Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана с тем, что на данном этапе в сфере образования идет изменение системы образования, которое ориентированно на вхождение в мировое образовательное пространство. Одновременно с традиционными методами и приемами всё больше распространяется интерактивное обучение. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит усовершенствование образовательной системы – выдвигается иное содержание, новые подходы, изменяется поведение, педагогический менталитет. Одна из таких технологий получила название Case study или Кейс-метод.
Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин экономического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения учащихся к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. Ведь экономическое образование призвано не только передавать теоретические знания, но и готовить учащихся к практической деятельности в реальной среде.
Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин экономического цикла является особенно значимым, т.к. применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения учащихся к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. Ведь экономическое образование призвано не только передавать теоретические знания, но и готовить учащихся к практической деятельности в реальной среде.
Объект исследования – кейс-метод и его использование в процессе обучения в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования – использование элементов кейс-метода в преподавании экономических дисциплин в среднем профессиональном образовании.
Цель работы: выявить особенности реализации кейс-метода в среднем профессиональном образовании и разработать его элементы для использования на занятиях по дисциплине «Экономика управления организацией» у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. выявить особенности реализации кейс-метода в среднем профессиональном образовании;
2. разработать его элементы для использования на занятиях по дисциплине «Экономика управления организацией» у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации».
Методы исследования:
а) аналитический анализ литературы;
б) изучение документации.
Степень изученности темы. Вопросам современных образовательных технологий посвящены работы таких авторов как Бордовская Н. В., Киселева Л.С., Баянова Л. А., Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э. Дж., вопросы разработки кейсовых ситуаций были изучены такими авторами как Сергеев И.С., Гладких И.В. Проблемой активных методов обучения занимались Балаев А.А., Гарунов М. Н., Вербицкий А.А. , Гребенюк П. Б., Ибрагимов Г.И., Литвиненко Е. А, Платов В. Я., Подиновский В.В.
Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотренные в работе кейсы могут быть использованы на практических занятиях в учебном процессе по дисциплине «Экономика организации».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ
В традиционном обучении мы получаем знания, благодаря которым сможем найти выход из ситуации на основе прошлого; в интерактивном обучении человек получает знания и опыт, это позволяет ему справляться с настоящим.
Во всех сферах современной экономики востребованы специалисты, способные эффективно работать в команде, генерировать идеи и разрабатывать технологии их внедрения, люди активные, думающие, умеющие анализировать большие объемы информации. Одним из методов развития интеллектуальной активности студента выступает кейс-метод, суть которого заключается в том, что обучающиеся самостоятельно и в группе должны проанализировать представленное им описание какой-либо ситуации, взятой из реальной практики управления, бизнеса, выделить проблему, предложить ее решение.
В переводе с английского языка case-study это:
– пример, конкретный пример (example, specific example);
– целевое исследование, ситуационное исследование (targeted research);
– исследование, анализ проблемы, ситуационный анализ (research, situation analysis).
Общее содержание кейса определяют в своей работе З.Ю. Юлдашев и Ш.И. Бобохужаев: «...кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем все это нужно…, какие ресурсы можно использовать… Нет только ответа на вопрос, как достичь поставленной цели и получить необходимый результат – это и предлагается решить участнику» [32, с. 88].
Зарождение кейс-метод зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. Все же общеизвестно, что впервой этот метод применили в учебном процессе в школе права в 1870 г. в Гарвардском университете.
Введение кейс-метода, началось в Гарвардской школе бизнеса спустя 50 лет в 1920 г. Первое опубликование набора кейсов было в 1925 г. в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. После издания первых сборников кейсов вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на эту методику.
На данный момент действует две классические школы: американская (Гарвардская) и европейская (Манчестерская).
Разница этих школ состоит в том, что в американской школе цель метода – обучение через поиск одного правильного решения, а европейская школа предполагает многовариантность решения данной проблемы. Более того, американские кейсы имеют больший объем (20–25 страниц текста, 8–10 страниц иллюстраций), а европейские кейсы меньше в 1,5–2 раза.
Классикой кейс-метода являются «большие» кейсы бизнес-школы Гарварда. Эти кейсы характеризуются тем, что в них:
– содержится достоверная информация, полученная на основе тесного сотрудничества с реальной компанией;
– показана в деталях проблема, которая существовала в жизни и, возможно, уже была определенным образом решена;
– подробное отображение проблемы не означает, что она видна сразу и детально структурирована;
– изложение событий и оценок обычно ведется от лица менеджеров, принимающих решения (но не от лица автора, консультанта или аналитика, дающего готовые оценки);
– показана разная информация о внешнем окружении бизнеса и различных функциональных областях деятельности компании, в том числе – финансовая информация;
– не всегда представлена вся необходимая информация, иногда ее нужно найти или рассмотреть разные варианты развития событий при исходных условиях;
– не всегда есть наводящие вопросы (если есть основания полагать, студенты сами выйдут на верные направления обсуждения);
– имеется значительный объем, хотя «типичная» верхняя планка находится в пределах полутора-двух печатных листов).
