Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Примерные темы для дипломных по русскому языку

23 февраля 2023 г.

Время чтения 4 минуты

Содержание

Содержание:

Для того, чтобы написать ВКР по русскому языку, нужно изучить требования кафедры, а также определить тематику исследования. Она обязательно должна быть актуальной. Этот момент можно обсудить с научным руководителем либо сформулировать тематику самостоятельно, исходя из собственных научных интересов.

Критерии выбора

Выбор темы для ВКР по русскому языку с одной стороны ограничивается определенными рамками, с другой предусматривает активное участие студента. В этом случае нужно придерживаться таких положений:

  1. Тема дипломной работы должна стать логичным продолжением тем курсовых работ, которые студент выполнял на протяжении учебы. Диплом – это обобщение или конкретизация проблем, которые разрабатывались и изучались несколько лет в рамках написания курсовых проектов.
  2. Для выбранной темы должно быть достаточно источников в свободном доступе. Если их мало, в дальнейшем возникнут сложности. 
  3. Чтобы написание диплома стало действительно интересным процессом, выделите для себя наиболее интересные моменты выбранной тематики. Заостряя на ней внимание, вы сможете сформулировать тему ВКР.

Если у вас возникают сложности с формулировкой или конкретизацией темы, обратитесь за помощью к научному руководителю.

Какой должна быть тема?

ВКР – научно-исследовательская работа, которая должна соответствовать ряду критериев. В частности, тема для раскрытия определенной проблемы должна иметь определенные черты:

  • соответствие задачам подготовки выбранной специальности;
  • интеграция с направлением работы кафедры, проблематикой исследований, которые ведутся в ее рамках;
  • актуальность для современной науки;
  • практическая значимость.

Не стоит забывать о том, что тема должна быть узкой, а не всеохватывающей. Она концентрируется на определенной, только одной проблеме.

Примерный список тем для диплома по русскому языку

Предлагаем список тем, которые можно взять за основу для собственной формулировки или же использовать в таком же виде.

  • Метафора в публицистическом тексте;
  • Синтаксические особенности фольклорных текстов;
  • Экспресивные газетные заголовки;
  • Анализ композиции текстов сочинений (на основе работ школьников, сдававших ЕГЭ);
  • Образные поэтические средства описания человека (на материале современной лирики);
  • Функции заглавия в коротком рассказе;
  • Футбольный репортаж как тип дискурса;
  • Изображение растительного мира в лирике Бориса Пастернака;
  • Корневые повторы в стихотворениях Марины Цветаевой;
  • Контаминированные конструкции в современной речи (на материале художественного произношения);
  • Связь грамматических значений глагола с намерениями говорящего при выражении семантики времени;
  • Функционирование заимствованной лексики в технических текстах на русском языке;
  • Словари синонимов: история и современное состояние;
  • Специфика языка современной спортивной журналистики;
  • Слова обозначения эмоций в изъяснительном предложении (на материале художественных или публицистических произведений);
  • Современный научно-популярный текст: новые тенденции;
  • Толковые словари русского языка в интернете;
  • Типология орфографических ошибок в письменной речи студентов;
  • Культурологический подход на уроках русского языка в начальной школе;
  • Классификация слов, называющих эмоции, носителями языка;
  • Тактика манипулятивного речевого воздействия в рекламном дискурсе (тактика и материал – на выбор студента);
  • Иноязычная лексика в современном русском языке, ее происхождение и употребление (в произведениях по выбору автора);
  • Лексические средства выражения контраста в современной русской речи;
  • Лексические средства представления советского прошлого в беллетристике последних лет;
  • Динамика норм письменной речи (орфография и пунктуация);
  • Семантические сращения в современном русском языке;
  • Устаревшая лексика как источник коммуникативного конфликта;
  • Стилистически маркированная лексика в современном русском языке;
  • Использование жаргона в современной прессе;
  • Отражение жестов и других невербальных средств во фразеологизмах русского языка;
  • Диалектизмы в художественной речи (на материале произведений, изучаемых в соответствии со школьной программой);
  • Тенденции использования разговорно-просторечных слов в периодических изданиях (на материале газет и журналов);
  • Топонимическая модель урбанонимов (на материале урбанонимов определенного города на выбор студента);
  • Профессионализмы как лексика специального употребления;
  • Специфика обучения устной научной речи на занятиях РКИ (русский язык как иностранный);
  • Лингвистические и экстралингвистические проблемы чтения на занятиях РКИ;
  • Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования;
  • Антропонимы и наименования, характеризующие человека в амурских говорах;
  • Общая и частная оценка в диалектном тексте;
  • Именные (субстантивные) синтаксические конструкции как средство экспрессивного синтаксиса в современной художественной речи;
  • Топонимы и их функции в художественном тексте (на материале русской литературы восточного зарубежья);
  • Интонация и пунктуация как компонент культуры речи;
  • Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции;
  • Уровневая дифференциация обучения русскому языку на уроке и вне урока;
  • Косвенные речевые высказывания (намеки, эвфемизмы и т.п.) в устной речи, в публицистическом тексте;
  • Конструкции разговорного синтаксиса в художественном тексте (на выбор автора);
  • Словообразовательные средства как репрезентанты картины мира автора (на конкретном тексте);
  • Лексическая структура текста произведения какого-либо русского классика (на материале тематической группы «Внешность человека», «Природа в разные времена года»);
  • Концептуализация действительности через цветообозначения.

Самые популярные статьи