Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Некоторые педагоги выбирают стимулировать детей к учёбе посредством похвалы или нагнетания страха перед наказанием, вместо того, чтобы формировать в них внутреннее стремление к познанию, приводить их к осознанию жизненной необходимости саморазвития. Впоследствии у детей формируется заниженная самооценка, страх выразить личное мнение, снижение учебнопознавательной мотивации - они стараются вызубрить лишь необходимый минимум для того, чтобы пройти тестирование, сдать экзамен.
Воспитателям и учителям необходимо не только рассказать о способах формирования учебнопознавательной мотивации детей, но и замотивировать на стремление поменять устоявшийся подход к детям, проявлять больше гибкости, экспериментировать, быть психологами, исследователями в своём коллективе.
Мероприятия по формированию учебно-познавательной мотивации на этапе младшего школьного образования призваны заложить фундамент для развития познавательной активности воспитанников, их последующего интересного и успешного обучения в школе.
Возраст 7-9 лет является сензитивным периодом для развития учебно-познавательной мотивации. Познавательные мотивы младших школьников на сегодняшний день изучены хорошо, однако на практике учитываются редко, как педагогами, так и родителями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Современные подходы к пониманию учебно-познавательной мотивации в детском возрасте
Большой вклад в теорию учебно-познавательной мотивации внесли современные отечественные ученые А. А. Бодалев, Е П. Ильин, А. Г. Ковалев, М. И. Лисина, А. К. Маркова, А. М. Матюшкин, Н. Г.Морозова и др. Анализ их работ показал, что учебная деятельность школьников побуждается мотивами, к которым они относят:
– познавательные потребности;
– смысл;
– цель;
– интересы;
– стремления;
– идеалы;
2
– мотивационные установки: личные, общественные, эгоистические, нравственные.
Эта совокупность мотивов, по их мнению, образует учебную мотивацию, характеризующуюся устойчивостью, направленностью и динамичностью. Устойчивость учебной мотивации определяется достаточно высоким уровнем активности. Под активностью обычно понимают деятельность, инициативность, готовность к деятельности, указывающую на наличие «умственной энергии» (Ч. Спирмен) и мобилизованности. У А. Ф. Лазурского синонимом активности выступает «нервно-психическая энергия» [29].
В работах Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтеса, И. А. Петуховой используются термины «умственная активность», «интеллектуальная активность». Умственная активность связывается с когнитивными функциями и процессами.
Когнитивные (познавательные) процессы – процессы мышления, обеспечивающие преобразование информации, поступающей в мозг человека. Основная функция – познание мира. Интеллектуальная активность обозначает только мыслительную деятельность, которая включает умственные способности и мотивационные факторы умственной деятельности. Большинство ученых определяют активность как потребность в деятельности.
Так, Д. Б. Богоявленская и А. Е. Петухова определяют умственную активность как потребность в умственной деятельности [8, С.156], а Н. С. Лейтес – как «природно обусловленную потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях» [24, С. 252]. А. М. Матюшкин относит потребности к «внутренним источникам активности» [34, C. 30]. М. И. Лисина использует понятие «познавательная активность» во взаимосвязи с потребностью и деятельностью [29].
В школьной практике воспитателя обращают внимание именно на познавательную активность учащихся. Познавательная активность выступает как потребность в учебной деятельности младшего школьника, которая не видна, она проявляется на уроке через инициативность, состояние готовности к познавательной деятельности. При этом активность младшего школьника направлена на объект изучения, содержащий информацию, представляющую предмет его потребности, т.е. мотив.
Мотив побуждает поставить цель действий – образ желаемого результата – и стремиться к положительному результату, например, к освоению свойств изучаемого предмета.
Таким образом, в отечественной психологии активность связывают с потребностью, которая является структурной составляющей деятельности. Доказано благоприятное влияние высокого уровня познавательной активности на развитие детей. Вызывает тревогу низкий уровень познавательной активности младшего школьника, выражающийся в пассивности, безынициативности, безразличии. Ученые пришли к выводу, что на разных этапах жизни инертность, пассивность детей зависят от нервно-психической природы, природных задатков лишь отчасти.
По мнению М. Р. Гинзбурга, познавательная активность, главным образом, зависит от социальнопсихологических факторов [17, С. 161-167].
Процесс воспитания (учения), воспитания становится успешным, если он подчиняется психологической закономерности: формируемые понятия, представления о нормах и ценностях жизни, поведение в обществе длительно и стойко насыщаются положительными переживаниями. Тогда формируемые понятия, нормы превращаются в личностно значимый мотив, «реально действующий мотив» (А. Н. Леонтьев), становятся ценными для личности. Положительные переживания связаны с личностным смыслом, доброжелательным общением, преодолением трудностей, успехами в учебе. Знания и умения, приобретенные человеком в деятельности,
3
сопровождаемой положительными переживаниями, являются внутренне присущими личности, действенными, входят в его личностный опыт и становятся атрибутом его поведения.
Цель как мотив. В традиционной практике воспитатель обозначает цель познавательной деятельности учащихся на уроке. Цель (учебная задача) – изучение правила, явления, закона.
