Фрагмент для ознакомления
2
Введение
3
Актуальность исследования заключается в том, что с каждым годом растет количество детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которое признано ведущим и стойким в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Различные аспекты данного вопроса находят отражение в исследованиях российских ученых. А.Н. Гвоздев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, занимаясь изучением онтогенетических основ, выявили взаимосвязь становления процессов восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей раннего возраста. Закономерность процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа охарактеризована в исследованиях Г.В. Бабиной, В.А. О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской. В научных трудах Р.Е. Левиной, O.K. Марковой, выделена специфика усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, определена типология искажений слоговых и ритмических структур слова, обозначены направления коррекции имеющихся дефектов.
4
Глава 1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня 1.1. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе
Усвоение ребенком слоговой структуры слова подчинено ряду этапов, успешное прохождение которых определяет нормальный речевой онтогенез. Процесс становления слоговой структуры слова в онтогенезе является объектом научного интереса многих авторов. Основой подхода является теория перцептуального пространства, предложенная И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Суть данного подхода кроется в понимании пространства и собственных движений ребенком, с помощью его сенсорных анализаторных систем. Ученые отмечают, что, познавая мир, ребенок учится ориентироваться в нем, его пространственных характеристиках, а после, начинает изучать его снова, но уже в собственном движении. Связующим звеном будет являться двигательный опыт, который, как отмечал Н.А. Берштейн, является координационной структурой. А непосредственно координирование напрямую связано с определением темпа, который обусловливается физической активностью нервных процессов. Понятие «темп», в свою очередь, связано с понятием «ритм» [2, c 79]. Ритм – организатор двигательной деятельности человека. Однако ритм имеет способность регулировать не только движение человека, но и его слово, может влиять как на темп, так и на динамические особенности речи, в частности – ударение. Ритм и его усвоение, лежат в основе развития слоговой структуры слова, т.к. каждое слово, имеет свой ритм (двухсложный, трехсложный и т.д.), ударение (акцентирование ритма). Согласно исследованиям ученых, при нормативном развитии ребенка овладение им речью в целом и слоговой структурой слова в частности происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. Некоторые
5
авторы, в частности Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина отмечают, что это происходит с помощью, так называемого, языкового чутья, которое способствует появлению у ребенка способности оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания[4]. Авторы отмечали, что на определенном этапе онтогенеза у ребенка наблюдается стремление непрекращающемуся подбору удовлетворяющих его вариантов произнесения слова, фразы, что считали необходимым условием овладения языком в целом. Языковое чутье А.А. Леонтьев иначе называл контролем языковой правильности, или, более научно, механизмом регуляции. В своих работах, с точки зрения психолингвистики, он определял языковую способность как «многоуровневую, иерархически организованную систему, формирующуюся в психике носителей языка в процессе онтогенетического развития» [11]. Так же отмечал, что чувство языка может быть развито в разной степени, и выделил три уровня развития чувства языка или языкового чутья: 1) овладение системой языка; 2) овладение основными речевыми нормами; 3) способность к догадке. Помимо этого, А.А. Леонтьев неоднократно указывал на то, что в этой «системе» необходимо различать «механизм осуществления деятельности и механизм контроля над этим осуществлением», что учитывает уже в своих работах С.А. Козлова. Она акцентирует внимание на том, что «раздельный контроль исполнения (качества речевой продукции) и конечного результата (смыслового содержания высказывания) дает человеку возможность выявить причины неудачи речи как способа коммуникации» [8, c 41].
1.2. Психолого-педагогические подходы к коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня
6
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [24]. Термин «общее недоразвитие речи» характеризует речевую функцию как абсолютно неполноценную. Наряду с этим все конструкции языка – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях) – отличаются несформированностью. Следует отметить, что каждому ребёнку с общим недоразвитием речи присуща конкретная специфическая характеристика. В научных трудах Р.Е. Левиной, O.K. Марковой, выделена специфика усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, определена типология искажений слоговых и ритмических структур слова, обозначены направления коррекции имеющихся дефектов [15]. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: афазии, алалии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетикофонематическом развитии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с
7
возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту [5]. Общему недоразвитию речи дошкольников и детей младшего школьного возраста, по определению Р.Е. Левиной и других ученых, свойственно три уровня речевого развития, характеризующие типичное положение систем языка[10, c 21]. Отсутствие речи у так называемых «безречевых детей» указывает на наличие первого уровня речевого развития. В общении этих детей присутствует: лепетание, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление слов смазано, нечеткое и крайне неустойчиво, отдельные существительные и глаголы содержат бытовой характер, звукоподражание. Часто такие дети в своих «высказываниях» используют мимику и жесты. Похожее состояние речи наблюдается и у умственно отсталых детей. Важно заметить, у детей с первичным речевым недоразвитием присутствуют специфические признаки, отличающие их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). В основном это относится к объему пассивного словаря, который значительно больше активного.
Глава 2. Экспериментальное исследование по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 2.1 Выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ детского сада № 49 «Веселые нотки» Санкт Петербурга. В нем принимали участие 12 детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. (Приложение 1).
