Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена научным интересом к роли связной речи в развитии детей дошкольного возраста. Использование словарного богатства языка, проявляющегося на грамматическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, является одним их важных показателей речевой культуры ребенка. Эта способность необходима дошкольникам не только для общения со сверстниками и более старшими товарищами, но, прежде всего, для дальнейшей интеграции в социум: уровень современной жизни таков, что предъявляет человеку массу требований, к числу которых, помимо прочего, относится владение речью, умение говорить четко и убедительно. Благодаря обозначенным способностям множество людей добивается успехов в карьере, тем самым, обеспечивая собственное материальное благополучие.
Речевое развитие связано со всеми видами деятельности дошкольника. Познавая окружающий мир через вербализацию наименования объектов, отношений между ними, происходящих явлений, ребенок тем самым учится осваивать окружающую действительность. Перед педагогом, организующим работу по формированию связной речи детей, стоит цель – добиться логической связи между предложениями. Достижение целевого ориентира осуществляется благодаря созданию психолого-педагогических условий, использованию совокупности методов, приемов обучения, применения организационных форм. Параллельно проводится работа по обогащению речи художественно-изобразительными средствами, придающими высказыванию меткость, емкость и оказывающих нужное воздействие на собеседника. Вполне очевидно, что перечисленными компетенциями ребенок способен овладеть в старшем дошкольном возрасте, начало которого приходится на шестой год жизни.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Значение целенаправленной деятельности специалистов детского сада, чей профессионализм позволяет сформировать у воспитанников связность речи, описано в трудах М.М. Алексеевой, Ф.А. Сохина, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичевей, В.И. Яшиной и др. Проблемы использования методов обучения в развитии связной речи разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, Л.Г. Шадриной и др.
Объект исследования – уровень речевого развития детей 5 – 6 лет. Предмет исследования – процесс развития связной речи детей 5 – 6 лет.
Цель исследования – разработать и реализовать систему мероприятий, направленных на повышение уровня развития связной речи детей 5 – 6 лет.
Задачи исследования:
1) составить психолого-педагогическую характеристику детей 5 – 6 лет;
2) обозначить особенности развития связной речи детей 5 – 6 лет;
3) выявить уровень развития связной речи детей 5 – 6 лет;
4) представить опыт развития связной речи детей 5 – 6 лет, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, формирующий педагогический эксперимент, количественная и качественная оценка полученных результатов).
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что подобранный и систематизированный в нем материал может стать полезным студентам при подготовке к семинарским занятиям, посвященным проблемам речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения системы работы, описанной в опытно-эмпирической главе, по формированию связной речи детей 5 – 6 лет в детских садах любого типа.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5 – 6 лет
Дети от 5-ти до 6-ти лет относятся к старшему дошкольному возрасту. Он является тем жизненным этапом, когда начинается постепенная подготовка к изменению социальной позиции ребенка: через год ему предстоит пойти в школу. Ко времени поступления в первый класс бывший воспитанник детского сада должен окрепнуть физически, быть способным управлять импульсивными побуждениями, свободно контактировать с окружающими, проявлять осознанную познавательную активность для дальнейшего освоения окружающего мира. Вот почему так важно сформировать совокупность компетенций, чтобы впоследствии ребенок мог успешно интегрироваться в группу сверстников нового коллектива и эффективно сотрудничать со школьными педагогами. Множество компетенций закладывается на нескольких уровнях – физическом, психическом, социальном [12].
Прежде всего, отметим, что в старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, более гармоничными становятся пропорции его тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается их согласованность, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости корпуса становится проще выполнять упражнения на сохранение равновесия. В частности, дети 6-го года жизни значительно выносливее своих младших товарищей. В деятельностном отношении воспитанники старшей группы характеризуются большей осознанностью, на что указано в практикуме по возрастной психологии, изданном под редакцией Л.А. Головей [13].
В данном источнике охарактеризованы особенности мышления детей. На протяжении дошкольного возраста его развитие проходит путь от наглядно-действенного, наглядно-образного до словесно логического. Наглядно-действенное мышление развивается у ребенка с 3 – 4 лет. На основании наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление. К 6-ти годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Вместе с тем «форма наглядно-действенного мышления окончательно не исчезает» [13, с. 41]. Она переходит на более высокий уровень, как бы оставаясь в запасе. Опора на указанный тип мышления происходит при столкновении с новыми умственными задачами.
