Фрагмент для ознакомления
2
Анализ программы уроков предметно-практического обучения предполагает учет речевых умений, отражающих особенности выполняемой детьми деятельности (лепка, аппликация, моделирование и т.д.) и включает словарь и фразеологию, которыми пользуются учителя и учащиеся на уроках предметно-практического обучения.
Наряду с названным, для сурдопедагогов значим учет круга житейских понятий: природоведческих, понятий о городе и деревне, о видах транспорта, пространства и т.д. Поэтому, при определении содержания речевого материала разговорной речи для уроков предметно-практического обучения мы исходим из методических рекомендаций по его отбору, предложенных Л.М. Быковой. Они включают определение объема понятий, фиксируемых в слове, типовых фразах для общения учителя с классом и фраз, отражающих особенности общения учеников класса друг с другом.
Однако, в эту традиционную систему рекомендаций учителями были внесены дополнения: поэтапное овладение различными видами вопросно-ответных диалогических единств, что способствует формированию на начальной ступени обучения более обобщенных речевых действий (начать разговор в связи с организацией деятельности на уроках предметно-практического обучения, продолжить его в процессе выполняемой деятельности и завершить его). Раскроем это на примерах различных этапов урока ППО.
Тема: макет «Железная дорога и сооружения на ней»
Начало работы:
Ученик: - Я собираюсь лепить …
- Как вы думаете, я справлюсь с этой работой или нет?
Учитель: - Я верю, что ты справишься.
Ученик: - Я рад, что Вы верите в меня.
- Если у меня не получится, Вы поможете?
Возможные варианты фраз, используемых детьми на этапе начала организации работы:
Ученик: - Я надеюсь, что не подведу Вас.
- Обязательно постараюсь успешно закончить работу.
Возможные варианты фраз, используемых детьми на этапе выполнения работы:
Ученик: - К сожалению, я не доволен своей работой.
- А как Вы, согласны со мной или нет?
Учитель: - Я думаю, с этим можно согласиться.
На этапе подведения итогов выполненного, ребята пытаются зафиксировать в речи отклонения от плана деятельности.
Ученик: - Я хотел делать дома для макета из коробков для спичек. К сожалению, их не было. Я изменил свой план и сделал дома из пластилина.
Как видно из предложенного примера, эти фразы отражают особенности проведения этапов урока предметно-практического обучения при выполнении различных изделий, где отрабатываются варианты диалогических единств, как вопросно-ответных, так и сообщение-вопрос.
Последние являются наиболее сложными для неслышащих детей. Их отличает универсальность, возможность использования в различных учебных ситуациях.
Работа над формированием обобщенных речевых умений начинается с третьего класса. Остановимся более подробно на особенностях работы сурдопедагога по формированию умений разговорной речи на самом уроке предметно-практического обучения. Учитывая закономерности коммуникативной системы, мы помним о том, что речь у неслышащего ребенка формируется по подражанию речи педагога, который использует в общении с ним конструкции – клише. В результате многократного повтора использования их в вариативных ситуациях общения, они входят в речевую практику ребенка.
Не случайно, поэтому при предъявлении речевого материала важно помнить об этапах работы, отражающих последовательность методики формирования коммуникативных умений у неслышащих детей.
Представим этапы работы над речевым материалом на уроках предметно-практического обучения и раскроем приемы работы сурдопедагога (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 - Этапы работы над речевым материалом на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих
№ п/п Этапы работы над речевым материалом Приёмы работы на уроках предметно-практического обучения
1 класс 3 класс
I. Предъявление речевого материала - показ фразы учителем (письменная речь)
- показ фразы подготовленным учеником (слухо-зрительное, дактильное восприятие) - показ начала фразы
- восприятие новой фразы, сказанной учеником (слухо-зрительно)
II. Восприятие речевого материала - повторение образца вслед за учителем
- подстановочные упражнения
- воспроизведение усвоенного в готовом виде по памяти - воспроизведение образцов по памяти
III. Варьирование и комбинирование речевого материала - составление поручений по наглядной ситуации
- составление поручений, обращения, выражение желаний, побуждение с опорой на набор слов, фразу, данную в нарушенном порядке (фраза с пропущенными словами, вопросительное предложение с пропущенным первым словом) - выбор реплик, реакций из двух предложенных на основе реплики-стимула – подбор реплики-стимула на основе заданной учителем темы
- дополнение реплик в разговоре в соответствии с темой урока предметно-практического обучения
IV. Использование изученного речевого материала в неподготовленных высказываниях - применение различных ситуаций на уроке предметно-практического обучения - применение различных ситуаций урока предметно-практического обучения
Остановимся на характеристике этапов работы, отражающих преемственность в работе сурдопедагога по их развитию и совершенствованию, представленных в таблице 2.1.