8
Целью констатирующего этапа экспериментального исследования было выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Основными критериями отбора диагностических заданий констатирующего этапа эксперимента явились: – соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. – диагностическая ценность в определении особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с целями и задачами констатирующего эксперимента для изучения сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня были определены показатели (на основе подхода А.К. Марковой) и выбрана адекватная им диагностическая методика Е.Ф. Архиповой [15], представленные в таблице 1. Остановимся на более подробном описании проведения и анализа диагностических заданий констатирующего эксперимента. Цель: выявление уровня сформированности слоговой структуры слов 1-3 классов. Для этого проводятся поочередно диагностические задания 1 и 2, которые имеют общую оценку. Задание 1 «Повтори слова за логопедом». Задание 2 «Назови картинки». Материал: предметные картинки – лыжи, мыло, пила, машина, лопата, корова, кот, лес, нож. Таблица 1 – Диагностическая карта констатирующего эксперимента Показатели Диагностические задания Сформированность слоговой структуры слов 1-3 классов Задание 1. «Повтори слова за логопедом»
9
Задание 2. «Назови картинки Сформированность слоговой структуры слов 4-6 классов Задание 3. «Повтори слова за логопедом» Задание 4. «Назови картинки Сформированность слоговой структуры слов 7-9 классов Задание 5. «Повтори слова за логопедом» Задание 6. «Назови картинки» Сформированность слоговой структуры слов 10-13 классов Задание 7. «Повтори слова за логопедом» Задание 8. «Назови картинки» Сформированность слоговой структуры слов повышенной слоговой сложности Задание 9. «Повтори слова за логопедом» Задание 10. «Назови картинки» Повторение разного типа слоговых рядов Задание 11. «Повтори за логопедом»
Ход проведения: Задание 1. Сначала педагог предлагает детям «повторить за ним двусложные слова из открытых слогов слова 1 класса: «вода, муха, зубы. Затем – трехсложные слова из открытых слогов 2 класса: собака, ягоды, молоко. Далее дети повторяют за педагогом односложные слова 3 класса: мяч, дом, нос. Задание 2. Педагог предлагает детям назвать изображенные на картинках предметы: лыжи, мыло, пила (1 класс), машина, лопата, корова (2 класс), кот, лес, нож (3 класс).
2.2. Программа коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
10
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Достижение поставленной цели осуществлялось при реализации положений гипотезы, которые бытии теоретически обоснованы нами в первой главе курсовой работы: – определены этапы и содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; – подобраны методы, приемы, игровые задания в соответствии с показателями сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; – организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В коррекционной работе по развитию речедвигательных навыков нами выделены два этапа. 1. Подготовительный, нацеленный на подготовку дошкольника с общим недоразвитием речи III уровня к усвоению ритмической структуры слов родного языка. 2. Собственно коррекционный этап, ориентированный на непосредственную адресную коррекцию дефектов слоговой структуры слов у каждого воспитанника. Методы и приемы, используемые в коррекционной работе, соответствуют возрастным особенностям детей 5-6 лет. Ведущей формой работы по формированию слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с ОНР III уровня являются дидактические игры и упражнения, учебно-игровые ситуации, которые организуются как логопедом, так и педагогом во время
11
коррекционных занятий и во время совместной деятельности в режимных моментах. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям. Учебно-игровая ситуация с использованием дидактических игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова во время режимных моментов характеризуется кратковременностью развертывания и течения (от 5-6 до 10-15 минут). В режимных моментах предполагается объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек). Чаще всего это дети, плохо усвоившие материал во время проведения коррекционных занятий. Дидактические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах, планируются и организуются воспитателем в любое время в режиме дня. Чаще всего, это утренний и вечерний отрезок времени, прогулка. Например, перед прогулкой педагог предлагает детям найти предмет одежды, название которого состоит из 2, 3, 4 слогов.
Заключение
Теория и практика логопедической работы требует обогащения данными по вопросу становления слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
12
является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области. Обусловливают необходимость оказания коррекционной помощи в формировании слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Данная работа предполагает проведение работы по следующим направлениям:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З.Е. Агранович. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 48 с. 2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2015. – 160 с. 3. Бабина Г.В Шарипова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез. Монография. «Сфинкс» 2010.- 107с. 4. Винарская Е.Н Богомазов Г.М. Возрастная фонетика М.: АСТ, Астрель,2015. – 208 с. 5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2010.-472с. 6. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2016. – 464 с. 7. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН, 2008. - 370с.
13
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2017. – 416 с. 9. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Союз, 2006. ‒ 218 с. 10. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаиков) [Текст] / Р.Е. Левина – М.: Издательство министерства просвещения – 2001. – 121 с. 11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики - М.: Смысл, 2007. – 287 с. 12. Лурия А.Р. Двигательный анализатор и корковая организация произвольных движений. Ж. Вопросы психологии № 2 2007, 13-17 с. 13. Мазанова, Е.В. «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с. 14. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / А.И. Максаков. – М.: МозаикаСинтез, 2016. – 152 с. 15. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих моторной алалией. / А.К. Маркова. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи под ред. Р.Е. Левиной. – М.: 2011- 102с. 16. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2015. – 384 с. 17. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 704 с.
14
18. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с. 19. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. – 240 с. 20. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб. : Питер, 2009. – 304 с. 21. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 287 с. 22. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 224 с. 23. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей [Текст] / М.Е. Хватцев. – СПб. : КАРО, Дельта+, 2014. – 272 с.