Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная педагогика характеризует учителя как субъекта деятельности, стремящегося к самопознанию самореализации и самоуправлению. Ведь учитель после обучения в педагогическом высшем учебном заведении продолжает углублять, расширять свои знания, приобретать новые умения профессиональной деятельности в системе последипломного педагогического образования.
По мнению Е. Герцман, самообразовательная деятельность педагога-музыканта не ограничивается обучением на квалификационных курсах (в системе последипломного образования), а является духовной потребностью в обновлении художественных знаний, результатом которых становится непосредственное общение с музыкальным искусством, самостоятельное достояние художественно-эстетического опыта личности в информационном пространстве для собственного профессионального роста . Поэтому целью современной системы
3
последипломного педагогического образования является создание педагогических условий для самостоятельного проектирования и осуществления программы самообразования педагогическими работниками. Этот процесс включает определение целей, действий, операций, обеспечивают их реализацию, изменение характера педагогической деятельности (проявления активной, целеустремленной, творческо-поисковой позиции), что в совокупности обеспечивает возможности для формирования высокого уровня компетентности личности на основе самообразовательной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Проблема самообразования музыкального педагога в современной научной литературе
Современные социально-политические и экономические изменения в России предопределяют необходимость в повышении качества профессиональной подготовки педагогических кадров, рост социального запроса общества на подготовку специалистов, способных гибко реагировать на динамические изменения образовательной среды, быть готовыми к постоянному самообразования. Сущность самообразования заключается в формировании способности индивидуальности педагога к самореализации в глобализированном обществе, присущих черты инновационности, непрерывности.
М. Солдатенко утверждает, что непрерывность образования заключается в «пожизненном процессе приобретения знаний; постоянном обновлении его содержания; единства подготовки к жизни и самой жизни; перманентном характере изменения в образовании; непрерывном процессе превращения образования в самообразование» .
Модернизация системы последипломного педагогического образования выдвигает новые критерии качества организации самообразования как приоритетного направления получения системы универсальных знаний, умений, навыков, которые помогут современному учителю успешно адаптироваться к новым требованиям рынка труда; овладеть высоким уровнем критического мышления, творчески решать профессионально-педагогические задачи.
Анализ исследований и публикаций доказывает, что внимание ученых сосредоточено на вопросах педагогических основ самообразования, его сущности, структуры и содержания (С. Архангельский, М. Пшебыльский, Б. райский, Р. Сеульский). Педагогические условия формирования профессиональной подготовки и самообразования педагогов-музыкантов отражены в трудах К. Завалко, Н. Илиницкой, О. Олексюк, З. Остасюк, Г. Падалки, Т. Пляченко, О. Рудницкой, Н. Середы, В. Черкасова и др.
Личность учителя всегда была среди важнейших тем исследований ученых и размышлений выдающихся педагогов, которые искали и пытались обрисовать идеальный портрет педагога. Широкий спектр аспектов профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, а также подходов к освещению проблемы формирования личности учителя музыки содержат работы таких ученых как А. Абдуллина, Е. Абдуллин, А. Апраксина, А. Олексюк, В. Орлов, Г. Падалка, О. Ростовский, О. Рудницкая, Я. Радзицкая, Л. Хлебникова, В. Шульгина и др.
По данным экспериментальных исследований В. Адольфа, А. Айзенберга, Ш. Амонашвили, И. Арефьева, С. Высоцкой, М. Коломийца, С. Крутиенко, В. Назаренко, А. Орлова, В. Филипповского, Н. Попович, С. Русовой, В. Сухомлинского, К. Ушинского и др. большинство учителей, в том числе и
4
музыкального искусства, испытывают определенные трудности в освоении и организации самообразовательных процессов в практической работе.
1.2 Структура и содержание профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы
В свете распространения культурологического подхода в образовательно-воспитательной среде, все большее внимание ученых в области музыкальной педагогики привлекает понятие «профессиональная культура учителя музыки». Представители культурологического подхода в художественном образовании (О. Рудницкая, Л. Рапацкая и др.) отмечают на глубинной связи культуры и образования, культуросообразности художественного образования, которая заключается в «...овладении субъектами учебно-воспитательного процесса знаниями на уровне современных достижений культуры; понимании ее роли в жизнедеятельности общества и каждого человека; реализации педагогического воздействия, направленного на приобщение к сокровищнице мировых и национальных художественных ценностей с целью духовного развития личности; формировании творческих способностей, мировоззренческой позиции, способности к морально-эстетическому самосовершенствованию «, а также на том, что задачей образования, как общей, так и профессиональной, является привлечение человека к культурным ценностям. По мнению исследовательницы Т. Чупахиной, культура развивается в результате образовательных процессов и при изменении поколений сохраняется как самовоспроизводящая система определенных норм и образцов жизни общества . Итак, именно образовательная среда может и должна обеспечить условия, способствующие формированию профессиональной культуры будущих учителей музыки.
