Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда, обострилась проблема оценки уровня мышления. Это объясняется в первую очередь тем, что в современном обществе возросла потребность в специалистах, способных к творческой деятельности. И хотя существуют самые разнообразные тестовые задания, ориентированные на измерение уровня развития воображения, ассоциативного и критического мышления они не обеспечивают проверку уровня мышления.
Актуальность данной работы заключается в том, что мышление сегодня является ключевым этапом в коммуникации на самых разных уровнях. Мышление можно оценивать с позиции механизма его протекания, другими словами через совокупность средств, которые происходят в процессе мышления, и благодаря которым в ходе этого процесса рождаются различные идеи, а также выстраиваются выводы, формируются мнения, выдвигаются гипотезы, находятся веские аргументы, и в целом реализуются полученные знания. В настоящее время использование проблемного вида обучения завоевывает передовые позиции в обучении младших школьников. Создаются методические пособия и учебники для поисково-исследовательской работы школьников.
Объектом данного исследования является представление о мышлении сформировавшееся в рамках психологических исследований.
Предметом данного исследования является развитие мышления в условиях проблемного обучения в начальной школе.
Целью данной работы является выделение основных черт мышления учащихся начальной школы в процессе решения задач в условиях проблемного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «мышление».
2. Проанализировать изучение мышления в отечественной психологии
3. Проанализировать изучение мышления в зарубежной психологии
4. Рассмотреть особенности мыслительной деятельности в цсловиях проблемного обучения в начальной школе.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучение феномена мышления с позиций отечественной и западной науки, а также те подходы, которые являются наиболее популярными у исследователей.
Во второй главе проводится сравнительный анализ организации мыслительных процессов младших школьников в условиях проблемного обучения. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ
1.1 Содержание понятия «мышление»
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.
Очень давно люди стали задумываться о процессе мышления живыми существами окружающего мира как такового.
Разобраться в феномене мышления до сих пор нельзя однозначно и просто, так как мышление не существует в изолированном виде, оно тесно связано со всеми другими психическими процессами.
На качество и уровень мышления влияет все, что связано с мышлением, с памятью, с эмоциями, с воображением.
В современной психологии мышление определяется как продуктивный процесс, он всегда связан с познанием нового, неизвестного привлечением к системе ранее приобретенного опыта. Поэтому физиологической основой мышления является активизация образованных ранее временных нервных связей, их применение в новых условиях и формирование новых связей.
Поэтому, каждый человек на протяжении всей жизни уверяется в том, что чем сложнее проблема, тем большего опыта, приобретенного ранее, она требует для своего мышления. Сегодня эту закономерность учитывают в педагогическом управлении учебным процессом, в частности, при создании учебников, помня при этом о том, что для мышления нового материала непременной актуализации подлежат лишь соответствующие уже приобретенные знания, а появление несоответствия способно лишь отдалить учеников от мышления, а не приблизить к нему.
Мышление является самой обобщенной и опосредованной формой психического отражения окружающего мира, которая устанавливает связи и определенные отношения между познаваемыми человеком объектами.
Науке сегодня известно, что каждый человек, который рос в полной изоляции от культуры, никогда не сможет научиться тому мышлению, которое с общечеловеческих позиций является верным.
Навыки и способы мышления человека развиваются у каждого в онтогенезе при воздействии определенной среды - человеческого общества.
Мышление человека включает в себя определенные мыслительные операции из самых различных разрядов, видов и уровней. Сегодня различают самые разные уровни человеческой мысли уже в зависимости от того, насколько высокий уровень ее обобщенности, насколько вместе с тем глубоко она проходит путь от явления к сущности, или от одного определения к все более глубокому определению.
Проявлениями таких разных уровней мышления являются такие виды как:
- Наглядное мышление в его элементарных формах.
- Мышление отвлеченное или теоретическое.
- Образное мышление - это вид мышления, осуществляемый на основе определенного преобразований образов в образы-представления, для их дальнейшего изменения, а также преобразования или обобщения предметного содержания этих представлений, которые формируют отражение реальности в некоей образно-концептуальной форме [8, с. 109].
Образное мышление, как установили в ходе его изучения, представляет собой некую форму творческого отражения действительности человеком, которая порождает такой результат, которого уже в самой действительности на данный момент времени фактически не существует.
Теоретическое или понятийное мышление –это мышление, при использовании которого человек в процессе определенного решения стоящей перед ним задачи уже непосредственно не обращается к опытному изучению реальности, он не получает необходимые для мышления некие эмпирические факты, он не предпринимает практических попыток, которые направлены на реальное преобразование действительности. В этом процессе он уже обсуждает или ищет решение задачи с моменте её начала и до самого конца в своем уме, пользуется готовыми знаниями, которые выражены в понятиях, или суждениях, или умозаключениях [8, с. 112].
Ещё одна разновидность – это теоретическое образное мышление которое отличается от теоретического или понятийного тем, что материалом здесь для решения задачи, являются уже не понятия, или суждения или умозаключения, а определенные представления или образы.
Эти представления и образы или непосредственно формируются в процессе восприятия действительности, или целиком извлекаются из памяти.
В процессе решения задачи данные образы преобразуются в уме так, что человек в новой ситуации может непосредственно увидеть нужное решение его задачи. Таким образом, такое мышление представляет собой вид умственной деятельности, который обычно встречается в работе писателей, или художников, или артистов. Рассмотренные виды мышления - в действительности обычно сосуществуют, просто выражены в разной степени у каждого человека. Как правило, они хорошо дополняют друг друга, для человека они раскрывают разные, но взаимосвязанные между собой стороны бытия.
Помимо наглядности мощным орудием мышления является язык и речь.
Четкость, грамматическая правильность, последовательность речи способствуют ясному пониманию цели деятельности, выделению различных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Бурдов Г.И. Почему забывают о проблемном обучении.//Открытая школа.-2002.-№6-с.12-14.
3. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: Учебное методическое пособие для студентов-заочников 2-3 курсов педагогических институтов.-М.: Просвещение,1984.-30с.
4. Ермаков Д. Обучение решению проблем. //Народное образование.-2004.-№9.-с.38-43.2.
5. Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. – 403 с.
6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. МГУ, 1982
7. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. / Язык и интеллект. Под ред. В.В. Петрова. М.: «Прогресс», 1996. С. 185-229.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, - М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 1996.
10. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и мышление. / Вопросы психологии. № 5,1994.
11. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.
12. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
13. Знаков В.В. Психология мышления: Проблемы и перспективы. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 448 с.
14. Знаков В.В. Мышление в познании и общении. Самара, 2000.
15. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. – 167 с.
16. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, - М.: Академия, 2002. – 428 с.
17. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы мышления. Ярославль, 1979.
18. Менчинская А.Н. Мышление. / Психология. Учебник для пед. институтов. Под ред. Смирнова А.А. М.: Учпедгиз, 1962.
19. Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «Философии жизни» Вильгельма Дильтея. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль»,1985
20. Романова И.А. Основные направления исследования самомышления в зарубежной психологии // Психологический журнал 2001 № 1