Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выразительное чтение - это олицетворение литературно художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать произведение - означает найти в устной речи средство, при помощи которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, произведения. Выразительное чтение, дает детям возможность проникнуть в самую суть произведения, научиться понимать внутренний мир героев. Способствует развитию воображения, углубляет понимание учащимися выразительных средств устной речи. Методисты, занимавшиеся вопросами выразительного чтения, подчеркивали, что чтение играет одну из важнейших ролей в образовании, развитии и воспитании человека, поэтому младшим школьникам необходимо овладеть навыком чтения в соответствии с требованиями ФГОС - это - одна из главных задач начального обучения. Навыки и умения выразительного чтения формируются как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как комплекс имеющий обще учебный характер, который ученики используют при изучении всех учебных предметов. Чтения для детей сложный процесс, в нем одновременно участвуют воображение, память, звуковые и слуховые факторы. Развитие навыка выразительного чтения - это результат более качественной социализации учащихся. Навык выразительного чтения учитель может развивать в качестве одной из составляющих в общей работе по развитию навыка чтения у школьников.
Проблемным вопросом исследования является поиск педагогических условий развития навыка выразительного чтения в процессе драматизации. художественных произведений.
Цель исследования –выявить педагогические условия развития навыков выразительного чтения в процессе драматизации художественных произведений.
Объект исследования – процесс развития выразительности чтения у второклассников.
Предмет исследования – педагогические условия развития навыка выразительности чтения у детей второго класса в процессе драматизации художественных произведений.
Гипотеза: успешность формирования навыка выразительного чтения у учеников второго класса повышается при использовании двух условий:
1) при систематическом использовании методических приемов, направленных на формирование выразительности чтения;
2) при подборе дидактических упражнений для развития выразительного чтения младших школьников.
Задачи:
1. Охарактеризовать развитие выразительности чтения у второклассников: понятие, содержание, приёмы.
2. Уточнить сущность понятия «драматизация художественных произведений» и её возможности как средства развития выразительности чтения у второклассников.
3. Разработать и апробировать методические приёмы, направленные на развитие выразительности чтения у второклассников в процессе драматизации художественных произведений.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования стали теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах К. Д. Ушинского, Р. Р. Маймана, М. Р. Львова, Т. Ф. Завадской , Т. В. Рыжкова.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических приемов формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.
Практическая ценность состоит в подборе и апробации методических приёмов, направленных на развитие умения второклассников выразительно читать.
Глава 1. Теоретические основы развития навыка выразительного чтения у второклассников
1.1 Развитие навыка выразительного чтения у второклассников
Основой исследования путей развития навыков выразительного чтения у детей в начальных классах является теория методики работы над выразительным чтением, которую разработали: Р. Р. Майман, К. Д. Ушинский, М. Р. Львов, О. В. Кубасова, Т. Ф. Завадская, Н. М. Соловьева, Т. И. Кондратина. Данная тема разрабатывается и в наше время, но какова сущность самого процесса выразительного чтения и что включено в это понятие трактуется по- разному разными источниками.
Данная проблема актуальна и обусловлена, с одной стороны, тем, что необходимость обучения детей правильному, выразительному, осознанному чтению - одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны, выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. К тому же, являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, развития умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения. Научно-методическая актуальность нашего исследования обусловлена также тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением.
В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность - это активный, целенаправленный, обусловленный ситуацией и опосредованный языковой системой общения процесс для передачи или приема сообщения. Из чего следует, речь - язык в действии, общении. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: говорение и письмо, слушание и чтение. Слушание более тесно связано с чтением, потому что в обоих процессах принимается сообщение. Письмо также, как и чтение относится к письменным видам общения. Речевая деятельность и чтение имеет определенную структуру, речевые механизмы, предметное содержание.
Выделяется три уровня в структуре речевой деятельности [3, с. 3]:
1) мотивационное звено - цели действия, мотивы. У младшего школьника такого рода мотивы - желание научиться читать, узнать что-то конкретное из книги, понять, о чем говорится в книге;
2) ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень осуществляется просмотром текста, заголовка, определении темы и установлением связей;
3) исполнительный: при чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям; результатом работы с текстом становится его понимание.
Предмет речевой деятельности - мысль, её результат - понимание. Чтение может реализоваться с разной целью, поэтому существуют различные виды чтения:
1) изучающее - имеет ввиду стремление подробно получить информацию и детальное знакомство с содержанием текста;
2) поисковое - предполагает найти ответ на какой-либо вопрос;
3) ознакомительное - предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.
Данные виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, также предоставляется информация и о других видах чтения.
Необходимо учитывать и функции чтения [3, с. 4]:
1) познавательная, функция, реализуемая в процессе получения информации;
2) регулятивная, направленная на управление практической деятельностью;
3) ценностно ориентационная, связанная с эмоциональной сферой жизни человека.
