Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из важнейших педагогических проблем является приобщение к занятиям физической культурой детей младшего школьного возраста. В основе проявления интереса к занятиям физической культурой, как отмечает М. Я. Виленский, находится система потребностей, мотивов, ценностей. Младшие школьники, выбирают вид спорта или систему физических упражнений, удовлетворяют двигательную потребность, развивая при этом физические и личностные качества [28].
Одним из видов спорта, который выбирают младшие школьники являются лыжные гонки. Занятия лыжным спортом, указывает Т.И. Раменская, предоставляют прекрасную возможность сделать свой организм более крепким и выносливым, тело – более сильным и гибким [26].
Внеклассная работа по физкультурно-спортивной направленности является формой, которая позволяет младшим школьникам воспитать интерес в выбранному виду спорта. Включение в содержание учебно-воспитательного процесса подвижных игр способствует максимальному удовлетворению двигательной потребности занимающихся.
Включение игры в учебно-тренировочный процесс внеклассной спортивной работы занимающихся 9-10 летнего возраста, по мнению В.И. Ляха, вносит разнообразие в систему тренировок, способствует созданию эмоциональному положительному фону на занятиях, мотивирует и стимулирует детей [18].
В исследованиях Л.В. Былеева, И.М. Короткова и других, доказано, что подвижная игра создает максимальные возможности для общего и психического развития ребенка. Под влиянием игры развиваются память, внимание, мышление, речь ребенка [6].
В исследованиях Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко установлено, что подвижная игра влияет на эмоции, чувства, интересы [7].
Содержание и сила мотивов определяется тем, что школьник через подвижные игры включается в двигательный режим, происходит адаптация к физическим нагрузкам.
Объект исследования – организация и проведение занятий по лыжной подготовке средствами подвижных игр с занимающимися 9-10 лет
Предмет исследования - подвижные игры в лыжной подготовке
Цель исследования – представить комплекс подвижных игр для занимающихся 9-10 лет в секции лыжного спорта
Задачи:
1. Изучить потребности детей младшего школьного возраста по данным научной и методической литературы.
2. Представить особенности психологического и морфофункционального развития младших школьников.
3. Охарактеризовать организацию и проведение занятий по лыжной подготовке средствами подвижных игр с занимающимися 9-10 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, математико-статистические методы
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения новых знаний о содержании, методике реализации подвижных игр в приобщении к лыжному спорту детей младшего школьного возраста.
Подготовленные в ходе исследования программно-методические материалы, направленные приобщение младших школьников к занятиям по лыжной подготовке средствами подвижных игр, внедрены в практику автора по месту работы.
Глава 1. Обзор научной и методической литературы
1.1. Формирование интересов и потребностей детей младшего школьного возраста к занятиям физической культуры
Учитывая, что одной из главных задач физического воспитания является развитие физических качеств детей младшего школьного возраста, то двигательная активность является условием развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным значимость подвижных игр в воспитании детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Дадим определения понятиям: лыжный спорт, лыжная подготовка, техника лыжного хода, игра, игровая форма, игровая потребность.
Лыжная подготовка составляет один из разделов образовательной программы по физической культуре в школе и является одним из видов физкультурно-оздоровительной работы во внеклассной системе дополнительного образования детей. По мнению Т.И. Раменской при посещении занятий лыжным спортом занимающиеся осваивают техническую составляющею лыжного хода, приобретают знания по истории, теории лыжного спорта, выполняют нормативные требования [26].
Как указывает И.М. Бутин, лыжная подготовка одна из составных частей общей физической подготовки младшего школьника и первая ступень в становлении спортивного мастерства [4].
Цель занятий лыжным спортом, как указывает М.В. Аграновский, повышение уровня кондиционных и координационных способностей, проявление физических качеств и функциональных способностей, познание основ теории и методики тренировки. и, в итоге, становление личности [17].
На занятиях лыжным спортом можно самостоятельно регулировать физическую нагрузку при ходьбе на лыжах, выбрать тот или иной способ лыжного хода. В оздоровительном плане занятия лыжами являются средством закаливания, укрепления сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы. У лыжника снимается умственное утомление, повышается настроение, улучшается самочувствие.
В лыжном ходе подключены все системы организма, вовлекаются в деятельность основные группы мышц [20].
Лыжник выбирает тот или иной способ передвижения, который по мнению И.М. Бутина, отражает его уровень лыжной подготовки, при соблюдении техники безопасности [5].
Индивидуальность занимающегося лыжным спортом определяет технику передвижения, которая постепенно из умения переходит в новый уровень - навык.
Младшему школьнику, согласно возрастным особенностям, постигать технику лыжного хода лучше всего в игре и игровой деятельности.
Игра, по определению Л. С. Выготского, отражает потребность ребенка в движении, общении, самовыражении [6].
Игра, по определению В. Эклайн, - педагогически организованное занятия, которое требует приложения эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. В игре ребенок постоянно принимает решения – как поступить, что сказать, как выиграть?[32].
Характерная черта игры - выполнять двигательные действия, которые не нацелены на результат, а получать удовольствие от самого процесса их выполнения [15].
В игре у ребенка формируется или проявляется интерес, развивается воображение, смекалка, инициативность, активизируются мыслительные процессы, упорядоченность двигательных действий [19].
В игре раскрывается палитра чувств и эмоций, открываются с новых сторон взаимоотношения, что требует удовлетворения в общении, эмоциональных высказываниях. С другой стороны, игра дисциплинирует, требует соблюдения правил, принятия и исполнения коллективных решений [25].
Игровая деятельность удовлетворяет потребности ребенка, поскольку игра приносит радость, творческую самореализацию ребенка в игровых сюжетах, интеллектуальное развитие через преодоление противоречий в разгадывании загадок или в решении ребусов [8].