Надо отметить, что наряду с категорией «профессиональная культура учителя музыки» существуют в близком взаимодействии понятие педагогического профессионализма, педагогического мастерства, педагогического творчества и профессиональной компетентности учителя музыки. Все эти термины в той или иной степени выражают качественный уровень и совершенство педагогического труда педагога-музыканта. В то же время термин «профессиональная культура» характеризуется творческим уровнем деятельности педагога, способностью учителя к творческому преобразованию мира, готовностью к дальнейшему развитию, креативному мышлению.
В последнее время профессиональная культура педагога рассматривается в контексте трех основных подходов к этому понятию: деятельностного (культура как предпосылка, цель, способ, инструмент педагогической работы), личностного (культура как концентрированное выражение личности педагога), аксиологического (культура как система ценностей-регуляторов педагогического труда).
1.3 Профессионально-педагогическая культура педагога музыки как целевой ориентир его самообразования
Профессиональная деятельность педагога-музыканта является многоаспектной, она охватывает научные поиски, сугубо преподавательскую деятельность, методическую работу, воспитательное и организационное влияние на учеников (студентов), самосовершенствование. Поэтому феномен профессионально-педагогической культуры можно представить как интегральную качество личности педагога, условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и цель профессионального
5
самосовершенствования. Основным содержанием профессионально-педагогической культуры учителя является его способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, преобразовательной деятельности, сознательного покорения деятельности ценностным социокультурным приоритетам, эффективному самоуправлению и творческой самореализации .
Учитель музыки должен стремиться к профессиональному самосовершенствованию, которое будет одним из путей его самореализации. Требования к собственной деятельности, креативность, критичность мышление – это черты преподавателя с высоким уровнем педагогического мастерства.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО КЛАССУ БАЯНА
2.1 Специфика профессиональной деятельности и самообразования преподавателя по классу баяна
Формирование творческой личности педагога по классу баян также требует направленного управления его индивидуальным самовыявлением. Это задание решается с помощью актуализации и удовлетворения потребности учителя музыки в реализации собственного профессионального потенциала в педагогической сфере.
Для этого ему необходимо стремиться к профессиональному самосовершенствованию, которое и станет предпосылкой для его самореализации в профессии, самопознания собственной творческой индивидуальности.
Баян – клавишный духовой (пневматический) инструмент, получивший массовое распространение в России с 90-х гг. XIX в .
Индивидуальность является сложным, структурным образованием, которое отражает сущность трех взаимозависимых компонентов: индивидного, личностного, субъективного. Первый является основой профессиональной индивидуальности учителя музыки ввиду его естественных свойств: темперамент, эмоционально-волевые задатки, способности, здоровье и тому подобное. Для познания индивидного компонента в современной психофизиологической науке есть много средств. Это могут быть различные тесты, анкеты и тому подобное. Индивидный компонент определяет работоспособность и настроение учителя.
2.2 Основные формы и способы самообразования педагога по классу баяна
Средствами профессиональной самореализации учителя музыки является педагогическое мастерство, которое проявляется в высоком уровне его самоотдачи, индивидуальному вкладу в развитие личности ученика, педагогическом творчестве (проявлением ее является личностно ориентированные авторские педагогические технологии) и профессиональной культуре как универсальном средстве и способе выявления собственной творческой индивидуальности педагога.
Важным спектром развития самообразования преподавателя баяна является его работа над новыми музыкальными произведениями, то есть обработки незнакомой музыкальной
6
литературы. Это не только расширит круг его знаний о музыкально-педагогической литературе для детей, но и станет источником педагогических открытий .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самообразовательные методические умения педагога-музыканта позволяют глубже понять явления музыкального искусства, основные этапы его истории и теории музыкальной педагогики в их взаимосвязи и взаимозависимости. Специалист овладевает знаниями основных закономерностей формирования и развития отечественного и зарубежного художественнопедагогического наследия, их связи с общественно-историческими условиями; основными особенности национальных композиторских школ, стилей.
