Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важное значение в этом процессе принадлежит социально-психологическим факторам, связанным с различными аспектами социальной жизни, социального статуса ребенка – в окружении взрослых, сверстников, в разных группах, среди которых очень рано существенную роль начинают играть группы ровесников и, в частности, долговременные (постоянные) коллективы в школе. Межличностные отношения, возникающие в этих группах, отношение детей друг к другу, их взаимные оценки и ожидания – все это весомые моменты гармоничного личностного развития каждого ребенка. Формирование гуманистически направленной, ответственной, уверенной в себе личности, с достаточно высокой самооценкой, психически здорового, счастливого человека во многом зависит от положения, которое он занимает в определённом коллективе.
2
Положение личности в группе фиксируется в понятии «социально-психологического статус». Социально-психологический статус (далее СПС) – это понятие, включающее характеристики объективного положения ребенка в системе межличностных отношений (отношение к ней со стороны сверстников, обусловлено, прежде всего, соответствием его качеств и ролевого поведения групповым нормам и требованиям) и субъективное отражение личностью своего объективного положения в группе (его осознание, субъективная оценка, переживания, ожидания определённого отношения от окружающих и интеллектуально-эмоционального отклика на него) [3]. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Социальный статус, его основные элементы
Понятие «социальный статус» впервые было использовано в науке английским философом и юристом XIX века. Г. Мэн. В социологии понятие статуса (от лат. Status – положение, состояние) используется в разных значениях. Доминирующей является идея социального статуса как позиции индивида или социальной группы в социальной системе, которая характеризуется определенными отличительными чертами (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальный статус обозначает множество таких отличительных черт. В обычной речи понятие статуса используется как синоним престижа. Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов: 1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, – личный и социальный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус. 2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, – основной и неосновной (эпизодический). Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например – хороший семьянин и незаменимый работник). Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например – пешеход, пассажир, прохожий, пациент,
3
участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.). 3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора. Предписанный (приписанный) статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например – национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.). Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.). Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.). Социально-психологический статус личности, по мнению многих авторов (Р.С. Немов, К.К. Платонов и другие), определяемое отношением к ней других людей, которые, одной стороны, признают его права, а с другой – ожидают и требуют выполнения определенных функций, реализации определенных форм поведения. Становление статуса – очень сложный процесс, который, как отмечают Я.Л. Коломинский, Х.Й. Лийметс, Р.Ф. Уринг и другие исследователи, обусловливается взаимодействием ряда объективных и субъективных факторов.
1.2. Теории личности: основные характеристики
В психологии существует большое количество конкурирующих теорий личности. Достаточно условно можно выделить несколько направлений в персонологии: психодинамическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и т.д.), гуманистический (А. Маслоу, К. Р. Роджерс и т.д.), бихевиористичний (Дж.Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура), когнитивистской (А. Эллис, Дж. Келли и т.п.), деятельностный (А. Леонтьев, Л. И. Божович и т.д.). Среди этих направлений является и направление, которые называют теорией личностных черт или диспозиционными теориями. Теории черт личности представлены концепциями Г. Олпорта, Дж.П. Гилфорда (США), Р.Б. Кеттелла, Г.Ю. Айзенка, Р. Мейли (Великобритания), В.А. Ядова (СССР – Россия). Относительно недавно появилась теория «Большой пятерки» В. Нормана и его коллег [20; 24]. Проблема личности является важным связующим звеном между социологией и психологией.
4
Современные тенденции развития социологической теории личности – это интеграция в конкретных исследованиях отдельных элементов классических теоретических подходов в социологии и социальной психологии, а также повышенное внимание социологов к когнитивным структурам, повседневного опыта и социально-культурных характеристик личности.
1.3. Возрастные особенности младших школьников
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Известно, что младший школьный возраст рассматривается как благоприятный период для усвоения социальных норм и правил. Л.И. Божович [5] отмечает, что младший школьный возраст – это период рождения социального «Я» ребенка. В концепции развития А.В. Петровского [18] младший школьный возраст отнесен к этапу адаптации, в течение которого происходит усвоение социальных норм. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность – учебная деятельность. Их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками определяются теперь тем, как он выполняет свои новые, общественно значимые обязанности. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания и сознания, его способностей, личности. В школе возникает новая структура связей и отношений с действительностью, складывается новая форма событийности. Центральное место в новой событийности несомненно принадлежит учителю. Позиция учителя принципиально отличается от позиции воспитателя и родителя. В глазах ребенка учитель выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. С приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок – учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семьеи вне школы, отношение к самому себе.
5
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. Исследование было организовано и проведено в три этапа. Первый этап – констатирующий этап по определению взаимосвязи социального статуса и свойств личности младших школьников. Второй этап – формирующий этап (разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на коррекцию личностных качеств детей младшего школьного возраста). Третий этап – контрольный этап. Выборка – 22 ребёнка младшего школьного возраста (обучающиеся 1 класса; 8 девочек и 14 мальчиков). Методики диагностики: - методика Морено; - «Личностный опросник Кеттелла». «Социометрия» представляет собой тест, который предназначен для обнаружения взаимоотношений между учениками (методика Морено). Он позволяет решить следующие задачи: 1) измерение степени сплочённости класса и особенности свойств личности младших школьников; 2) определение авторитетных личностей в классе по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); 3) обнаружение внутригрупповых образований во главе с неформальными лидерами.
