Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в социально – экономических условиях развития нашей страны, в системе образования происходят значительные изменения, которые выражаются тенденциями структуры образования и прилежащих ему аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). С 2009 года все выпускники образовательных организаций обязаны сдавать ЕГЭ. Тревожность можно определить как состояние человека к переживанию тревоги, склонность к повышенному беспокойству. Эту психологическую особенность человека принято классифицировать на два вида: ситуативная и личностная тревожность. Ситуативная тревожность проявляется при определенном жизненном обстоятельстве, которое вызывает у человека повышенное беспокойство и чувство опасности. Например, выступление на сцене, сдача экзаменов, авария, или принятие жизненно важного решения. Существует оптимальный уровень ситуативной тревожности, который в конкретных ситуациях активизирует умственную деятельность человека, помогая ему успешно преодолеть возникшую проблему. Глава 1. ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ КАК ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Понятие «тревожность»
Тревожность – это психологическая особенность индивида, выраженная в постоянном беспокойстве и предчувствии опасности. Впервые определение тревожности дано Зигмундом Фрейдом, сформулировавшим его как эмоциональное переживание негативного характера, связанное с чувством неопределенности и беспомощности.
4
В психологии это понятие носит двоякий характер: это эмоция и свойство личности. Кратковременное чувство тревоги испытывают все люди. Оно помогает человеку приспособиться к условиям жизни. Чувство тревоги как черта характера приводит к сбоям в индивидуальном развитии и мешает жить полноценной жизнью [21]. Отличие тревожности от тревоги. Тревога – сложная отрицательная эмоция, сочетающая в себе страх, стыд, вину, печаль, гнев. Она появляется у человека в ситуациях, несущих потенциальную угрозу и представляет собой кратковременный защитный механизм, заставляющий человека реагировать на опасность. Тревожные люди зачастую ощущают беспочвенную нервозность. Чувство страха за то, что могло случиться, делает их неспособными нормально реагировать на происходящее. Причины тревоги существуют реально или надуманы человеком, они не всегда объяснимы. Излишне беспокойный человек зачастую неадекватно воспринимает ситуацию. Он боится предстоящей поездки или возможного выступления на семинаре, расстраивается из–за незначительной прибавки в весе или плохой отметки в школе.
1.2. Возрастные особенности старшеклассников
Возраст детей 13–14 лет – это вступление в пору подросткового возраста. Со стартом этого периода (у кого–то он начинается раньше, у кого–то позже) начинается этап полового созревания. Эти физические перестройки приносят много неудобств подростку как внешних (прыщи, нескладное телосложение), так и внутренних. Физическое созревание влияет на нервно–психическую деятельность. Подростки очень эмоциональны, изменчивы, зациклены на своих переживаниях. У подростков в этом возрасте наблюдается внутренний конфликт – две исключающие друг друга потребности – потребность в обособлении, отделении, утверждении себя как личности и потребность в социализации, потребность быть принятым, быть частью группы, отличной от семьи. Чаще это группы сверстников. И в то же время подросток не замечает других личностей вокруг себя, не считает нужным уважать других, но требует уважения к себе [29].
5
Формирование компании сверстников, в которую входит ребенок, не должно пугать родителей. Для подростка в данный период важнее быть членом этой компании не смотря ни на что, чем не быть ни с кем, быть в одиночку. Если подросток не примкнул ни к какой группе, у него нет пары–тройки друзей, ребенок чувствует себя одиноким настолько, что может возникнуть депрессия. Так же и если случается отвержение, непринятие его в его компании. Такие случаи переживаются очень тяжело и эти переживания реальны. 1.3. Модель психолого–педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ
А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский дают понятию модель следующее определение: «Это примитивный мысленный или знаковый образ объекта или системы объектов, который используется в качестве их «заместителя» и средства оперирования» [цит. по 48, с. 89]. С помощью модели психологу предоставляется возможность сосредоточить свое внимание на основных, существенных чертах психики. Оказание профессионального воздействия на внутренний мир воспитанника представляет для педагога главный момент в решении вопроса психологопедагогической коррекции. Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы развития, которая позволяет обосновать возрастные особенности ребенка. Принятие решения о психолого-педагогической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением воспитателя о содержании своей коррекционной программы. Психолого–педагогическая коррекция – это обоснованное воздействие педагога на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов [9]. Второй период – этап возникновения теории и практики психокоррекции. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».
6
А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко – методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей. Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях [21]. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной – до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосрочной – до нескольких лет – помощи при психотерапии). Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 2.1. Этапы, методы, методики исследования
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально провести психолого–педагогическую коррекцию ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Проведение исследования психолого–педагогической коррекции старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ проходило в несколько этапов: 1. Поисково–подготовительный этап: теоретическое изучение психолого– педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение психолого–педагогической литературы по проблеме тревожности старшеклассников. Были подобраны методики с учетом возрастных особенностей и темы исследования. 2. Опытно–экспериментальный этап: определение исходных данных для дальнейшего исследования тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ, проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов, разработка и реализация программы.
