Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что в современной школе на
сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи
является одним из основных направлений учебно-методической
деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших
школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение
регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством
специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок,
обучение литературным формам речи.
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для
получения знаний по всем предметам начальной школы, обеспечив при этом
лёгкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий
высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить
навыки владения языковым материалом и, как деятельность, способствует
осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной
речевой практике. Язык – это духовная, нравственная и культурная ценность
народа. Игра помогает привить детям любовь и интерес к родному языку,
осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое
поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее
происходит при использовании в образовательном процессе игровой
деятельности. Только систематическое использование игровых технологий
помогает активизировать речевую деятельность, обогатить и разнообразить
ее. Одной из главных задач современной школы является подготовка
выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так,
чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.
4
Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической
литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе
и культуре речи. Для обучения языка нужна осмысленная работа над
выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как
мысли в языке.
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования – рассмотрение влияние дидактических игр на
развитие речи детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – рассмотреть педагогический эксперимент как метод
исследования проблемы речевого развития младших школьников.
Задачи:
рассмотреть педагогический эксперимент: определение, содержание;
выявить методы педагогического исследования;
определить эксперимент как метод исследования речевого развития
младших школьников;
сформулировать характеристику речевого развития детей младшего
школьного возраста;
определить диагностические методики оценки речевого развития
младших школьников;
охарактеризовать составление рекомендаций учителю и родителям по
развитию речи у младших школьников.
Методы исследования: в ходе исследования нами были использованы как
теоретические методы: изучение психолого-педагогической, методической
литературы, анализ общеобразовательных программ и т.д., так и
практические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование,
количественная обработка данных и др.
Структура работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений.
5
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК НАУЧНЫЙ
ФЕНОМЕН
1.1. Педагогический эксперимент: определение, содержание
Педагогика не может развиваться без постоянного исследования
закономерностей и факторов, повышающих эффективность обучения и
воспитания студентов. Чтобы действовать эффективно, преподавателям
необходимо изучать не только теоретические основы, но и методику
исследования результатов своей деятельности. Для этого современная
педагогика использует различные методы, среди которых известную роль
играют наблюдение, опросы, корреляционные исследования, эксперименты.
Среди этого разнообразия методов педагогического исследования особую
роль играют метод психолого-педагогического экспериментирования и
корреляционные исследования. Они позволяют наиболее объективно оценить
эффективность существующих и вновь внедряемых методов обучения .
В педагогике выделяют два вида эксперимента: лабораторный эксперимент и
естественный эксперимент. Отдельно выделяют формирующий эксперимент,
в котором ставится задача специального формирования каких-либо качеств
личности или результата, представляющих определенную ценность.
Для понимания педагогического эксперимента представим ситуацию, в
которой педагог намерен оценить влияние некоторого фактора на
определенную характеристику учебного процесса. Для примера возьмем
эксперимент, направленный на оценку успеваемости. В качестве фактора
примем новую методику обучения. Таким образом, в процессе эксперимента
нам необходимо будет сравнить данные по успеваемости для новой и для
привычной методик.
В ходе проведения эксперимента будут создаваться ситуации, позволяющие
зарегистрировать изменение изучаемой переменной и оценить это изменение
с помощью точных методов. В результате эксперимента можно будет сделать
вывод, существенно ли влияние анализируемого фактора на успеваемость.
Таким образом, при планировании эксперимента создаются ситуации, в
одной из которых данный фактор присутствует (действует), а в другой
отсутствует. Эти ситуации принято называть экспериментальными и
контрольными. Если эти ситуации создаются искусственно, то имеет место
6
лабораторный эксперимент, а если же экспериментальная ситуация возникает
в естественных условиях, то говорят о естественном эксперименте .
Следует учитывать, что психолого-педагогический эксперимент отличается
от эксперимента в естественных науках. Известно, что хороший педагог даже
с помощью неэффективной методики может достигать высоких результатов
за счет своего искусства. Этот фактор не дает возможности объективно
оценить достоинства и недостатки изучаемой методики как таковой, если не
устранить влияние личностных особенностей учителя на ход эксперимента.
Поэтому особое внимание при планировании и подготовке психолого–
педагогического эксперимента следует учитывать отсеиванию всех факторов,
оказывающих дополнительное влияние на процесс эксперимента.
1.2. Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования – это сами способы изучения
педагогических явлений, получения научной информации о них с целью
установления закономерных связей, отношений и построения научных
теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы
изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и
математические и статистические методы.
Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования
реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.
Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт
рядовых учителей. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо
педагогического явления, в процессе которого исследователь получает
конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы)
наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану
с выделением конкретных объектов наблюдения .
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа –
самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с
целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не
было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее
намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа
ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в
педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь
7
придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной
последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те,
кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и
интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным
опросом. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности
учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ,
рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.
Особую роль
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 07.03.2018) «Об
образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. - 9
января.
2. Анищенкова В.И. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования / В.И. Анищенкова // Завуч
начальной школы. – 2015. – № 1. – С. 4–25.
3. Баранова Л.Н. Развитие речи младших школьников / Л.Н. Баранова //
Начальное образование. – 2014. – №4. – С. – 48 – 52.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта. -
М.: Логос, 2015. - 306 c.
5. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – М.:
Феникс, 2015. – 381 c.
6. Вайндорф–Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и
прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф–Сысоева. – М.: Юрайт, 2016. –
197 c.
7. Воробьева К.А. Коррекция агрессивного и девиантного поведения
младших школьников в образовательных учреждениях / К.А. Воробьева //
Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 45-49.
8. Гайдай Н.П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС / Н.П.
Гайдай. – М.: Дашков и К, 2015. – 287 с.
8
9. Гаврилова Е.В. Психосоциальное благополучие российских детей / Е.В.
Гаврилова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №3. – С. 202-209.
10. Дереча И.И. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций
школьников в условиях перехода на ФГОС / И.И. Дереча // Ершовские
чтения. – 2015. – № 9. - С. 189–191.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для
студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф.Зеер. - М.: Глобус, 2014. –
416 с.
12. Карандашев В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника.
Программа. Занятия. Дидактические материалы / В.Н. Карандашев. - М.:
Глобус, 2015. - 320 c.
13. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. –
СПб.: Речь, 2018. - 160 с.
14. Крысько В.Г. Педагогика и психология: учебник / В.Г. Крысько. – М.:
Юрайт, 2018. – 471 с.
15. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум /
Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
16. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности
младших школьников. / С.В. Максимова. - М.: Гелеос, - 2015. - 56 c.
17. Минобрнауки России // Новости экономики. [Электрон. ресурс] URL:
http://минобрнауки.рф.
18. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том iii: психология личности:
Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. -
Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c.
19. Новаковская С.В. Опыт развития речи младших школьников
[Электрон. ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/510989/
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для СПО / Л.Ф.
Обухова. - М: Юрайт, 2016. - 460 c.
21. Особенности развития речи младших школьников [Электрон. ресурс]
URL: http://Xvatit.com
9
22. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры:
практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А.
Панфилова. - М.: Гном и Д, 2016. – 160 с.
23. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста
// Новости школы. [Электрон. ресурс] URL: http://allrefs.net/c13/1l75h/p1/.
24. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические основания современного
образования / Д.И. Фельдштейн // Профессиональное образование. - 2015. -
№ 2. – С. 2-6.
25. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник
для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
26. Чернецкая Н.И. Особенности развития творческого мышления в
младшем школьном и подростковом возрасте / Н.И. Чернецкая // Концепт.
– 2015. – № 8. - С.80-84.