Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
4
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является практико-ориентированный подход к обучению, применяемый при преподавании любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у учащихся не только определенных знаний, навыков и умений, но и самостоятельности, набора определенных компетенций, которые обеспечат человеку в будущем полноценную жизнь, будут способствовать решению ряда жизненно важных проблем, принятию эффективных решений. Важная роль отводится формированию комплекса знаний и навыков, необходимых учащимся для грамотной организации своей профессиональной деятельности, обустройства личной жизни, создания семьи, умения ориентироваться в социальном, экономическом и правовом пространстве современного общества. Важная роль в этом отводится формированию системы экономических знаний [2].
На уроках экономики предоставляется возможность анализировать многоуровневые проблемы функционирования различных экономических и социальных систем, зна¬комиться с социально-экономическими, экономическими, правовыми основами жизни общества, обсуждать задачи экономического развития, проблемы микроэкономики, выстраивать парадигму собственного экономического и социального развития на профессиональном, социальном, экономическом и иных уровнях. При этом у учащихся развивается мышление, расширяется кругозор, формируется способность к анализу, творческому поиску, осознанный подход к обучению. При сознательном усвоении знаний в области микроэкономики, учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания, применять их для решения ряда прикладных, жизненно важных задач [3].
5
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей применения практико-ориентированного подхода при изучении микроэкономики
1.1. Практико-ориентированный подход: сущность, характеристика
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими практических задач [4].
Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными на производстве.
В этом процессе образованию помогали производственные предприятия и научные организации. В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. В результате этого в России выпускники школ практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники профессиональных учебных заведений не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы.
Это является причиной нарастающего противоречия между системой профессионального образования и производством. В сложившейся ситуации профессиональному образованию надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.
В основе этой технологии лежит практико-ориентированное обучение. В отличие от традиционного образования, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности [5].
6
Результатом практико-ориентированного подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.
1.2. Особенности применения практико-ориентированного подхода в преподавании экономических дисциплин
Практико-ориентированное обучение - это такой вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у студентов умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляется на практике. Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке учащихся к будущей карьере, нахождении своего места в жизни. Образование должно адаптировать учащихся к современным экономическим реалиям и облегчить выпускникам вхождение в самостоятельную жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня информированности [9].
7
В зависимости от того, как человек понимает и воспринимает экономику, сформируется его отношение к труду, производству, потреблению, имуществу и собственности. Иными словами, экономическая культура определяет экономическое поведение людей. Подобный подход лежит в основе экономического восприятия реальности. Его реализация закладывает фундамент будущего российской экономики, в котором экономическими субъектами станут творческие, инициативные, адаптированные к продуктивной деятельности индивиды. Следовательно, формирование экономических компетенций является неотъемлемой частью процесса подготовки учащихся [10].
В Федеральных государственных образовательных стандартах развитие экономического образования необходимо рассматривать как комплексный процесс, содержащий в себе методику повышения качества образования, его эффективную организацию, существенное расширение как материального, так и информационного обеспечения учебного процесса, повышение мотивации к получению общекультурных и профессиональных компетенций.
В настоящее время особое значение приобретает проблема целенаправленного развития практико-ориентированного направления в образовании, основанного, в том числе, и на формировании экономических компетенций. В свете обозначенных проблем перед преподавателями экономических дисциплин возникают следующие вопросы [11]:
Каким образом содействовать продуктивному изучению экономических дисциплин?
Как эффективно построить процесс формирования экономических компетенций?
8
Для этого необходимо, прежде всего, расширить границы экономического образовательного пространства за счет обоснованного выбора и грамотного использования современных образовательных технологий, содействовать развитию предпринимательской активности учащихся, формированию и поддержке их бизнес-инициатив как способа независимой самореализации.
Современному рынку труда нужны практико-ориентированные специалисты, имеющие не столько глубокие академические знания, сколько способности и опыт их применения на практике. Таков социальный заказ современного российского общества и государства, таковы реалии нашего времени [12].
Формирование и развитие экономических компетенций может эффективно осуществляться только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационнопедагогические условия как совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач.
Глава 2. Практические основы исследования особенностей применения практико-ориентированного подхода в обучении микроэкономике
2.1. Организация учебно-образовательного процесса по микроэкономике с применением практико-ориентированного подхода
9
Применение практико-ориентированного подхода направлено на формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, на развитие поисковых, научно-исследовательских навыков, умения применять полученные знания на практике. С этой точки зрения наиболее эффективной формой организации учебно-образовательного процесса, является применение различных проектов по микроэкономике.