Творческий подход к педагогическому процессу в музыкальной педагогике означает определить и полностью раскрыть свое собственное отношение к произведениям музыкального искусства и гениям той исторической эпохи, в которой они жили и творили; ярко и уверенно осознать свою профессию учителя-исследователя мировых ценностей искусства. Это наиболее плодотворно для педагога-музыканта в процессе творческой деятельности развиваются самообразовательные художественно-творческие навыки. Их совершенствование в любом виде музыкальной деятельности активизирует потребность в повышении качества знаний и умений, связанных с повышением профессиональных требований.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арчажникова Л. Профессия – учитель музыки / Л. Арчажникова. – М., – 1984. – 111 с.
2. Блох О.А. Педагогика и психология музыкального творчества: учеб. пособие / О.А. Блох; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2011. – 160 с.
3. Вопросы музыкальной теории и педагогики [Текст]: [Сб. ст.] / Гос. муз. – ин-т им. Гнесиных, Горьк. муз. консерватория им. М.И. Глинки; [ред. В.М. Цендровский и др.]. – Горький: ВолгоВятское кн. изд-во, 1975. – 215 с.
4. Герцман Е. Тайны истории древней музыки / Е. Герцман. – Спб.: Нота МИ, Азбука-классика, 2004. – 569 с.
5. Гребенюк О. Основы педагогики индивидуальности / О. Гребенюк, Т. Гребенюк. – Калининград : Янтарный сказ, 2000. – 572 с.
6. Зязюн И. Основы педагогического майстерства : учебн. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / [И. Зязюн, И. Кривонос, Н. Тарасевич и др.]; под ред. И.Я. Зязюна. – М. : Просвещение, 1989. – 302 с
7. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. пособие / Е.Р. Ильина. – М.: Акад. проект: Альма Матер, 2008. – 415 с.
8. Карамазина Ж. Б. Художественное самообразование учителя как условие развития его профессиональной компетентности: дис. …кандидата пед. наук : 13.00.08 / Жанна Борисовна Карамазина. – Москва, 2007. – 265 с.
9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 280 c.
7
10. Мергалиев Д. Освоение игры на аккордеоне / Д.Мергалиев. – М.: Свет, 2017. – 92 с
URL: http://aperock.ucoz.ru/load/14-1-0-2852
11. Музыкальная педагогика и психология [Текст]: сб. науч. ст. Вып. 10 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; [науч. ред. Л.С. Зорилова]. – М.: МГУКИ, 2010. – 270 с.
12. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. Вып. VIII / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2005. – 144 с.
13. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. – Ч. 3 / Моск. гос. ун-т культуры; науч. ред.: Л.С. Зорипова, М.Б. Сидорова. – М., 1998. – 101 с.
14. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. – Вып. IV / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М., 1999. – 126 с.
15. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология / Г.П. Овсянкина. – М.: «Союз художников», 2007. – 204 с.
16. Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры ХХI века: Матер. междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 14–15 мая 1998 г.) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Редкол.: Закутский В.В. и др. – М., 1999. – 124 с.
17. Солдатенко М. Самообразование познавательная деятельность в контексте самообразования взрослых / М. Солдатенко / / педагогический процесс: теория и практика. – 2005. – № 5. – С. 240-249.
18. Тарасенко И. На XIV международном фетивале «Баян и баянисты». Шесть интервю. (В.П. Власов, О.М. Шаров, В.А. Романько, С.М. Колобков, Ю.П. Дранга, А.И. Леденев) // Народник (Москва). – М.: Музыка. – 2003. – № 4. – С. 1-4.
19. Тютюнникова Т.Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2006. – №6. – С.3–4.
20. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие / П.В. Халабузарь, В.С. Попов. – 2-е изд.; перераб. и доп. – СПб.: Лань, 2000. – 222 c.
21. Чупахина Т. Актуальные проблемы исполнительства на мехо-духовых гармониках / Т.Чупахина, С.Чупахин. – М.: Буква, 2014. – 220 с.
22. Якиманская И. Технология личностно-ориентированного образования / И. Якиманская. – М., 2000. – 253 с.