Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Развитие современного демократического государства в современных условиях невозможно представить без оптимально выстроенной структуры исполнительной власти и эффективного взаимодействия всех органов государственного управления. От того, насколько компетентно выстроена политическая система, в рамках которой функционирует и исполнительный аппарат, зависит развитие государства и общества.
Роль исполнительной власти имеет значение и в контексте развития баланса сил между законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Возможности исполнительных органов государственного управления не должны нивелировать значение двух других ветвей власти, но необходимо поддерживать независимость каждой из них.
Для Российской Федерации вопрос эффективности и демократичности исполнительной власти имеет большое значение в контексте относительной новизны проекта строительства демократических институтов страны и тенденции к смещению баланса сил в пользу одной из ветвей власти.
Также, на протяжении всего развития современной России вопрос эффективности государственного управления представляет собой одновременно и проблему дальнейшего реформирования административной системы в пользу ее совершенствования. В этой связи важным представляется как анализ процессов реформ, так и проблем и путей их решения.
Процесс административных реформ должен вести к формированию и совершенствованию системы органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, а, в конечном счете, привести к более эффективному правительству, координирующему работу каждого федерального органа.
Объектом исследования выступает исполнительная власть России.
Предметом исследования являются реформы исполнительной власти Российской Федерации и их результат.
Целью исследования является анализ реформ исполнительной власти и их результата в Российской Федерации.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть понятие и сущность исполнительной власти;
2) проанализировать период формирования исполнительной власти в России;
3) охарактеризовать исполнительные органы под непосредственным руководством Президента РФ;
4) проанализировать место федеральных министерств, служб и министерств под управлением Правительства РФ;
5) охарактеризовать проблемы исполнительной власти в России;
6) рассмотреть перспективы развития системы исполнительных органов власти.
Методы исследования. В работе использованы комплексный, сравнительный методы, метод анализа документов и другие.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Она состоит из введения, трех глав и шести параграфов, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические и исторические основы изучения исполнительной власти
1.1.Понятие и сущность исполнительной власти
Исполнительная власть является составной частью государственной власти. Она является одним из видов независимых ветвей государственной власти, и представляет собой совокупность полномочий по управлению делами государства. В нее входит в качестве составных элементов все государственные органы, которые осуществляют данные полномочия.
Согласно одному из определений, исполнительная власть осуществляет выполнение законов, которые приняты законодательной властью и интерпретируются судебной властью .
Также, исполнительную власть можно определить как одну из ветвей государственной власти, осуществляющую деятельность по управлению делами государства и общества при помощи системы государственных органов, «которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти» . В данном определении подчеркивается обязательная подконтрольность исполнительной ветви власти.
Кроме того, выделяют два значения исполнительной властив качестве конституционно-правовой категории. В первом случае понимается совокупность полномочий государственной власти. Во втором - система государственных органов власти.
Также, выделяют понимание исполнительной власти как в его широкой, так и в узкой формах. В широком смысле она означает всех функционеров, политических деятелей и государственных служащих, работающих на постоянной основе, которые осуществляют исполнение законов и политических решений и осуществляют государственное управление.
В узкой форме под исполнительной властью подразумеваются только главы исполнительных органов власти, например, министры, которые формулируют политику и контролируют выполнение законов и политики правительства. В узкой форме государственная служба и ее административные функции не входят в сферу исполнительной власти.
Традиционно западная политическая наука воспринимала только узкое понимание исполнительной власти. Однако все чаще исполнительная власть определяется в более широкой форме и охватывает как политическую исполнительную власть, так и государственную службу .
В самом широком смысле исполнительная власть состоит из всех государственных чиновников, за исключением тех, которые действуют в законодательном или судебном качестве. Она включает в себя все правительственные учреждения, которые занимаются исполнением воли государств, как это выражено в законах .
Сопоставляя эти определения, можно отметить, что исполнительная власть включает политическую исполнительную власть (министры, глава правительства и т.д.) и неполитическую постоянную исполнительную власть (государственную службу или бюрократию). Политическая исполнительная власть выполняет функцию выработки политических решений и обеспечения надлежащего соблюдения всех законов. Постоянный исполнительный орган, то есть бюрократия или государственная служба, управляет повседневными делами администрации и работает в государственных органах. Он работает под надзором и контролем политического руководства.
Политическая исполнительная властьсостоит из исполнительного главы государства и других глав исполнительных ведомств - министров. Они действуют как временные деятели, поскольку напрямую зависят от оценки со стороны общества или политического руководства страны. Эти люди часто являются непрофессионалами, неспециалистами. Их функция состоит в том, чтобы формулировать политику, полученную от законодательного органа. После этого процесс передается в ведение государственных служащих, которые работают под контролем политической исполнительной власти.
Неполитическая постоянная исполнительная власть (государственные служащие) составляет ядро государственных органов власти от самого низкого до самого высокого уровня. Она осуществляет повседневное управление. Государственные служащие, как правило, должны быть политически нейтральными. Они не обязаны быть верными какой-либо политической партии или политическому лидеру.
К их основным задачам относится выполнение законов и политических решений руководства без каких-либо политических обсуждений. Это, как правило, профессионалы и узкие специалисты. Они дают экспертные советы и заключения, а также собирают, классифицируют и представляют данные политическому руководителю, на основании которого последний принимает решения. Они получают регулярную и фиксированную зарплату и иерархически организованы в более высокие и более низкие отношения .
К основным функциям исполнительной власти можно отнести:
- исполнительная, или правоприменительная, котор