Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тенденции современного образования отражаются не только на изменении содержания образования и методов обучения, но и на структуре, формах, методах контроля и оценки учебных достижений, содержании контрольно-оценочных средств.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования изменил концептуальные подходы к системе контроля и оценки планируемых результатов в образовании.
Для достижения поставленной цели необходим постоянный контроль и оценка, позволяющие регулировать/контролировать качество обучения. Механизмом контроля качества обучения является фонд оценочных средств (ФОС) для каждой составляющей процесса обучения.
Контроль и оценка результатов обучения по праву являются необходимой составляющей процесса обучения, так как дают учителю информацию об уровне усвоения предметных знаний и умений.
Контрольно-оценочная деятельность учителя характеризуется как «общая, проявляющаяся в качестве обязательного элемента деятельности по управлению образовательным процессом, и как специфическая, где контроль и оценка есть цель, содержание и результат деятельности». Контрольно-оценочная деятельность учителя состоит в проведении диагностик, текущего, промежуточного и итогового контроля. «Федеральным государственным стандартом общего образования определяется проблема разработки инновационных подходов к разработке контрольно-оценочной деятельности для адекватного оценивания учителем достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования».
В науке понятие «педагогическая диагностика» исследовалось такими авторами, как В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, А. И. Кочетов, В. Г. Максимов, Е.А. Михайлычев и др.
Особый интерес представляют исследования, которые раскрывают теоретические основы педагогических тестов: (B. C. Аванесов, В. П. Беспалько, К. Ингенкамп, Л. Н. Майоров, Е. А. Михайлычев, Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников и др.), композицию и формы тестовых заданий (B. C. Аванесов, К. Д. Дятлова, А. Н. Майоров, А. О. Татур, М. Б. Челышкова и др.).
Объект исследования – процесс обучения праву.
Предмет исследования – особенности организации контроля и оценки предметных результатов по праву.
Цель исследования – разработка системы контрольно-оценочных средств по праву.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты контрольно-оценочной деятельности;
- разработать систему контрольно-оценочных средств по праву.
1. Теоретические аспекты контрольно-оценочной деятельности
1.1. Контроль как диагностика знаний
Понятие «педагогическая диагностика» связано с понятиями «контроль» и «оценка». П. И. Пидкасистый [15], Г. И Батурина [2] рассматривают термины «педагогическая диагностика» и «контроль» как синонимы. Другие исследователи определяют каждое из этих понятий. В. Г. Максимов [9] отмечает, что педагогическая диагностика несводима к контролю. По мнению ученого, «педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля», которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков. Этой же точки зрения придерживается Е. А. Михайлычев [10]. Иными словами, согласно этой точке зрения общим родовым понятием выступает «контроль». Однако существует и другая точка зрения: понятие «контроль» рассматривается как составная часть более общего понятия «диагностика». Это отражено в учебных пособиях по педагогике И. П. Подласого [16].
Средством осуществления контрольно-оценочной деятельности учителя являются контрольно-измерительные материалы. Контрольно-измерительные материалы предназначены для оценки уровня освоения планируемых результатов основной образовательной программы общего образования.
Контрольно-измерительные материалы – это стандартизированная система заданий, позволяющих надежно и объективно оценить уровень достижения испытуемых и выразить результат в числовом эквиваленте.
На основе анализа названных работ, следует отметить, что диагностика включает в себя контроль и оценку, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций образовательного процесса. Кроме того, мы считаем целесообразным рассматривать диагностику учебных достижений не как простую сумму таких понятий, как «контроль», «проверка», «оценка» и других, с ними связанных, а как систему, совокупность всех этих действий, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность. Далее более подробно остановимся на содержании понятий «контроль» и «оценка». В педагогике с 60-х годов XX века равноправно существуют два подхода к системе контроля и оценки. Рассмотрим эти подходы.
В. И. Загвязинским контроль определен как «операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами» [8].
Более конкретное описание контроля у И. П. Подласого: «выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых» [16].
При этом выявление и измерение И. П. Подласый называет проверкой. Отсюда следует, что проверка – составной компонент контроля, основная дидактическая функция которого — обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. В педагогическом контроле используется также термин «учёт». Учёт, по утверждению В. И. Загвязинского — «фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля; что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых» [8].
В зависимости от того, кто осуществляет контроль результатов учебной деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
1) внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
2) взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
3) самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Исследователями выделены четыре вида контроля: предварительный, текущий, пооперационный, итоговый.
Таблица 1
Виды контроля
Виды контроля Содержание Методы
Предварительный Уровень знаний школьников, общая эрудиция. Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
Текущий Освоение учебного материала по теме, учебной единице. Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
Пооперационный Ликвидация пробелов. Повторные тесты, индивидуальные консультации.
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Представление продукта на разных уровнях.
Предварительный контроль состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности младшего школьника, прежде всего, исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь – индивидуального уровня каждого ученика.
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения учебного материала каждым учащимся. Текущий контроль необходим для диагностирования хода учебного процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запрограммированными.
Текущий контроль и учет знаний и умений призван стимулировать учебный труд учащихся, способствуя своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.
Итоговый контроль призван дать информацию о достигнутых результатах. Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. – М.: Центр тестирования, 2002. – 239 с.
2. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Изд-во «Академия», 2014. – 176 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
4. Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас, Л.И. Катаева // Педагогика. — 1993. — №2. – С. 10-15.
5. Болотник JI.B. Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла / JI.B. Болотник // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы / под науч. ред. A.A. Леонтьева. Вып. 4. — М., «Баласс», 2000.– С. 161-168.
6. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. — М.: УЦ Перспектива, 2008. – 132 с.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Издательство ИНТОР, 1996. – 554 с.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 192 с.
9. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
10. Михайлычев Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы / Е.А. Михайлычев// Педагогическая диагностика. – 2012 – № 1. – С. 44-66.
11. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ.вузов / B.C. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. Нейман Ю.М. Педагогическое тестирование как измерение / Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников. – М, 2002.
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И; Ожегов, Н.КХ Шведова. - Mi: Азбуковник, 2003
14. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с.
15. Педагогика. Учебное пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2015. – 430 с.
16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.
17. Попова A.A. Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности. Автореф. дис...канд. пед. наук / A.A. Попова. – Челябинск, 2000.
18. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев; Е.Н: Шиянов; под ред. В:А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.