7
3. Контрольно–обобщающий этап: анализ и обобщение результатов повторной диагностики исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы с помощью метода математической статистики. 2.2. Характеристика выборки и анализ результата констатирующего эксперимента
В исследовании принимали участие учащиеся 11 класса в количестве 20 человек в возрасте 16–17 лет, которые учатся в МБОУ СОШ с УИОП №66 города Кирова. После 9–го класса некоторые ученики забрали документы из школы и поступили в другие учебные заведения. Итого в классе осталось 20 человек, из них 8 мальчиков и 12 девочек. Средний возраст учащихся 16–17 лет, 1999– 2000 года рождения. Многие ребята живут в неполных семьях. В классе трое ребят из многодетных семей. Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом ребята воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Старостой класса является Б. Р., с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников. Неформальным лидером класса является З. Т., очень энергичный, активный, отзывчивый и доброжелательный мальчик. Принимает активное участие в организации и проведение различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Т. уважают и зачастую прислушиваются к нему. Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по группам, в основном по интересам, насчитывающим 2–3 человека. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все ребята в дружеских отношениях друг с другом. Глава 3. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
8
3.1. Программа психолого–педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ Цель программы: психолого–педагогическая коррекция ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ (программа представлена в Приложении 2). Задачи программы: – повышение уровня работоспособности; – повышение уровня стрессоустойчивости; – научение способам эффективного расслабления; – создание ситуации эмоционального комфорта; – развитие навыков самоконтроля. Под психологической готовностью к ЕГЭ подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ЕГЭ. 3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента После проведения программы психолого–педагогической коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ была проведена повторная диагностика по методикам: методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), методика оценки тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина, методика «Шкала тревожности» О. Кондаша. Графически результаты исследования до и после коррекционной программы по методике измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) показаны на рисунке 5.
9
Рисунок 5 – Результаты исследования уровня тревожности старшеклассников по методике измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) до и после проведения программы.
После проведения программы психолого–педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ никто из испытуемых не имел очень высокий уровень тревожности. Это означает, что уровень тревожности снизился на 5% испытуемых. Связано это с тем, что этот человек почти всегда чувствует себя вполне счастливым, ему не трудно сосредоточиться на чем-либо. Высокий уровень тревожности имел 1 человек (5%). Уровень тревожности снизился на 10% испытуемых. Связано это с тем, что ребята склонны принимать все слишком всерьез, они гораздо чувствительнее, чем большинство других людей. Со средним уровнем с тенденцией к высокому уровню тревожности составило 3 человека (15%), то есть уровень тревожности снизился на 25% испытуемых. Это означает, что им редко снятся кошмары, у них не бывают периоды такого беспокойства, что ни не могут усидеть на месте.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Анн Л. Ф., Психологический тренинг с подростками. [Текст] – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. 2. Андреева И. Н., Ситуативная и личностная тревожность подростка, [Текст], 2010. – с.154. 3. Андрусенко В. А. Социальный страх. [Текст] – Свердловск, 2010. - с. 243. 4. Астапов В. М., Тревожность у детей учебное пособие. [Текст] / В. М. Астапов. Из–во: ПЭРСЭ, 2010. – с. 160. 5. Батюта, М. Б. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2013. – 306 c. 6. Бодалева А. А., Столина В. В., Общая психодиагностика [Текст] / Под ред. – М., 2009. 7. Валлон А. Факторы психического развития ребенка. [Текст] учебное пособие./ А. Валлон. Изд–во: СПб.: Питер, 2009 г. – 512 с.
10
8. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. [Текст] – М.: Владос–Пресс, 2010. – 159 с. 9. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Меркулова Н. А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с. 10. Зимбардо Ф. Е., Ширли Р. А., Застенчивый ребенок. [Текст] – М., 2010. – с. 324. 11. Карпов А. В., Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm 12. Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении в возрастном плане: [Текст] – М., 2010. – 194 с. 13. Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И. Кондаков,2010. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka 14. Костина Л. М., Игровая терапия с тревожными детьми. [Текст] – СПб.: Речь, 2010.– с. 240. 15. М. Кордуэлл Психология А–Я [Текст]: "Гранд" 2009, с.343. 16. Корчак Я. Как любить детей. [Текст] – М.: ЮНИТИ, 2011. – 351 с. 17. Костина Л. П. Методы диагностики тревожности. [Текст] – СПб, 2009. 198с. 18. Крайг Г. Психология развития. [Текст] – СПб.: Питер, 2012. – 987 с. 19. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника [Текст] – М.: Знание, 2009. – с. 124. 20. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] – М.: Знание, 2009. – 80 с. 21. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети. [Текст] учебное пособие./ Е. Лютова, Г. Монина. Изд–во: «Речь, Сфера», 2010 г. – 437с. 22. Мерлин В. С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента. [Текст] – Пермь, 2010. – 3–22с. 23. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. [Текст] – М.: МПСИ, 2009. – 256 с.
11
24. Мещеряков Б. Г, Зинченко В. П. Большой психологический словарь. [Текст] – Спб.: "Прайм–Еврознак"; 2011. с.630. 25. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/.– М.: Владос, 2013.– 687 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187. – ЭБС 26. Новикова Е. В. Особенности обучения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков / Под ред. А. А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. [Текст] – М.: Педагогика, 2011. – С. 17–40. 27. Петровский А. В, Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. Учебник. [Текст] – М.: Академия, 2010. – 528 с. 28. Прихожан А. М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2010, с. 304. 29. Прихожан А. М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 304с. 30. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. [Текст] – М. Свет, 2009– 404 с. 31. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. [Текст] – М.: Академия, 2010– 330 с. 32. Харизова Л. В. Диагностика и коррекция тревожности у учащихся младших классов/ психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. 1 выпуск. Тезисы докладов региональной научно – практической конференции. [Текст], 2011–270 c. 33. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. [Текст] – СПб.:Лениздат, 2010 – 412 с. 34. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. [Текст] – СПб.: Лань, 2010 – 240 с. 35. Эльконин Б. Д. Психология развития. [Текст] – М., 2013.