Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе все больше возрастают требования к системе образования. Необходимость воспитания личности, владеющей способностью к самообразованию, самоорганизации, имеющей глубокие знания в своей профессиональной деятельности, постоянно развивающей свою базу знаний и проявляющей эрудицию, теперь основное требование общества. Для того чтобы реализовать эти потребности, система образования видоизменяется и совершенствуется. Важнейшая задача школы на современном этапе - научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим особое значение приобретает формирование учебной деятельности школьников. В ходе учебно-воспитательного процесса необходимо заботиться о развитии у обучающихся умения учиться.
Из опыта работы учителей можно сделать вывод о необходимости внедрения новых технологий обучения, соответствующих требованиям поколения. Анализ работы учителей по стандартным методам показал :
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. В связи с этими явлениями, происходящими в процессе образования средних классов, возникла необходимость дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Для реализации этих целей выбран дифференцированный подход, возможно именно такой способ обучения позволит добиться высокой эффективности. В этом заключается актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования: процесс формирования УУД учащихся средних классов на основе дифференцированного подхода.
Предмет исследования: средства формирования УУД учащихся средних классов с учетом индивидуальных особенностей.
Цель работы: изучение средств реализации дифференциации в процессе формирования УУД.
Задачи
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия дифференциации и особенности ее реализации в процессе обучения.
3. Разработать рекомендации по формированию УУД в рамках дифференцированного подхода.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов данного исследования на уроках. Основные положения работы могут быть предоставлены для использования учителями средних классов при составлении планирования уроков, для повышения эффективности формирования УУД, а также использовать материалы исследования для ознакомления при проведении школьных методических объединений.
Теоретическая значимость исследования в анализе исследуемой проблемы, самостоятельной разработке программы опытной работы. Организации и проведении исследования, в интерпретации и обобщении полученных результатов.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты дифференцированного подхода в организации учебной деятельности учащихся средних классов
1.1. Сущность понятия «дифференцированный подход в обучении»
Латинское происхождение слово дифференциация означает «различие», «разделение». Некоторые авторы считают, «дифференциация» - это разделение учащихся на группы, в которых обучение проходит по разным направлениям. В реальности, понятие дифференциации необходимо рассматривать намного шире. При дифференцированном подходе происходит выделение типологических групп учащихся, и учебный процесс строится согласно индивидуальным особенностям школьников. Таким образом, чтобы изучение предмета было более результативным необходимо учитывать индивидуальность каждого школьника. Потребность дифференциации возникает от существующих у учащихся отличий: в общих интеллектуальных возможностях, уровне обучаемости, трудоспособности, типе нервной системы, мышления, восприятия и т.д.
Дифференциация обучения на наш взгляд позволяет гарантировать овладение всеми обучающимися содержания образования, которое может быть различным для разных обучающихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Мы полагаем, что основной смысл дифференциации в обучении состоит в том, что, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный и приемлемый вид деятельности. Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям обучающихся, их индивидуальным особенностям. Следует помнить, что дифференциация обучающихся в учебной деятельности имеет частично условный характер. Она должна быть изменчивой и приспосабливаемой, позволяющей соответствовать лично ко всем учащимся. Основная ее цель – формирование приемлемых условий познавательного процесса с целью формирования способностей и склонностей учащихся, для качественного усвоения содержания образования. Успех дифференцированного обучения (как и учебного процесса в целом) в большей степени зависит от познавательной активности учеников, от того, насколько они проявляют интерес в собственной деятельности. Ясное понимание конкретных целей при условии их решаемости и возможности выполнить предъявляемые педагогом требования активизируя познавательную деятельность учеников, причем на разных этапах. Если цели понятны ученику, а при их достижении поощряются, то для школьника нет ничего естественнее, как пытаться их выполнить. Дифференциация обучения предполагает разные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. С.И. Терещенко приводит следующее определение дифференцированного подхода: дифференцированный подход – это такая основа лично направленной системы обучения, дающей возможность учитывать индивидуальные особенности школьника, при этом создавая условия для достижения и развития его предположительных способностей. Выделим основные направления дифференциации обучения по образовательным целям:
• по степени решения задач;
• по времени обучения;
• по содержанию обучения;
• по этапам школьного материала;
• по содержанию школьного материала;
• по подходам к обучению;
• по видам учебной деятельности;
• по способам применения;
• по оценке деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксенов А.М. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс // Вестник Брянского государственного университета. Брянск, 2013. № 1. С.13-15.
2. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. : Просвещение,1982. 192 с
4. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его психологическое значение // Вопросы психологии. № 4, 2004. 46 с 54
5. Баринова О. В. Социальный аспект дифференциации обучения / О. В. Баринова // Актуальные проблемы общества: Философия. Информатика. Образование. Саранск : МГПИ, 1998. С. 111-113.
6. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
7. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика, 1965. – №7. – С.18-20.
8. Гузеев В. В. Постановка целей и дифференциация образовательного процесса / В. В. Гузеев. М. : Знание, 1998. 68 с.
9. Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики [Текст] / М. А. Гусакова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 90-93
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010. 152 с.
11. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 184 с.
12. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998, - 137 с.
13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.:Просвещение, 1998. - С. 56. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - с.3-31
14. Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11
15. Писарева, Т. А. Общие основы педагогики [Текст] : конспект лекций / Т. А. Писарева. – М. : Эксмо, 2008. – 126 с.
16. Подласый, И. П. Педагогика. В 3 книгах. Кн. 2. Теория и технология обучения / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. . - М. : Владос, 2007. - 575 с.
17. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. : «Академия», 2008. – 368 с.
18. Рыжкова В. Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников / В. Н. Рыжкова // Завуч. 2003. №8. C. 14-19.
19. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
20. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
21. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М.Н. Скатин. – М.:Просвещение, 2004. – С.316.
22. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2008. – 576 с.
23. Унт. И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. — М.:Педагогика, 1990. – С.221.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2012..
25. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994 С .70
26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
28. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
29. Чуприкова, И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации [Текст]/И.С. Чуприкова. — Мн., 1997.- 174 с.
30. Щербаков, А. И. Практикум по возрастной и педагогической технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А. И. Щербакова ; авторский коллектив: А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий, А. И. Щербаков и др. – М. : Просвещение, 1987. – 255 с