При помощи проектной деятельности формируются, прежде всего, поисковые, исследовательские навыки. При помощи метода проектов можно сформировать у учащихся определенный набор знаний и навыков, сформировать определенный набор знаний, сформировать представления о взаимосвязи изучаемых явлений, о взаимодействиях. При помощи проектного метода у учителя появляется возможность раскрыть перед учащимся определенную систему знаний, жизненных взглядов, подвести к постановке проблемы и разработать ряд мер по решению данной проблемы [23].
10
Метод проектов повышает уровень самостоятельности учащихся, позволяет повысить интерес к занятиям. При этом существенно повышается интерес, как тому занятию, в рамках которого проводится проектная деятельность, так и к учебе в целом. Проект позволяет повысить уровень образованности, развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся [21]. Проектный метод позволяет учащихся адекватно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды, позволяет не просто накапливать определенный набор знаний и умений, но и применять их в соответствии со сложившейся текущей ситуацией. В ходе реализации проекта, учащиеся учатся осуществлять поиск информации, ее обработку, систематизацию, классификацию. Важно и то, что учащиеся учатся представлять результаты своей деятельности, обретают навыки выступлений перед аудиторией, умение доносить информацию до слушателя, отвечать на вопросы, пояснять, излагать кратко и тезисно большие объемы информации, которую учащийся получил в процессе подготовки проекта [22].
11
Работа выполняется самостоятельно, под руководством учителя. При этом учитель не ставит задач перед учащимся, не диктует ему последовательно шаги реализации проекта. Учитель может только контролировать некоторые контрольные точки проекта, давать рекомендации, пояснения, отвечать на возникающие вопросы, оказывать посильную помощь. При этом инициатива, планирование, выбор методов работы, выбор способа представления результатов – это прерогатива самого учащегося. Учитель должен выступать в качестве лица, которое оказывает помощь и поддержку в организации проекта, помогает, обеспечивает мотивацию для решения стоящей перед учащимся проблемы. Иногда для реализации проектов привлекают консультантов из научно-исследовательских учреждений, ВУЗов. Важным этапом работы является обеспечение апробации полученных результатов, когда учащийся попадает в ситуацию защиты. Возникает возможность отработать презентацию проекта, выявить ошибки и недоработки, своевременно их ликвидировать [24].
Метод проектов направлен на создание конкретного продукта деятельности. То есть, этот метод ориентирован, прежде всего, на достижение результата. Достижение определенных результатов создает для учащегося ситуацию успеха, в связи с которой он получает чувство удовлетворения, самореализации. Именно этот фактор и выступает в качестве важного движущего фактора, который способствует дальнейшему саморазвитию и совершенствованию личности [20].
2.2. Оценка эффективности практико-ориентированного подхода в изучении микроэкономики
12
Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня успеваемости, самостоятельности учащихся, а также на оценку уровня их заинтересованности в процессе обучения. В исследовании приняло участие 25 человек. Они принимали участие в реализации практикоориентированного подхода и выполняли заранее закрепленные проекты по микроэкономике (из перечня тем проектов, представленных в таблице 1). Исследование проходило на базе общеобразовательной школы. В исследовании принимали участие учащиеся 10-А класса, изучающие микроэкономику в качестве факультатива.
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе нами был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого был выявлен исходный уровень успеваемости, самостоятельности и заинтересованности учащихся в изучении микроэкономики. На данном этапе мы проводили анкетирование.
Далее был реализован формирующий этап, в рамках которого мы осуществили разработку и внедрение проектной деятельности в рамках реализации проактико-оринтированного подхода. Учащиеся выполняли заранее закрепленные проекты по микроэкономике (из перечня тем проектов, представленных в таблице 1).
После реализации формирующего этапа, для проверки эффективности применения проектной деятельности, нами был проведен повторный (контрольный) эксперимент. Использовался тот же метод анкетирования.
Оценили изменения, которые произошли в группе.
В связи с отсутствием готовых апробированных методик, составили анкету. Анкета представлена ниже.
