Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является периодом сложного психологического развития и личностного роста, с наличием внутренних противоречий, обусловленных как возрастными особенностями, так и противоречиями в отношениях с взрослыми. Особенно остро проявляется на данном этапе, сопротивление подростков воспитательным воздействиям, что приводит к появлению протестного поведения и выделения группы «трудных» подростков. Отклоняющееся поведение в нравственном, социальном и личностном развитии может различаться в зависимости от индивидуальных и личностных особенностей и конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности подростков. Проблема поведенческих отклонений в подростковой среде и поиск ее решения приобретают особую актуальность в условиях духовного и социально- экономического кризиса современного российского общества, где в последние десятилетия наблюдаются устойчивые системные сбои в процессе функционирования основных институтов социализации и социального контроля (семьи, школы, права). Социализация подростков в таких условиях начинает отличаться спецификой связанной с нарушениями ее важнейших функций. Главная цель процесса социализации интеграция индивида в социальную систему, отчасти достигается посредством формирования агентами социализации ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Ценностно-нормативные установки личности в свою очередь определяют ее поведенческие стратегии. По мнению ряда современных социологов и психологов (Я. И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Д.В. Менделевич, Т.А. Хагуров) девиантность, как свойство личности формируется вследствие нарушений процесса социализации.
В данный период, ведущим видом деятельности для подростков является общение со сверстниками, что определяет и характеризует ценностно мотивационную сферу в данном возрасте и определяет выбор ценностей, которые способствуют процессам самоутверждения, повышения самооценки и необходимости в признании. Одной из ведущих групповых ценностей в подростковом возрасте является независимость, протест против мира взрослых и общественных норм. В случае отклонения поведения, проявлением становится дезадаптивная реализация достижения свободы во внешнем проявлении, что ставит задачи поиска психолого-педагогической и социальной коррекции представлений о свободе и ее реализации в поведении подростка.
Рост цифровых технологий, глобализация, «ускорение» времени и пространства, изменения основных форм и показателей социально-психологического взаимодействия и коммуникации, виртуальное общение и др. актуализируют формирование «новых» личностных черт: «экологичную» зависимость как механизм адаптации, совладания и компенсации в ситуации дистресса и «деструктивную» зависимость (ПАВ, алкоголь, интернет-зависимость, нарушения пищевого поведения и др.). В последнее десятилетие особенно активно изучается феномен нехимических (поведенческих) аддикций: сформулировано множество классификаций видов аддикций, в основу которых положены самые разные объекты зависимости (Янг, 1998; Сэбшин, 2000; Менделевич, 2003; Худяков, 2003; Егоров, 2007; Манухина, 2009 и др.). Классификации пополняются все новыми видами зависимого/аддиктивного поведения, что позволяет предположить, что объектом поведенческой зависимости при определенных условиях может стать практически любая деятельность человека: по существу получается, что технологические (нехимические) аддикции покрывают все стороны жизни человека, весь спектр его поведенческих актов.
Проблема исследования.
Несмотря на наличие зарубежных и отечественных исследований феномена аддикций и аддиктивного поведения, и аддикций подростков в частности, количество работ, посвященных вопросам эффективной социально-психологической профилактики данного феномена, в последнее время зависимости «трансформируются», становятся «псевдоэкологичными» сохраняя свой деструктивный механизм действия, в связи с чем, проблема исследования профилактики зависимости в современном обществе, в целом склонном к аддиктивному поведению на социальном уровне, не теряет своей актуальности.
Цель исследования: изучение социально-психологической профилактики зависимого поведения подростков в лицее.
Объект исследования: зависимое поведение подростков.
Предмет исследования: социально-психологическая профилактика зависимого поведения подростков в лицее.
Задачи исследования:
- отразить понятийно-терминологический аппарат исследования: «подростковый возраст», зависимое поведение», «профилактика зависимого поведения»;
- представить анализ исследований зависимого поведения в подростковом возрасте;
- проанализировать опыт психолого-педагогической работы профилактики зависимого поведения подростков;
- разработать прикладные аспекты исследования социально-психологической профилактики зависимого поведения подростков в лицее.
