Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели, виды и инструменты фискальной политики
В соответствии с тем, что финансовая структура государственной политики представляет собой соотношение доходов и расходов, оптимизация структуры и направлений получения (использования) того и другого элемента выступают залогом экономического благополучия государства. Для этого разрабатывается фискальная политика - совокупность мер, принимаемых государством в целях стабилизации экономики посредством изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. В этой связи фискальная политика также именуется бюджетно-налоговой [8, c. 48].
В качестве целей фискальной политики выступают: сглаживание циклических экономических колебаний; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости; снижение темпов инфляции; достижение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, в том числе: налоги; государственные закупки; трансферты [10, с. 72].
Каждый из данных инструментов оказывает собственное воздействие на характер совокупного спроса и совокупного предложения.
Основой формирования фискальной политики государства выступает его налоговая политика.
Налог - обязательный внос в бюджет физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, определяемых законом [3, с. 243].
В числе обязательных признаков налога выступают:
- обязательность, которая означает, что установленные на законодательном уровне налоги и сборы должны оплачиваться всеми налогоплательщиками (при этом, однако, нужно помнить о наличии льгот, которые, тем не менее, также определены в налоговом законодательстве);
- индивидуальная безвозмездность налога означает, что взамен его уплаты ни граждане, ни хозяйствующие субъекты не получают от государства каких-либо преференций, носящих индивидуальную направленность;
- уплата налога в денежной форме указывает на финансовый характер налоговых правоотношений - ни в натуральной, ни в какой-либо иной форме уплата налогов произведена быть не может;
- целью взимания налога является обеспечения финансовых ресурсов для государственных расходов [13, c. 23].
В соответствии с определением налога, могут быть определены его ведущие характеристики:
- совокупность государственных налогов устанавливается законодательно, их перечень содержится в НК РФ, в соответствии с чем никакие иные налоги не могут быть введены дополнительно. Это особенно актуально для региональных и местных налогов, которые данным условием были ограничены тем перечнем, который имеет в законодательстве; система государственных налогов устанавливается законно избранными представителями народа (сформированным представительным органом); природа налога социально обусловлена; налог безвозвратен; налог имеет безвозмездную основу; налог общеобязателен; налоги имеют денежный характер; налоговая система основана на принципах всеобщности, соразмерности, равенства, [19, c. 47].
Стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и используется в период циклического спада или депрессии. Предполагает рост государственных расходов и снижение налогов. Все это ведет к росту дефицита бюджета. Основная цель данного типа фискальной политики - сокращение рецессионного разрыва объемов выпуска и снижение уровня безработицы.
Сдерживающая фискальная политика используется в условиях инфляции. Предполагает сокращение государственных расходов и рост налогов. Все это ведет к сокращению дефицита государственного бюджета. Основная цель данного типа фискальной политики - сокращение инфляционного разрыва выпуска и сокращение инфляции.
Также выделяется дискреционная и недискреционная (автоматическая) государственная фискальная политика.
Дискреционная финансовая политика - сознательное манипулирование налогами и государственными расходами государством. Цель - воздействие на уровень деловой активности с помощью налогообложения и государственных расходов, а именно: на уровень занятости, объем производства, темпов производства и состояние платежного баланса. [11, c. 27].
Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний экономики. Механизм недискрециооной политики - встроенные стимуляторы, которые представляют собой экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и объема производства без вмешательства правительства.
К числу автоматических стабилизаторов относятся: подоходный налог; налог на прибыль организации; косвенные налоги; социальные пособия (по безработице, бедности) [14, c. 48].
1.2 Определение достоинств и недостатков фискальной политики
К числу достоинств фискальной политики относятся:
1. Действие эффекта мультипликатора, так как любой из инструментов фискальной политики обладает мультипликативным эффектом действия на величину равновесного совокупного выпуска.
2. Отсутствие задержки (внешнего лага). Внешним лагом называется промежуток времени между принятием решения об изменении государственной финансовой политики и проявлением первых результатов такого изменения. В случае разработки и принятия правительством решения об изменении инструментов фискальной политики, реализация этих решений на практике приводит к быстрому результату.
3. Наличие автоматических стабилизаторов. В соответствии с этим, что характер этих стабилизаторов свидетельствует об их встроенности, это не требует от органов власти принятия дополнительных мер для стабилизации экономической системы. Сглаживание колебаний экономических циклов в данном случае происходит автоматически [17, c. 191].