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках практико-ориентированного подхода широко применяются различные виды проектной деятельности. Нами было установлено, что использование в учебном процессе метода проектов направлено на создание конкретного продукта (получение результата), позволяющего учащемуся пережить ситуацию самореализации. Проектная деятельность будет эффективной, если она ориентирована на самостоятельное постижение учащимися проблем.
Учебный исследовательский проект содержательно должен представлять собой результат конкретной деятельности по решению взятой из реальной жизни и лично значимой для учащихся проблемы.
Работа учителя в качестве руководителя проекта заключается в мотивации проектной деятельности, в организации учащихся на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации проекта, его апробации и презентации. Выполнение проекта имеет много общего с научно-исследовательской работой, что порождает необходимость овладения учителем «технологии научного исследования». Проектная деятельность делится на несколько этапов.
Первый этап — организационно-подготовительный.
Второй этап — поисково-исследовательский.
Третий этап — отчетно-оформительский.
Четвертый этап — информационно-презентативный.
14
Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня успеваемости, самостоятельности детей, а также уровня их заинтересованности в процессе обучения. В исследовании приняло участие 25 человек (учащиеся 10 класса). В рамках изучения курса микроэкономики, применяли проектную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, С.114.
2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа:
3. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Котова О. А. и др. Содержание социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности его становления: монография / науч. ред. Л. Н. Боголюбов. ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО. М.; СПб.: Нестористория, 2014. - 320 с.
4. Борытко, Н.М. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебник для сту-дентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - С. 21–23.
15
5. Введение в проектную деятельность. Синергетический подход: учебное пособие / И. В. Кузнецова, С. В. Напалков, Е. И. Смирнов, С. А. Тихомиров; под редакцией Е. И. Смирнова. — Саратов: Вузовское образование, 2020. — 166 c. — ISBN 978-5-4487-0663-9. — Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92644.html.
6. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс]/ Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.— Электрон. текстовые данные. - Москва: Логос, 2014.— 335 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51634.html.
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015. - 320 с.
8. Дмитриева Н.В. Сотрудничество всех участников образовательного процесса как одно из условий социализации школьников // Вестник ТГПУ. - №4(106). – 2017. – С.145-150.
9. Дронов, В. П. Методологические проблемы разработки инновационных учебно-методических комплексов для школы [Текст] / В.П. Дронов // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 54–64.
10. Жилина, А.И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия в федеральных государственных образовательных стандартах и их интерпретации [Текст] / А.И. Жилина // Человек и образование. – 2016. - №4(49). – С.15-20.
11. Зиангирова, Л. Ф. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности: монография / Л. Ф. Зиангирова. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 163 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31944.html
16
12. Иванова, Е. О. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект [Текст] / Е.О. Иванова // Педагогика. - 2017. - № 1. - С. 3–10.
13. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 128 c. — ISBN 978-5-9925-0986-1. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61038.html
14. Краткий курс по микроэкономике [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Москва: РИПОЛ классик, Окей-книга, 2015.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73375.html.
15. Микроэкономика [Электронный ресурс]: практикум/ — Электрон. текстовые данные.— Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2015.— 198 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55898.html.
16. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.Г. Гужва [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: СанктПетербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78594.html.
17. Микроэкономика. Варианты контрольных работ [Электронный ресурс]: методические указания/ — Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 24 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74370.html.
17
18. Михалкина, Е. В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова. — Ростовна-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. — 146 c. — ISBN 978-5-9275-1988-0. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78685.html
19. Носикова, Я.Н. Понятие «познавательная самостоятельность»: историко-педагогический анализ [Текст] / Я.Н. Носикова // Наука и Школа. – 2015. - №3. – С.19-24.
20. Организация проектной деятельности обучающихся: хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских [и др.]; составители В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html
21. Розанова Н.М. Микроэкономика. Задачи и упражнения [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Розанова Н.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52056.html
22. Розанова Н.М. Микроэкономика. Задачи и упражнения [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Розанова Н.М.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74895.html.
18
23. Симбирцева, Н.А. Какая она – современная педагогика? (по поводу Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») [Текст] / Н.А. Симбирцева // Приглашаем к дискусиии. - №1. – 2015. – С. 98-102. 24. Тарасова, О. П. Организация проектной деятельности : учебное пособие для СПО / О. П. Тарасова, О. Р. Халиуллина. — Саратов : Профобразование, 2020. — 164 c. — ISBN 978-5-4488-0723-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92129.html