Для решения поставленных задач исследования были применены следующие методы исследования:
теоретические: теоретический анализ литературных источников, синтез.
эмпирические: проектирование, моделирование.
Теоретическая разработанность проблемы исследования.
Ориентируясь на отечественную традицию, данное исследование строится с опорой на понимание принятия идеи о том, что социально-психологические характеристики являются определяющими отношения личности в том смысле, в котором их понимали А.Ф. Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Теоретический и эмпирический анализ опирался на теорию и типологию стресса и посттравматического стресса (Г.Селье, Р. Лазарус, К.Олдвин, С. Фолкман, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова и др.), психологию совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк, С.А. Хазова, О.Б. Подобина, О.А. Екимчик и др.). Классификации видов аддикций, представлены в работах Янга, Сэбшина Э., Менделевич В.Д., Худякова А.В., Егорова А.Ю., Манухиной Н.М. и др.
Проблемой организации первичной профилактики аддиктивного поведения школьников в рамках просветительской деятельности занимались отечественные педагоги и психологи Е.Д. Красик(1974); А.Г. Врублевский, М.Г. Цетлин., Л.А. Кириллова (1988); Ю.Н. Князев (1988). Среди зарубежных психологов изучением социальных отклонений в поведении занимались K. Lie, O. Helserad(1988), S.T.Walters, D.A. Gruenewald, J.H. Miller, M.E. Bennett (2001).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять полученные результаты в социально-психологическом консультировании, работе по социально-психологической профилактике и коррекции зависимого поведения подростков, внедрять в системную психопрофилактическую работу с семьей и школой подростков. Полученные данные могут использоваться в преподавании учебных курсов по социальной психологии развития подростков, а также найти применение в работе психологов образования, практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов.
Структура работы. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет исследования, гипотезу, цель, задачи, методы, а так же включает описание практической значимости исследования. В первой главе раскрываются теоретические подходы к изучению подросткового возраста, зависимого поведения и его профилактики, представлен анализ исследований зависимого поведения в подростковом возрасте на уровне психолого-педагогической профилактики данного явления.
Вторая глава посвящена раскрытию прикладных аспектов реализации проекта социально-психологической профилактики зависимого поведения у старших подростков на уровне учреждения наяального проыессионального образования.
База исследования: ВЛГУ ПИ, город Владимир.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятийно-терминологический аппарат проблемы исследования
Так называемый подростковый возраст/пубертат рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке как определенный этап развития между детством и взрослостью, начало которого определяется биологически, а окончание определяется культурой. Таким образом, определить однозначно хронологические рамки подросткового возраста представляется затруднительным – они имеют условный, ориентировочный характер и варьируются в зависимости от культурного контекста[24, с.67]. Тем не менее, в отечественной психолого-педагогической традиции, принято выделять младший подростковый (10–13 лет), или 5–6 классы, и старший подростковый возраст (13–15 лет), или 7–8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9–10 классов (15–17 лет).
Среди этапов возрастного развития именно подростковый, считается одним из наиболее сложных. Именно с ним, зачастую, связаны проблемы «конфликта поколений», непонимания между подростками и социумом, аспекты девиантного и аддиктивного поведения. Учитывая то, что подростковый возраст является действительно переходным, кризисным по своему содержанию и знаменует собой переход к взрослости (молодости), он, бесспорно, имеет важное значение в становлении личности и откладывает отпечаток на всю последующую жизнь[25, с.41].
Л.И. Божович подчеркивала, что к началу переходного возраста, личность накапливает в общем психическом развитии новые интересы, личные увлечения более широкого круга, потребность занять более самостоятельную «взрослую» позицию в жизни. Тогда как возможностей для этого пока нет[1].