Младший школьник сознательно включается в освоение правила, явления, закона, совершает мотивированные действия, если он о щущает потребность в этом, и цель значима для него. В психологии описан механизм «сдвиг мотива на цель» – превращение цели в мотив: цель, побуждаемая значимым для субъекта мотивом, приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е сама становится мотивом. Превращение цели в мотив происходит в результате аккумуляции её положительными эмоциями: интересный предмет изучения, благожелательные отношения с воспитателем и т.п.
1.2. Психологические особенности учебно-познавательной мотивации младших школьников
С первых же дней пребывания в школе у младший школьников формируется отношение к учению как общественно значимой деятельности. Социальная роль школьника придаёт учебной деятельности личный смысл, значимый и важный. Преобладают широкие социальные мотивы и узколичностные мотивы. Социальные мотивы выступают как понимаемые мотивы, вначале неосознаваемые долг и ответственность, а к четвертому году воспитания как знаемые. К узколичностным мотивам относятся отметка, похвала, оценка поведения воспитателем.
Дети беспрекословно выполняют все требования воспитателя. Отметки играют мотивационную роль (если их использует воспитатель). Преобладают мотивы достижения успеха, т.к. мотивация достижения успеха тесно связана со становлением младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Личность детей данной возрастной группы развивается в контексте ведущей для них деятельности – учебной. Поведение, ориентированное на достижение успехов в учебе, становится для школьников актуальным. Поэтому значимость развития успешности повышается. Особенно необходима поддержка уверенности в себе, повышения самоуважения ребенка в первые годы воспитания. [8, с. 153]
Для этого воспитатель использует: одобрение, похвалу, эмпатию (сопереживание). «У тебя обязательно получится! Постарайся еще!» Познавательные мотивы, связанные с процессом и содержанием учебной работы, не имеют большого значения в первые два года воспитания в формировании учебной мотивации. Отсутствуют мотивы самоопределения и самообразования. Изначально в основе только формирующейся учебной мотивации лежит интерес к новым знаниям. Интерес выступает как эмоциональное переживание познавательной потребности, данной человеку от природы.
Психологические и педагогические исследования показывают, что интересы младший школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к яркому и живописно описанному содержанию знаний в учебниках, изложенному воспитателем. Воспитателю принадлежит важная роль в формировании учебно-познавательных мотивов, вначале выступающих как интерес.
Мышление младший школьников характеризуется синкретизмом мышления (слитностью, нерасчлененностью). Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, сохраняющее связь с наглядно-действенным мышлением, то практические действия с растениями, животными, с моделями, пиктограммами, рисунками, схемами, таблицами,
4
диаграммами расширяют их интерес. Изобразительный материал служит опорой при решении задач [35, с. 241-250].
Чтобы решать задачи, младший школьник должен наглядно представлять описываемую в них ситуацию. Поэтому современные учебники и рабочие тетради учитывают возрастные и индивидуальнотипические особенности детей и соответствуют требованиям ФГОС.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Программа эмпирического исследования
Этапы реализации научно-исследовательского проекта:
1) Теоретический этап. На данном этапе исследования изучалась степень исследованности проблемы в психологопедагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения коррекционного воздействияльной работы, подбирался методический инструментарий.
2) Опытно-коррекционного воздействияльный этап. На данном этапе был проведён констатирующий эксперимент среди 25 младших школьников СОШ №56" - диагностика с помощью методик:
- «Домик» Н. И. Гуткиной,
- методика «Столкновение интересов» Н. И. Гуткиной,
- методика ДУМ-1;
Проведён анализ результатов констатирующего коррекционного воздействия; с 22 сентября по 24 октября 2019г. разработана и проведена программа формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников. 3) Контрольно-обобщающий этап.
2.2 Методы и методики исследования
В исследовании учебно-познавательной мотивации младших школьников применялся эксперимент. Его специфика заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего [20, с.26].
Характеристика диагностических методик, выбранных для исследования учебно-познавательной мотивации младших школьников:
1) Диагностическая методика «Домик» Н. И. Гуткиной. Цель методики – определение уровня развития у младших школьников предпосылок учебной деятельности.
Диагностические возможности методики:
5
Выявляет умение действовать по инструкции взрослого.
Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы.
Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелкой моторики.
Условия проведения. Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается чистый альбомный лист формата А4 и образец рисунка, который дети должны постараться в точности воспроизвести. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования. После того как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Обоснование и содержание предлагаемой программы психологической коррекции учебнопознавательной мотивации у младших школьников
Цель программы - создать условия познавательного процесса, способствующие формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Задачи программы:
1) сформировать позитивную «Я-концепцию»;
2) сплотить коллектив, создать комфортную психологическую обстановку;
3) сформировать внутреннюю позицию школьника;
4) обучить навыкам целеполагания познавательной деятельности и визуализации конечного результата;
5) сформировать творческое мышление, творческий подход к выполняемой деятельности;
6) сформировать навыки самоконтроля.