Главный мотив игры - это желание ребенка быть взрослым, которое он может удовлетворить лишь в роли [23].
Таким образом, игра воспроизводит моменты жизни, труда, деятельности людей, и, в тоже время игра является деятельностью со свойственной ей правилами, устоями, традициями. Повторяемость игровых действий создает основу для развития ребенка [12].
Одной из форм игровой деятельности является подвижная игра. По мнению Шевченко Н.Ю., Корбакова Т.В. в условиях игры ребенок всесторонне развивается, поскольку содержание игр насыщено новой терминологией, положительными эмоциями и ощущениями [30, с. 76].
Автор работы В. Эклайн предполагает, что подвижные игры вдохновляют детей на какие – либо поступки [28, с. 45].
Подвижные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь ребенка [6].
Как указывает Е.А. Посохова комплексность подвижных игр основывается на формировании двигательных навыков, развитии и физических, умственных и морально-волевых качеств детей. С помощью игр у дети успешно адаптируются в окружающей среде, у них вырабатывается смелость, воля и смекалка [29].
В ходе проведения подвижной игры, как отмечает Э.М. Козлова, младшие школьники пополняют арсенал знаний и представлений об окружающем мире . При проведении подвижной игры имеются возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аманатиди О.В. Подвижные игры. Учебное пособие / О.В. Аманатиди.- Армавир, 2011. - 69 с.
2. Антонова О.Н. Лыжная подготовка. Методика преподавания: учебное пособие / О.Н. Антонова, В.С.Кузнецов. – М., 1999.-126 с.
3. Борщай В.М. Активные игры для детей / В.М. Борщай – Ростов – на – Дону, 2011. – 210 с.
4. Бутин И.М. Лыжный спорт: учебник / И.М. Бутин. – М.: Просвещение, 2018.-162 с.
5. Бутин И.М. Лыжный спорт: учебное пособие / И.М. Бутин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
6. Былеева Л.В. Подвижные игры: учебное пособие / Л.В. Былеева, И.М. Коротков И.М. – М.: Физкультура и спорт, 2012.- 216 с.
7. Виленская, Т.Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников / Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 12 (46). – С. 11–15.
8. Глязер С.В. Зимние игры и развлечения: учебное пособие / С.В. Глазер. – М.: Физкультура и спорт, 1973.- 146 с.
9. Гузик М. А. Игра как феномен культуры: учеб. пособие. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Флинта, 2012. - 268 с.
10. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. – М.: РГУ, 2001, с. 35.
11. Евпатов А.А. Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (15). С. 81-82.
12. Иванов Ю.И. Играйте на здоровье: учебное пособие / Ю.И. Иванов, Э.И. Михайлова. – М.: Московская правда, 2011.- 182 с.
13. Карасева М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе занятий физической культурой. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2013 №4 (80). Ч.3. - С. 97 - 103.
14. Козлов Р. С. Формирование физических качеств по средствам подвижных игр / Р.С. Козлов, Галюнко Т.Э., Гучетль И.Н. - Вестник Майкопского Государственного Технологического университета выпуск №3 Майкоп. - 2016. - С. 76-81.
15. Коняхина Г.П. Подвижные игры и игровые упражнения в учебном процессе школы: учебное пособие / Г.П. Коняхина. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2014. – 276 с.
16. Крюков А.В. Подвижные игры как средство обучения элементам игры в волейбол младших школьников / Крюков А.В., Лопухина А.С.// В сборнике: Вузовская наука - региону Материалы XV Всероссийской научной конференции с международным участием. 2017. С. 452-453.
17. Лыжный спорт / Под ред. М.В. Аграновского. – М.: Физкультура и спорт, 1980.- 124 с.
18. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М., 2000, 212 с.
19. Макаров А.Л., Макарова Е.В. Командные подвижные игры на занятиях физической культуры // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава академии . 2013. С. 110-113.
20. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: переработанное и дополненное издание / под редакцией Ю.В. Менхин.– М.: «СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт», 2-е издание, 2006, 262 с.
21. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2007. – 208 с.
22. Михеева Д.Ф. Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников / Михеева Д.Ф., Михеев Э.Р. // Проблемы педагогики. 2019. № 6 (45). С. 78-81.
23. Можаров А.И., Пашин А.А., Позднышева Е.А. Комплексный подход к построению подвижных игр с целью формирования ЗОЖ // Материалы Международной научно-методическая конференции, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. под редакцией А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. 2014. С. 343-345
24. Полтараусов В.В. Педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании младших школьников // Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию института физической культуры и спорта ОГПУ. 2007. С. 177-186.
25. Посохова Е.А. Коммуникации в подвижных играх // Международный студенческий научный вестник. 2014. № 4. С. 5.
26. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: учебное пособие / Т.И. Раменская. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.
27. Степанова М.М. Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников / Степанова М.М., Степанов К.С., Шафикова М.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 93-99.
28. Физическая культура : учебник / под ред. М. Я. Виленского. – М. : КНОРУС, 2012. – 423 с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012. - 480 с.
30. Чиликанова Л.Г. Подвижные игры на уроках физической культуры младших школьников / Л.Г. Чиликанова // Наука и образование: новое время. 2014. № 1 (1). С. 258-259.
31. Шевченко Н.Ю., Корбакова Т.В. Роль подвижных игр в воспитании гармоничной личности // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 12. № 4. С. 75-78.
32. Эклайн В. Развитие личности в игровой деятельности: метод. Учебное пособие / Эклайн В. -М.: Просвещение.-2010.-105 с.
33. Шевченко Н.Ю., Корбакова Т.В. Роль подвижных игр в воспитании гармоничной личности // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 12. № 4. С. 75-78.