Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2. По предлагаемым описаниям определите методы исследования.
А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или при различных состояниях организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.
Лабораторный эксперимент
Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов; исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля деятельности школьников.
Метод анализа результатов деятельности.
Задание 4. Известны случаи, когда слепорождённые после удачной операции на глаза начинают видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой - шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Какие закономерности познавательных процессов здесь будут задействованы? Обоснуйте ответ.
Сразу после операции не смогут, т.к. не знают, как выглядят предметы. Будучи слепыми, они воспринимают предметы только с помощью тактильного взаимодействия. При этом связь зрительных и тактильных ощущений отсутствует.
Однако, на мой взгляд, если установить между тактильными ощущениями, знанием и воображением, то появится шанс узнать простые предметы.
Таким образом, в процессе определения предметов участвуют следующие познавательные закономерности: память, воображение, синтезирование новых отношений, реконструкция элементов опыта.
Задание 6. В познавательной деятельности человека особое мести занимают воображение и представление. Каким образом эти понятия соотносятся?
«Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обе стороны лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами…». (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)
Каким образом Н.В. Гоголь использует их для характеристики личностных особенностей своего героя?
Воображение – это психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации. Представление – это воспроизведенный образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте. Другими словами, воображение – это создание нового образа, а представление – это воспроизведение образа, который уже знаешь, но не видишь.
Автор использует данные понятия, чтобы показать отрицательные качества своего героя – человек бездеятельный, пассивный. Может только мечтать и ничего не делает.
Задание 8. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
А. Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
Б. Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
В. Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
Г. Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.
Вариант Б.
Задание 10. Решение мыслительной задачи протекает на словесном, образном и числовом материале и в практически – действенном плане. Выделите основные этапы решения задач? Какие качества ума проявляются в процессе решения задач?
1. Из шести спичек сложите четыре равносторонних треугольника.
2. Студенты университета организовали эстрадный джаз - квартет. Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник – не на историческом. Леонид играет не на контрабасе. На каком инструменте играет Валерий, и на каком факультете он учится?
Основные этапы решения мыслительных задач:
1. Выявление, осознание проблемной ситуации – формулируется проблемная ситуация;
2. Выявление принципа, общей схемы, возможного способа решения;
3. Проверка выдвинутых гипотез;
4. Полученные результаты сопоставляют с исходными требованиями.
В процессе решения мыслительных задач используются следующие качества ума: широта, глубина, гибкость, последовательность, самостоятельность.