Формы работы:
1) групповые занятия с детьми;
2) просветительская работа с родителями в форме видео-консультации;
3) разработка рекомендаций для педагогов по развитию учебно-познавательной мотивации детей.
Перечень занятий по формированию учебно-познавательной мотивации младших школьников Занятия поделены на 4 блока, каждый из которых ориентирован на достижение определённых задач. На наш взгляд, решение именно этих задач будет способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации младших школьников. Один блок состоит из 3-4 занятий. Одно занятие содержит по 2 упражнения. Каждое упражнение рассчитано на 15 минут. Длительность 1 занятия – 30 минут.
6
Названия блоков: Блок I: «Формирование позитивной «Я-концепции» (работа с самооценкой и самоопределением младших школьников)»
Занятие 1 Упражнение «Кем я хочу стать?» Цель – формирование позитивной «Я – концепции», умения ставить перед собой цель и планировать свои действия.
Ход игры: психолог просит каждого ребёнка по очереди рассказать, какую профессию он хочет выбрать в будущем и почему. Что ему нужно сделать, чтобы прийти к своей цели? Какими знаниями, качествами должен обладать человек этой профессии? Упражнение «Я могу» Цель – укрепить уверенность детей в своих возможностях, научить осознавать и озвучивать свои мысли. Ход игры: психолог предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить что-то хорошее о себе. Если ребёнок затрудняется с ответом, другие дети должны прийти ему на помощь.
Занятие 2 Упражнение «Похвалилки» Цель – повышение самооценки ребёнка, его значимости в коллективе. Ход игры: все дети сидят в кругу, каждый получает карточку, на которой изображено какое-либо одобряемое действие; психолог предлагает каждому ребёнку по очереди озвучить действие, изображённое в его карточке, начав со слов: «Однажды я…». Например, «однажды я очень быстро выполнил задание» и т.д. На обдумывание даётся пол минуты.
3.3. Результаты апробации программы
Испытуемые с низким уровнем учебно-познавательной мотивации по одной и более методикам (12 человек) приняли участие в программе формирования учебно-познавательной мотивации у детей старшего младшего школьного возраста. После реализации программы на всей группе из 25 человек была проведена повторная диагностика по методикам исследования. По методике «Домик» Н.И. Гуткиной были получены результаты, которые представлены на рис.7. Анализ результатов на этапе контрольного коррекционного воздействия показал рост сформированности предпосылок учебной деятельности – во время повторного рисования с образца испытуемые проявили больше внимания и 64 сосредоточенности, самостоятельности, старательности.
Рисунок 4. Сравнительные результаты диагностики устойчивости мотива по методике «ДУМ-1» до и после коррекционного воздействия
Для определения эффективности реализации программы формирования учебно-познавательной мотивации у детей старшего младшего школьного возраста использовался метод математической обработки данных – Т-критерий Вилкоксона.
При анализе оценки различий между данными вторичной диагностики экспериментальной группы и данными диагностики контрольной группы, с использованием критерия Вилкоксона мы выдвинули следующие статистические гипотезы:
H0 - не существует значимых различий между данными вторичной диагностики экспериментальной группы и данными диагностики контрольной группы;
H1 - существуют значимые различия между данными вторичной диагностики экспериментальной группы и данными диагностики контрольной группы.
7
Полученные нами данные по распределению критерия Вилкоксона представлены в структурированном виде, в таблице 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы можно заключить, что тема формирования учебнопознавательной мотивации довольно актуальна на сегодняшний день, поскольку определяет степень школьной адаптации ребёнка в будущем, его учебную успеваемость, личностный рост и склонность к девиантному поведению. В данной работе мы проделали следующую работу:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М.: Академия, 2012.-208 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. [Электронный ресурс] / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 349 с. // URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_problemyformirovaniyalichnosti_2011&bookhl (Дата обращения: 12.02.2020).
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398с.
4. Буркова Е. В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 96–100.
5. Виноградова Е.Л. Условия становления учебно-познавательной мотивации младших школьников: Автореф. дисс … канд. психол. наук: 19.00.13. – М., 2004. – 20 с.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 199 с.
7. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Марцинковская Т.Д. - М.: Гардарики, 2003.- 255 с.
8. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Беспутина И. Ф. Теоретическое обоснование модели процесса формирования смысложизненных ориентаций студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 21–25.
9. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
10. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
11. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Ратаева В. В. Влияние памяти на успеваемость дошкоьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 96– 100.
8
12. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Ратаева В. В. Влияние памяти на успеваемость дошкоьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 96– 100.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
16. Общение детей в детском саду и семье. / Репина Т.А., Стеркина Р.Б., Антонова Т.В. – М.: Педагогика, 1999. – 150 с. 36) Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования – М.: Сфера, 2010. – 448 с.
Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. Пособ. для вузов. – М.: Сфера, 2000. – 509 с.
17. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера, 2010. – 509 с.
18. Психология трудного детства: материалы Международной научнопрактической конференции. Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2014. - 308 с.
19. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В сборнике: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научнопрактической конференции преподавателей и студентов. – 2013. – С. 58-59.
20. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2011 –кн. 2: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.