Фрагмент для ознакомления
2
Одной из характерных черт современного мира является активное взаимодействие религии и политики. Вопросы, связанные с этой проблемой, часто становятся объектом обсуждения и острых дискуссий в средствах массовых информаций, оказывая заметное влияние на формирование общественного мнения. Специфика и характер этой взаимосвязи не являются раз и навсегда данными, они изменялись с изменением исторических эпох и социально-политической ситуации в отдельных странах и регионах. Сегодня, в этом сложном и противоречивом мире, связь религии и политики проявляется во все новых и новых формах.
Любовь к Родине, сплочённость и преданность граждан, общие духовные и моральные ценности объединяют общество, великое, многонациональное, многоконфессиональное государство. В мире происходят глобальные изменения. С вызовами современности, связанными с общечеловеческими ценностями, сталкиваются религиозные организации и органы государственной власти. Вопросы безопасности, межрелигиозных отношений оказываются предметом махинаций, нечистоплотных внешнеполитических игр. Это служит основой проникновения сепаратизма, терроризма, радикализма, ксенофобии, вызывая социальную нетерпимость и разногласие.
Изучение взаимовлияния религии и политики находятся на межотраслевом уровне философии, истории, религии и юриспруденции. Под процессом взаимодействия религии и политики следует понимать форму отношений, взаимную связь, выступающую как интегрирующий фактор интересов между религией и политикой.
Объект исследования – политические и социальные процессы, в которых находят отражение взаимоотношения и взаимовлияния религии и политики.
Предмет исследования – роль религии в политике.
Цель – изучить роль и мето религии в политике.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать понятие религии и политики;
– определить взаимосвязь религии и политики;
– определить взаимовлияние религии и политики;
– изучить вовлечение религии в политический процесс в России;
– изучить влияние религии на политический процесс в России.
Материал и методика исследования. Анализ научных материалов, посвященных изучаемой тематике. В ходе проведения исследования использовались такие общенаучные методы диалектики и анализа, как: обобщение, наблюдение, сравнение, группировка, системный подход, научная абстракция и др.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
1. Точки соприкосновения религии и политики: взаимосвязь и взаимовлияние
1.1. Понятие религии и политики
Трудно, а зачастую и невозможно, объяснить изменения в религии вне влияния на нее политики, и, наоборот, бывает сложно понять и оценить политические события, не учитывая влияние на них религии. Активно происходит процесс политизации религии, причем в него включаются даже те религиозные течения, которые ранее, по крайней мере в заявлениях, отстранялись от политики.
Происходящие в ХХ-ХI вв. войны, конфликты и террористические акты часто прямо или косвенно связаны с религией. Это обусловлено в первую очередь тем, что в достаточно короткое время и коренным образом изменяется и усложняется международное общественное развитие. Кроме того, в современном мире отмечается взаимодействие, а зачастую даже слияние религиозного и национального факторов, что может оказывать мощное влияние на принятие политических решений.
Превращению церкви в субъект политики способствовало зафиксированное в конституциях многих стран положение об отделении церкви от государства. Это позволило церкви формировать собственное отношение к происходящим в обществе событиям, с одной стороны, а власть получила возможность воздействовать на религию – с другой .
Обращает на себя внимание и тот факт, что в последнее время церковь особенно активно включается в обсуждение всех острых социальных проблем современности, предлагая свои пути решения.
Проблема взаимоотношений религии и политики – одна из самых давних в истории человечества. Уже в первобытном обществе существовала взаимная поддержка жреца и вождя, часто эти две функции объединялись в одном лице, что способствовало процессу обожествления власти. Каждая новая историческая эпоха по-новому ее ставила и, соответственно, по-новому ее решала.
Следует отметить, что как фундаментальная теоретическая проблема процесс взаимодействия религии и политики начал исследоваться лишь с середины ХIХ столетия. Это было связано с формированием таких отраслей научного знания, как религиоведение и политология. Однако наибольшее развитие эта проблема получила в исторических науках, в которых давался анализ отношения отдельных религий с государством и властью в исторически конкретных условиях.