I этап – предъявление речевого материала.
Цель этого этапа (применительно к одному из аспектов обучения на уроке ППО) – развитие умений разговорной речи: познакомить детей с новой типовой фразеологией.
Для этого важно создать речевую ситуацию, актуализирующую потребность в общении. Как правило, на уроках предметно-практического обучения дети сталкиваются с естественно возникшими и специально созданными сурдопедагогом ситуациями, где возникает необходимость употребления фраз разговорной речи.
Проиллюстрируем сказанное фрагментами урока предметно-практического обучения.
Тема: Аппликация «Корзина с грибами» - 1 класс
На этом этапе выполнения работы учитель дает учащимся поручения, часть из которых является для детей новыми: «Вырежи по контуру гриб». Дети, следуя образцу действия учителя, выполняют поручение, отвечая на вопрос: «Что ты сделал?» кратко «Я вырезал». Опираясь на предъявленную в качества образца фразу: «Вырежи по контуру», составляют отчет, используя образец фразы по предъявленной учителем на доске.
Тема: «Железная дорога и сооружения на ней» (макет) – 3 класс
На этапе знакомства с объектом макета, заранее подготовленный ученик по графическому плану рассказывает о предстоящих объектах, знакомя их с названиями, показывая и обозначая их словом.
Например: железнодорожное полотно, семафор, пассажирский поезд, железнодорожная станция, вокзал, платформа и т.д.
Ученик: - Повтори, пожалуйста, я не понял, что это «железнодорожная станция».
Ученик: - Смотри внимательно еще раз.
- Я покажу тебе это.
- Будь внимателен. Запомни, что это и повтори вместе со мной.
Как видно из приведенного примера – от класса к классу, опорой для введения неизвестного большинству учеников класса служат различные формы работы: «с маленьким учителем», бригадами, парами и др., которые способствуют активизации речевого общения, мотивируя речевую ситуацию на уроках ППО.
Можно отметить, что способы восприятия новых речевых конструкций учеником включают зрительное восприятие новой фразы по табличке, а также слухо-зрительно и восприятие на слух учеником.
II этап – воспроизведение речевого материала.
На этом этапе предусматривается повтор готового речевого материала по образцу, данному учителем, используется ряд упражнений. Раскроем особенности на конкретных примерах.
Повтор образца вслед за учителем с требованием краткого и полного ответа.
1 класс
На этапе выполнения работы включается совмещенный показ предметного действия с одновременным выполнением и сопряжено-отраженным проговариванием речевого материала, как учителем, так и детьми.
Например: на этапе подготовки к выполнению аппликационной работы.
Учитель: - Отберите цветную бумагу, нужную для аппликации.
Ученик: - Я отобрал цветную бумагу, нужную для аппликации.
Учитель: - Скажи кратко.
Ученик: - Я отобрал.
Учитель: - Скажи по-другому.
Ученик: - я приготовил бумагу.
3 класс
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС НОО ОВЗ
2. Cеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М.: Госполитиздат, 1947.
3. Багрова И.Г., Богданова Т.Г. Сурдопедагогика. – М: «Владос», 2004
4. Бельтюков В.И.Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1977.
5. Власова Т.М., ПфафендротА.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Просвещение, 1998.
6. Е.Н. Марциновская Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М., 1980г.
7. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М: «ВЛАДОС», 2015
8. Корсунская Д.Б. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М.: Просвещение, 1969.
9. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. – М.: Просвещение, 1983.
10. Л.М. Быкова Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., 1989г.
11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М: «Просвещение», 1990.
12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М: «Педагогика», 1989.
13. Обучение учащихся подготовительного, I – IV классов школы глухих. /А.Г. Зикеев, Н.А. Морева, Т.В. Нестеровичи др.; Сост. А.Г. Зикеев. – М.: Просвещение, 1984.
14. Рау Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению.– М.: Учпедгиз, 1960.
15. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981.
16. С.А. Зыков Методика обучения глухих детей языку. М., 1977г.
17. С.А. Зыков Обучение глухих детей по принципу формирования речевого общения. М., 1961г.
18. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой.– М.: ВЛАДОС, 2004.
19. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной.– М.: Просвещение, 1989.
20. Т.С. Зыкова Обучение глухих школьников планированию предметно-практической деятельности. М., 1978г.
21. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.: Просвещение, 1995.
22. Ярмаченко Н.Д. Проблема компенсации глухоты. – Киев, 1976.
23. Копилка уроков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/
24. Ytudme.org. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/