К примеру, педагог вовлекает детей разных возрастов в игры познавательного характера. Если воспитанники средней и тем более младшей группы сразу приступают к решению поставленных перед ними задач, то старшие дошкольники вначале проводят предварительный анализ поступившей информации. Вначале они осмысливают содержание задачи, затем выдвигают предположение о возможных путях решения, рассказывая о том, что хотели бы получить в итоге, и только потом действуют. Говоря иначе, поясняет Л.А. Головей, возросшие возможности мышления позволяют дошкольникам абстрагироваться и сосредоточиться на причинно-следственных связях [13].
По своим характеристикам головной мозг ребенка 6-го года жизни в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. И воспитатели, и родители замечают, что по сравнению с предыдущими этапами развития теперь дети больше интересуются окружающей действительностью, пытаясь узнать, как устроен мир, на основе каких принципов осуществляется социальное взаимодействие, каковы добавочные функции привычных им предметов. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие осуществляется благодаря умению наблюдать, анализировать, сравнивать, Дети 6-го года жизни могут проводить простейшие измерения, экспериментировать с природными и рукотворными объектами, делать верные умозаключения [13].
Ближе к завершению обучения в старшей группе дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Для многих становится привлекательным решение познавательных задач, на что указывает содержание сюжетно-ролевых игр, участие в проектной деятельности, характер общения с ровесниками. Мышление неразрывно связано с восприятием, которое в этом возрасте определяется особенностями самого предмета. Поэтому детям 6-го года жизни «бросается» в глаза то, что ярко выделяется на фоне других предметов, но не является существенным. Отсюда старшие дошкольники часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Ближе к завершению детского сада у воспитанников завершается формирование всех видов анализаторов. По этой причине у старших дошкольников существенно уменьшится количество ошибок в цветоразличении, повысится его точность. На 6-м году жизни происходит усовершенствование кинестетической тактильной чувствительности, показателем чего становится умение сравнивать тяжесть предметов по их весу [12].
Восприятие других людей старшими дошкольниками отличается субъективностью, так как зависит от отношения к конкретному человеку. Например, оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребенок называет преимущественно положительные качества. Сверстников же, которые ничем не привлекают, они характеризуют только с отрицательной стороны. Характеризуя воображение старших дошкольников, подчеркнем, что именно в этом возрасте начинают появляться выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. И педагоги, и родители знают, что их подросшие дети нередко придумывают себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Агафонова Е.В. Роль творческого рассказывания в развитии связной речи детей // Инновационные тенденции развития системы образования: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. – с. 122-125.
2) Анашкина Е.И. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду // Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. междунар. науч.-практ. конф. – Режим доступа: http://sibac.info/archive/humanities/6.pdf. – Дата обращения: 12.04.2020.
3) Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 93 с.
4) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Серия: Мастера Психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 210 с.
5) Галкина И.А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2013. № 2. – с. 69-71.
6) Исламова Г.К. Виды и приемы рассказывания в детском саду // Солнечный свет: международный педагогический портал. – Режим доступа: https://solncesvet.ru. – Дата обращения: 12.04.2020.
7) Кондрашкина О.А. Педагогические условия речевого развития дошкольников // Вестник Томского государственного университета. – 2013. № 5(121). – с. 112-116.
8) Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: пособ. для педагогов. – М.: Книга по Требованию, 2017. – 256 с.
9) Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности. // Специальное образование. – 2015. № 2. – с. 88-98.
10) Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. № 2-9. – с. 1988-1992.
11) Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 392 с.
12) Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 640 с.
13) Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2016. – 694 с.
14) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
15) Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособ. – 6-е изд. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
16) Трифонова Е.С. Педагогические условия формирования речевой личности детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. № 2. – с. 126-135.
17) Урунтаева Г.А. Проблемные ситуации как средство педагогической диагностики воспитателем личности дошкольника // Современное дошкольного образование. Теория и практика. – 2016. № 4 (66). – с. 24-33.
18) Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учеб. для студ. вузов / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2015. – 448 с.