Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К проблеме заикания приковано пристальное внимание ученых разных
стран мира в течение многих лет. Тем не менее, до настоящего времени она
остается наименее раскрытой среди других проблем речевой патологии.
Актуальной является разработка проблемы заикания в педагогическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления педагогических мер и педагогических условий по преодолению заикания.
Преодоление заикания у детей – важный этап работы педагогов и логопедов, от которых зависит формирование правильной речи ребенка. Система коррекционно-развивающего воздействия
Авторы классического, современного периодов изучения темы заикания говорят о том, что в структуре заикания присутствуют речевые и неречевые проявления. К последним относятся физически, физиологические и психические. Поэтому говорят и о коммуникативной природе самого заикания.
Целью данной работы является рассмотрение профилактики заикания.
Задачи:
- описать речевые и психологические особенности заикания;
- рассмотреть методы профилактики заикания;
- проанализировать особенности коррекции психофизических проявлений заикания при помощи танцевально-двигательных техник .
1 Речевые и психологические особенности заикания
Рассмотрение проблемы коррекции заикания требует определения этого нарушения. В большинстве современных источников заикание определяют как нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
На данный момент выделяют две группы причин возникновения заикания: производящие «толчки» и предрасполагающие «почву». При этом не которые этиологич еские факторы могут вызывать заикание и непосредственно способствовать его развитию.
Такие речевые проявления координируются с моторной дискоординацией произношения, вследствие чего возникает спазмирование различных отделов речевой мускулатуры (голосовой, дыхательный и артикуляционный)
Речевые проявления заикания связываются с дискоординацией моторной сферы произношения в итоге того, что наблюдается спазм разных отделов (дыхательного, голосового и артикуляционного) речевой мускулатуры. Физические и физиологические симптомы заикания создаются до, во время, после речи и проявляют себя на уровне телесного ощущения в виде спазмов, напряжения, скованности, дрожания, гипергидроза, жара, озноба и др. Затрагиваются, в таком случае, не только мышцы речевого аппарата и лица, но мышцы других частей тела.
Основным психоэмоциональным состоянием заикающихся становится разная степень выраженности логофобии, обусловленная ситуационно-коммуникативной зависимостью, которая сопровождается вегетативными реакциями, двигательными уловками (ритуальными действиями), напряжением мышц, не принимающих участие в речевом акте. Частое повторение речевых неудач приводит к формированию так называемого «уловочно-коммуникативного поведения», направленного на избегание проблемных ситуаций общения, сужение круга контактов с людьми, что впоследствии снижает социальную адаптацию заикающихся в целом в разных сферах межличностного общения (Рау Е.Ю., Шкловский В.М. и др.). Таким образом, заикание представляет собой сложную комбинированную структуру дефекта, а его устранение предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие. Современный подход к устранению заикания у подростков и взрослых позволяет выделить эффективное логопсихокоррекционное направление, в рамках которого реализуется ряд успешных авторских методик (Арутюнян Л.З., Некрасова Ю.Б., Рау Е.Ю), в рамках которых применяются как логопедические, так и психокоррекционные технологии.
Заикание связано и с отрицательными состояниями в речи: может присутствовать логофобия, искажение понимания и оценки коммуникативной ситуации, избегание ряда коммуникационных ситуаций, сужение контактов и др. На сегодня в преодолении рассматриваемого дефекта имеет роль комплексный подход, когда не только прямо, но и опосредованно на качество речи влияют применение лечебных, педагогических методов (логопедия, медикаментозная терапия, физиотерапия, психотерапия и др.), а также используют нетрадиционные педагогические методы в сочетании с логопедией (арт-терапия, библиотерапия, телесно-ориентированная терапия, танцевально-двигательная терапия и др.).
2 Методы профилактики заикания
На качество речи при заикании возможно влиять при помощи различных техник: логоритмики, к примеру (когда слово, музыка и движение сочетаются).
Логоритмика перевоспитывает речь заикающегося при помощи тренировки и развития нужных качеств общей и речевой моторики. Логоритмика сочетает в себе движения, слова и музыку. Это объясняется ее включением во многие реабилитационные методики для обучения, воспитания и лечения людей с аномальным развитием и разными нарушениями речи. Главной задачей логоритмики является речевая коррекция заикания при помощи развития и тренировок основных качеств общей и речевой моторики. Логоритмикой, как средством коррекции заикания занимались такие ученые как Л.И. Белякова, Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Е.В. Оганесян, Н.С. Самойленко. Наиболее подробно эту тему раскрыл Е.В. Оганесян. По результатам своего исследования он сделал вывод, на сколько, важна разработка и применение дифференцированного метода логоритмики при коррекции как неврозоподобной, так и при невротической формах заикания .
Логопедические технологии направлены на выработку автоматизированных навыков речевой саморегуляции, в основе которых использование ритма для развития и тренировки координированного функционирования различных отделов речевого аппарата. Это различные приемы ритмизации речи: замедленное проговаривание, ритмизированная речь, послоговое проговаривание, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющая ритмо-интонационный рисунок фразы, речь-дирижирование, полный стиль произношения и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Беглова О.А. Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых// КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2007. № 3. С. 84-87
2) Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
3) Комлева Е. Г. Средства применения коррекционно-двигательных техник при коррекции заикания// ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 96-98
4) Маслова В. В., Алексеева К. А., Проскурина О. Н., Кернасюк С. С. Профилактика речевых нарушений в условиях дошкольных образовательных учреждений// Журнал «Интернаука» No 20 (102), часть 1, 2019 г. С. 88-90
5) Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дис. ... д-ра психол наук. М., 1992.
6) Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе // Дефектология. 1982. No 1.
7) Целоева Д. М., Иванова А. А. Заикание у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема//НАУКА. ОБЩЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 71-75