Однако, кроме преимуществ использования определенного типа фискальной политики, выделяются также и ее недостатки, в частности:
1. Эффект вытеснения, экономический смысл которого заключается в том, что увеличение расходов бюджета в период спада экономики и доходов бюджета, приводит к мультипликативному росту совокупных доходов, а это, в свою очередь, ведет к увеличению спроса на деньги и повышению ставки процента на денежном рынке. Использование кредита как основного источника заемных ресурсов необходимо предприятиям. Удорожание стоимости кредита приводит, соответственно, к снижению частных инвестиций, а это может оказать негативное влияние на качество, эффективность труда, эффективность использования производственных ресурсов, сокращению объемов выпуска. Таким образом, в результате определенная доля совокупного объема производства оказывается вытеснена в соответствии с использованием стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренним лагом называется такой промежуток времени, который проходит между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Любые решения об изменении инструментов фискальной политики принимаются правительством, но внедрение их в реальную практику невозможно без утверждения подобных решений высшими органами власти - Государственная Дума, Президент и пр., то есть придания им законной силы. Этот процесс может быть довольно длительным и затянутым во времени.
3. Возникновение дефицита бюджета. В соответствии с тем, что в качестве инструментов стимулирующей фискальной политики, которая проводится при спаде и направляется на увеличение совокупного спроса, выступает повышение величины государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и сокращение налогов, представляющих собой основную группу доходов бюджета, это может стать причиной увеличения дефицита государственного бюджета [15, c. 37].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Таким образом, в зависимости от того, какое основание взято в качестве критерия классификации фискальной политики, выделяются ее различные типы, каждый из которых обладает собственными особенностями и использует свои инструменты фискального регулирования.
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, социальную, регулирующую, контрольную.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Консультант Плюс.
Литература
3. Александров И.М. Макроэкономика. - М.: Дашков и К, 2018. - 338 с.
4. Алексеев В.В. Формирование современной налоговой системы России. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
5. Афонина А.А. Современная налоговая система РФ. - М.: Академия, 2019. - 471с.
6. Баташева Ф.А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. -2020. - №17. - С. 436.
7. Бешелев С.Д. Коммерческая деятельность. - М.: Новость, 2018. - 456с.
8. Борисов Н.Е. Проблемы национальной экономики. - М.: Слово, 2017. - 564с.
9. Вайсберг В. Об основных направлениях налоговой реформы // Коммерсант - 2014. - № 9/П. - С.39.
10. Галанин В.Е. Экономика. - М.: Норма, 2018. - 612с.
11. Горский И.В. Финансовая политика России: проблемы и перспективы. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 235 с.
12. Гурвич Е.Т. Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход // Финансовый журнал. - 2021. - №4. - С. 22.
13. Динмухаметов И.Ф. Инструменты фискальной политики государства // Science Time. - 2021. - №8. - С. 23.
14. Завязочникова М.В. Фискальная политика государства // Налоговед. - 2020. - № 11. - С. 48.
15. Игонина Л.Л. Воздействие фискальной и монетарной политики на развитие экономики и социальной сферы // Финансы и кредит. 2021. - №15(591) - С. 37.
16. Лермонтов Ю.М. Основные направления налоговой. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
17. Майорова В.Н. Государственные финансы. - М.: Высшая школа, 2017. - 593с.
18. Майорова Н.П. Особенности современной фискальной политики в России. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
19. Налоги / Подред. проф. Д.Г. Черника. - М.: Юнити - ДАНА, 2018. - 439 с.
20. Пансков В.Г. Рыночная экономика. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
21. Проблемы финансовой системы России: теория, опыт, реформа. / Под ред. М. Афанасьева. - М.: Норма, 2018. - 473 с.
22. Юткина Т.Ф. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 412с.
23. Якушев А.П. Структура налоговых доходов бюджета 2020-2022 гг. // Налоги и налогооблажение. - 2021. - № 12. - С.94-95
Интернет ресурсы
24. Министерство финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
25. Федеральная налоговая служба РФ. - Режим доступа: http://www.fns.ru
26. Федеральная служба государственной статистики.- Режим доступа: http://www.gks.ru