Л.С.Выготский подтверждал в своих исследованиях обозначенный факт, иллюстрируя это следующим образом – особенности переходного периода, как указывал автор, проистекают из несоответствия/расхождения трех точек созревания – социально-культурного, общеорганического и полового. Автор отмечал, что непосредственно подростковый возраст энергетически является возрастом мощного подъема, в то же время, характеризующийся нарушенным и неустойчивым равновесием, которое охватывает три основные сферы, обозначенные выше. Этот подъем, как основа возраста, обуславливает и его критичность. Ведь подъем – это сложное и ответственное дело[6].
Подростковый возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями, спецификой социальной ситуации развития, сменой мотивов деятельности и др. В целом, в этом возрасте отмечается высокая общая тревожность, эмоциональная неустойчивость, гиперсензитивность к реакциям окружающего мира, нестабильность развития волевых процессов и саморегуляции. Эмоции на данном этапе играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности. Подросток ярко демонстрирует свое субъективное психологическое состояние, что проявляется в форме непосредственных вегетативных реакций, эмоциональных проявлений и переживаний[3].
Формирующееся «чувство взрослости», одно из центральных моментов развития в подростковом возрасте, играет значительную роль в формировании личности. Оно продуцирует стимул активности подростка, помогает в формировании «взрослых» норм, в усвоении и понимании тех ценностей, установок, которые, по мнению п
Фрагмент для ознакомления
3
Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
1. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И.Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения/ А.Я.Варга. – : Дис... канд. психол. наук. -М., 1986. - 189 с.
2. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Тривола, 2001. -116с.
3. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В.Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. – 436 с.
4. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. Монография. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. - 341 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с. – С.267
6. Выготский Л.С. Учения об эмоциях / Л.С. Выготский – М.: Книга по Требованию, 2012. – 160 с.
7. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.;
8. Даулинг С. (ред.) Психология и лечение зависимого поведения. – Пер. с англ. P.P. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор). [Электронный ресурс] http://www. nodrugs.ru/library/narco-addict-books/68
9. Джекобсон Дж. Преимущества полимодального подхода к пониманию аддиктивного поведения //Психология и лечение зависимого поведения /Под.ред.С.Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – С.112-132.
10. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор). [Электронный ресурс] http://www. nodrugs.ru/library/narco-addict-books/68
11. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
12. Зайцев Д. В., Селиванова Ю. В. Психосоциальные аспекты взаимосвязи алекситимии и аддикций у молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 62-66
13. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики / В.И.Загвязинский, М.П. Зайцев и др. – М., 2002. – 168 с. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В.Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. – 436 с.
14. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
15. Муртазина под редакцией А.Ф. Ускова. М.: Класс, 2000. — 240 с.
16. Менделевич В. Д. Психология зависимой личности. – М., 2004. – 305 с.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Шпикс Т.А. Психодинамические механизмы аддикций в постсовременной культуре – Монография. — Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. — 188 с.
18. Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения /Под.ред.С.Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – С.80-118
19. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А.Ковальчук, И.Ю.Тарханова. – М.: Владос-Пресс- 2010. – 412 с.
20. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
21. Манухина Н.М. «Коучинг семьи – новейшее направление современного семейного консультирования»// Тезисы и доклад на 4-м Конгрессе «Мир семьи», апрель, 2008.
22. Менделевич В. Д. Психология зависимой личности. – М., 2004.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016.
24. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012.
25. Польская Н. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии. – дисс. доктора психол. наук,М., 2017 – 455 с.
26. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор / Под ред. С. Даулинга. М.: Класс, 2002.
27. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
28. Худяков А.В. Распространенность аддиктивного поведения подростков и его социально-психологические основы: Сб. науч. тр. М. Орел, 1994. –С.101-103.
29. Ханзян Э. Дж. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — С. 28–54.
30. Шатов С.В. Принципы и методы профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи. –Ульяновский Гос.пед ун-тет // Студенческий форум Режим доступа:https://scienceforum.ru/2017/article/2017035942
31. Grinevich E. Communication alexithymia and Internet addiction in students // Innovative views of young scientists. 2015. URL: http://www.sworld.com.ua/konferm1/269.pdf (дата обращения: 01.03.2020).