Итак, важно сформировать выразительно чтение в двух формах - вслух и про себя. Чтение вслух предназначено для слушателей, - внятное, четкое, безошибочное чтение словами, в нормальном темпе. В школьном обучении помогает в развитии орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия.
Чтением про себя называется чтение глазами, без внешних речедвижений. Не является чтением про себя шевеление губами. Чтение про себя - необходимый компонент в обучении чтению, поскольку правильно поставленное молчаливое чтение благоприятно влияет на развитие самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение данным видом чтения имеет практическое значение, потому что люди обычно читают именно молча, про себя.
Чем же является выразительное чтение? По словам К. Станиславского, выразительное чтение - «это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.»
Под выразительным чтением предполагают эмоциональное и осмысленное чтение художественного произведения. Такое чтение содействует осмыслению, и пониманию текстового материала, а также повышает качество усвоения литературного материала и. К.Д. Ушинский разработал основные методики чтения, он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», выделял, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства : учеб. пособие / Ю. П. Азаров ; Моек. психолого-социал. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2015. - 431 с.
2. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс 2010
3. Астафьева, О., Денисова, А. Детская литература. Выразительное чтение М.: Академия, 2016. - 272 с
4. Барабанова, С. Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 3, С. 24-27.
5. Барабанова, С. Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 3, С. 24-27.
6. Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека, 2015.
7. Бордовская, Н. В. Современные дидактические концепции в содержании педагогического образования и готовность учителя к их применению. // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 11. - С. 63-68.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2017 г.
9. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/ М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н Светловская // Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения./ К.: Педагогика, 2016. 105с.
10. Выразительное чтение - гарантия красивой речи // [электронный ресурс] — 2016 — Режим доступа: http://vourspeech.ru/eloquence/talk/vyrazitelnoe-chtenie.html
11. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников / Л. А. Горбушина. - М.: Просвещение, 2015. - 209 с
12. Ерофеева, Т. Н. Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 753-755.
13. Завадская, Т. Ф., Майман, Р. Р. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения. М.: Дело, 2020. - 102 с.
14. Заводская Т.Ф. «Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся, 2019 г.
16. Зиатдинова Т.А. Формирование навыков осознанного чтения в условиях реализации ФГОС второго поколения // Инновационная наука. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-osoznannogo- chteniya-v-usloviyah-realizatsii-fgos-vtorogo-pokoleniya
17. Иванова, М. Г. Творческие работы по литературному чтению. М., 2020.
18. К.Д. Ушинский «Школа Ушинского», Москва, Издательство:
Карапуз ISBN, 2018. - С. 16.
19. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2020. - 22 с.
20. Камалова Лера Ахтямовна Проблемы детского чтения в современной начальной школе // European research. 2017. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskogo-chteniya-v-ovremennoy- nachalnoy-shkole
21. Козырева, A.C. Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. - 2018. — №3. - с. 67-69.
22. Корст, Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.: Академия, 2017. - 78 с.
23. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для школьников средних педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2017. - С. 144.
24. Лазарева Н. А. Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии» // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-chteniya-v-1-m-klasse-chuvstvo-yumora-v- poezii
25. Львов, М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 464 с.
26. Мали, Л. Д. Методика обучения русскому языку и литературев начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учеб. пособие / Л.Д. Мали. - Пенза: Изд-во ПТУ, 2018. - 220 с.
27. Манашева А. Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — с. 163-165
28. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева, 2017, с. 201
29. Найденов, Б., Коренюк, Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2017. - 176 с.
30. Низова, С.В. Формирование навыков беглого чтения у младших школьников // [электронный ресурс] — 2018 — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovaniie navykov bieghlog ho chtieniia u mladshikh shkol nikov
31. Осетрова Елена Валерьевна, Уминова Наталья Владимировна, Малиновская Екатерина Андреевна Промежуточные результаты обучения младших школьников по методике контекстного чтения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №4 (38). URL: https://cvberleninka.ru/article/n/promezhutochnve-rezultatv-obucheniva-mladshih- shkolnikov-po-metodike-kontekstnogo-chteniya
32. С. Г. Калашникова «Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе» Омск: ОмГУ, 2017. - С. 22.
33. Свинцова, Н.В. Условия формирования выразительного чтения младших школьников на уроках литературного чтения // Марийский государственный университет, материалы I студенческой научно-практической конференции. - 2017
34. Соловьева, Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2016. - 190 с.
35. Соловьева, Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 кл. - М.: Просвещение. 2015. - 105 с
36. Текучева, И. В. Об основных направлениях развития методики обучения чтению на уроках русского языка в первой трети XX века // Среднее профессиональное образование. 2019. № 9, С. 50-52.
37. Харламова, Т. Д. Формирование навыка выразительного чтения - 2016 статья
38. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Владос, 2020. - 157 с.
39. Inouk E. Boerma, Suzanne E. Mol & Jelle Jolles. The Role of Home Literacy Environment, Mentalizing, Expressive Verbal Ability, and Print Exposure in Third and Fourth Graders’ Reading Comprehension - Режим доступа: bttps://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/10888438.2016.1277727?needAccess= true&