2.2. Разработка программы, направленной на коррекцию личностных качеств детей младшего школьного возраста
В процессе проведения экспериментального исследования, с целью организации и проведения формирующего эксперимента была разработана программа, которая направлена на коррекцию личностных качеств детей младшего школьного возраста.
2.3. Описание и анализ результатов исследования
Таким образом, изучение социального статуса младших школьников осуществлялось с помощью социометрического метода. Вопрос «Кого бы
6
из своего класса ты пригласил на день рождения?» позволил получить ответы учащихся, на основе которых нами была составлена социоматрица (Приложение 1), а затем построена социограмма, которая наглядно отражает взаимоотношения в классном коллективе. Анализируем эти результаты.
Рисунок 2. Социоматрица
Данные социометрических исследований позволили с помощью системы выборов измерить степень сплоченности класса. Как видим, коэффициент взаимности в 1-А классе – 40% (показатель средней сплоченности). Количество выборов позволила выяснить положение каждого ребенка в классе, определить при этом «звезд» (в 1-А классе их 2), тех, кому отдают предпочтение (в 1-А классе их 11), тех, кого презирают (в 1-А классе их 8) и «изолированных» (в 1-А классе их 1). Социометрическая процедура позволяет констатировать, что место школьника в системе определения социального статуса и межличностных отношений определяется некоторыми факторами. Первоклассникам, которые имеют высокий социальный статус (те, кому отдали преимущество), присущая высокая успеваемость, добросовестное отношение к обучению, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, красивый внешний вид. «Непривлекательные» для сверстников школьники (те, кого презирают), характеризуются следующими особенностями: плохое обучение и поведение, общественная пассивность, недобросовестное отношение к чужим вещам, труда, непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины. Школьники с неблагополучным положением в системе межличностных отношений класса («изолированные») испытывают трудности не только в учебе, но и в общении со сверстниками, с которыми часто не уживаются, что проявляется в драчливости, конфликтности, вспыльчивости, капризе; нередко их отличает зазнайство, лживость, жадность; неаккуратность и неопрятность. На этапе контрольного среза использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Контрольный срез показал значительные изменения в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста. Цель контрльного среза состояла в том, чтобы проследить возможности программы, направленной на коррекцию личностных качеств детей младшего школьного возраста.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема взаимодействия социального статуса и личностных качеств младших школьников занимает одно из центральных мест не только в психолого-педагогической науке, но и в жизни каждого конкретного человека. Личность, взаимодействуя с социумом, вынуждена соотносить свои поступки с действиями других людей, которые, в свою очередь, вызывают у неё определённую эмоциональную реакцию. Именно так человек вступает в процесс межличностного взаимодействия, в процесс установления взаимоотношений с другими людьми. Полученные данные, в целом, подтверждают справедливость гипотезы настоящего исследования о влиянии взаимосвязи социального статуса и свойств личности младших школьников на личность ребёнка. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов (семьи, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации), которые действуют на формирование личности ребенка не прямо, а через малые группы, членом которых является ребенок, через живое, непосредственное общение с людьми, окружающими ее в этих группах. Это члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакт. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер, Альфред // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А.М. Прохорова. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969. 2. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2014. – 108 с. 3. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 2018. – 174 с. 4. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания. – СПб.: Питер, 2019. – 288 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с. – (Мастера психологии). 6. Гильбух, Ю.З. Как учиться и работать эффективно. – К.,2016. – 126 с. 7. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Форвест, 2018. – 800 с. 8. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. – 2017. – № 6. – С. 73-83.
8
9. Жукова, М. В. Социализация младших школьников в современных условиях // Социализация молодежи в условиях развития современного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2016. – Ч. 1. – C. 138-146. 10. Защиринская, О.В. Психология общения младших школьников: психодиагностика: учеб. пособие / О.В. Защиринская, А.Д. Наследов; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. психологии. – СПб.: Изд. дом С.- петерб. гос. ун-та, 2017. – 239 с. 11. Иванцов, А.Н., Заика, Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности //Вопросы психологии, 1991. – № 5. – С. 162-166. 12. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь школьного коллектива. – М., 1988. – 48 с. 13. Маракушина, И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом: (Лонгитюд. исслед.): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Маракушина И.Г.; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2019. – 24 с. 14. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника. Учеб. пособ. для студ. заочников факультетов подготовки учителей начальных классов. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2017. – 207 с. 15. Нежнова,, Т.А. Исследование эмоционального отношения к школе и учению у детей шести и семи лет // Нов. исслед. в психoл. – 2019. – № 2. 16. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с. 17. Немов, Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М.: Педагогика, 1998. – 146 с. 18. Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости / В.А. Петровский // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. – М., 2016. – С.20-23. 19. Плюскин, Ю.М., Богатырева О.А., Биченкова О.Е. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопросы психологии. 1993. – № 2. – С. 106-116. 20. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Сфера, 1998. – 526 с. 21. Семиченко, В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность». – К.: Миллениум, 2014. – С. 118-125. 22. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2015. – 371 с.
9
23. Степанова, О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ и родителей [Текст] / О.А. Степанова. – М., 2016. – 76 с. 24. Столин В.В. Самосознание личности / В.В.Столин. – М.: Пантей, 2015. – 284 с. 25. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд; Пер. с нем. Г.В. Барышникова; Под ред. Е.Е. Соколова, Т.В. Родионова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – 480 c. 26. Фридман Л. М. Психологическая наука – учителю / Л.М.Фридман, К.Н.Волков. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.