
- Общая и частная оценка в диалектном тексте;
- Именные (субстантивные) синтаксические конструкции как средство экспрессивного синтаксиса в современной художественной речи;
- Топонимы и их функции в художественном тексте (на материале русской литературы восточного зарубежья);
- Интонация и пунктуация как компонент культуры речи;
- Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции;
- Уровневая дифференциация обучения русскому языку на уроке и вне урока;
- Косвенные речевые высказывания (намеки, эвфемизмы и т.п.) в устной речи, в публицистическом тексте;
- Конструкции разговорного синтаксиса в художественном тексте (на выбор автора);
- Словообразовательные средства как репрезентанты картины мира автора (на конкретном тексте);
- Лексическая структура текста произведения какого-либо русского классика (на материале тематической группы «Внешность человека», «Природа в разные времена года»);
- Концептуализация действительности через цветообозначения.