Соотношение религии и политики находится и в сфере интересов философии. Философия рассматривает любое явление в его сущности, а исторические факты используются для подтверждения или, наоборот, для опровержения теоретических концепций. Важность философского анализа возможностей и условий взаимодействия религии и политики позволяет понять специфику их отношений в исторически конкретных обществах, спрогнозировать тенденции их развития и найти конкретные формы и методы их стабилизации.
Эта тема находилась в сфере внимания многих религиозных деятелей, что нашло отражение в создании теологических концепций происхождения государства. Как правило, все они утверждали, что государство возникло в результате Божественного промысла, поэтому оно имеет божественный характер.
Чтобы решить поставленную выше проблему, необходимо определить природу как религии, так и политики. Рассуждать о религии вообще достаточно трудно, поскольку в реальности существуют конкретные религии, которые по-своему, исходя из собственного учения и собственных интересов, относятся ко всем формам человеческой деятельности, в том числе и к политической.
Существует множество определений религий, указывающих на ту или иную сторону религии в качестве определяющей. Но наиболее точно сущность религии, с нашей точки зрения, раскрыл Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг». Он писал: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в которых земные силы принимают форму неземных» .
Главным признаком религии является вера в существование сверхъестественного. Эта вера не требует доказательств, предполагает двухсторонние отношения между верующим и сверхъестественным и всегда носит эмоциональный характер.
Религия есть форма общественного сознания. Как таковая она включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой систематизированный уровень религиозного сознания, выраженный в форме более или менее стройного учения, излагающего религиозный взгляд на мир. Как правило, она разрабатывается и развивается теологами.
Религиозная психология – это несистематизированный взгляд на мир, который возникает стихийно, как непосредственное отражение повседневных условий жизни людей и включает в себя чувства, настроения, представления, обычаи, связанные с верой в сверхъестественное. Кроме того религия включает в себя религиозную деятельность и религиозные организации.
Будучи формой общественного сознания, религия может оказывать и оказывает воздействие на все формы общественной жизни. В истории развития человечества были периоды в некоторых регионах планеты, когда религия, представляя собой наиболее распространенную в массах форму общественного сознания, оказывала сильнейшее влияние на другие его формы и даже определяла их. Необходимо заметить, что когда речь идет о религии, всегда нужно иметь в виду, что речь идет о более или менее значительных людских массах.
Наиболее распространенным способом определения политики является обращение к этимологии этого слова. В греческом языке существует два слова, означающие понятие политики.
Первое – politike – означает искусство управлять государством, т.е. определенный способ осуществления целей государства внутри и вне его территории.
Второе – politica – означает организацию общества, которая находится под определенной властью, прежде всего государственной. Такой подход к определению политики формально берет свое начало у Аристотеля, который тесно связывал политику с государством. Согласно марксистской теории, политику кратко можно было бы определить как сферу борьбы классов, связанную с государством.
В современных политологических теориях в большинстве случаев политика рассматривается в связи с феноменом власти как ключевой категорией политологии. Политика, писал М. Вебер в работе «Политика как призвание и профессия» – это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» . В общих чертах политика это деятельность, основной целью которой является достижение, удержание, укрепление и реализация власти.
Довольно часто, говоря о связи политики и религии, современные исследователи прибегают к таким терминам как «политизация религии» или «религизация политики».
В статье «Понятие политизации религии» Терешина Е. А. дает такое понятие: «…политизация религии – это форма проявления политической составляющей в религии. При разрешении неполитических проблем в политической плоскости с участием властного механизма «просто религия» превращается в «политическую религию» . «Религизация политики» в таком случае представляется полярным процессом – то есть появлением религиозных ценностей и мотивов в поле политических действий .