В странах Западной Европы получили распространение также кейсы меньшего объема. Условно можно принять, что эти кейсы имеют объем 10–15 страниц. Бизнес-школа Гарварда стала готовить также кейсы меньшего объема (5–8 страниц). Такие кейсы предназначены для проведения экзаменов [1].
Распространены мини-кейсы с объемом условно от одной до пяти страниц текста. Уменьшение объема удается достичь за счет: представления только полезной информации (учащийся освобождается от выбора такой информации); открытого описания проблемы, которая должна быть решена; уменьшения числа вопросов, по которым нужно принять решения. При использовании мини-кейсов достигаются далеко не все цели, ради достижения которых используется кейс-метод.
По предложению ряды высших учебных заведений была создана организация, которая получила название The Case Clearing House of Great Britain and Ireland, и являлась лидером по сбору и распространению кейсов в 1973 г. В 1991 г. она стала называться European Case Clearing House (ECCH). ECCH являлась некоммерческой организацией, которая, в свою очередь была связана с организациями, которые предоставляли и использовали кейсы в разных странах мира [2].
Относительно России, кейс-метод был общеизвестен в 20-е гг. прошлого века, преподавателями экономических дисциплин. В сентябре 1926 г., состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам, на ней обсуждалось применение различных методов, в частности применение метод case-study.
Отмечают, что использование данного метода в обучении позволяет сократить разрыв между теорией и практикой, развивать познавательную, интеллектуальную активность студентов, аналитические способности, а также формировать умения - оценить ситуацию, выбрать ключевую информацию, правильно формулировать запросы, прогнозировать пути развития ситуации, принимать решения в условиях неопределенности, критиковать, конструктивно реагировать на критику, задавать вопросы. Главное, метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.
Кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы. Все они выполняют в кейс-методе свои роли.
Присутствующие в структуре кейс-метода провокационные элементы способны вызвать в группе обучающихся споры, дискуссии, аргументации, что довольно эффективно тренирует коммуникативные умения участников обсуждения, вызывает желание думать, размышлять, разрабатывать нетрадиционные варианты решения, способствует взрослению обучаемого, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к обучению.
В кейсе предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
Многообразие существующих и применяемых видов и форм кейсметода обуславливает необходимость их классификации.
Классификация кейсов может производиться по различным признакам.
Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аленина, К. А. Сборник кейсов для международного менеджера [Текст]: учебное пособие для студентов и преподавателей / К. А. Аленина. – Пермь: ПФ ГУ-ВШЭ, 2014. – 200 с.
2. Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Б.Е. Андрюсев // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61-69.
3. Аносова, А. В. Микроэкономика. Макроэкономика [Текст]: учебно-методическое пособие для преподавателей / А. В. Аносова, И. В. Зороастрова. – М.: Маркет ДС, 2012. – 384 с.
4. Багиев, Г.Л., Наумов, В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс–метода. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /read/m21
5. Барнс, Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций [Текст]: учебник, ситуации и дополнительная литература / Л. Б. Барнс, Р. К.Кристенсен, Э. Дж. Хансен. - М.: Гардарики, 2016. - 502 с.
6. Баянова, Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст]: материалы научной конференции / Л. А. Баянова. - Челябинск: Два комсомольца, 2017. — с. 107–109
7. Беляева, О.А. Педагогические технологии в профессиональной школе : учеб.-метод. пособие / О.А. Беляева. – 5-е изд, стер. - Минск: РИПО, 2017. – 60 с.
8. Бобрович, Т.А. Методика преподавания общепрофесссиональных и специальных предметов и дисциплин: метод. рекомендации по выполнению курсовой работы. – 5-е изд., перераб. и доп. / Т.А. Бобрович, В.Д. Соломахин. – Минск: РИПО, 2016. – 24 с.
9. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2018. - 432 с.
10. Гладких, И.В. Разработка учебных кейсов [Текст]: методические рекомендации для преподавателей бизнес–дисциплин / И.В. Гладких. - СПб.: Изд–во «Высшая школа менеджмента», 2015. - 96 с.
11. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2017. – 416 с.
12. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально- ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL:http://www.vshu.ru/ lections. php?tab_id= 3&a=info&id=2600.
13. Драчева, Е.Л. Менеджмент [Текст]:учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования /Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – М.: Академия, 2018.
14. Ерохина, Л. И. Экономика предприятия [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей / Л. И. Ерохина, А. Н. Кара, Т. И. Марченко. – Тольятти: ТГИС, 2018.-143 с.
15. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL:http://www.academjust.ryazantelecom.ru/ service/omumr/material_int_form.html
16. Ишмеева А.С. Активных формы организации занятий в высшей школе / сб. научн. статей междунар. научн.-метод. интернет-конф., посвящ. 40-летию УГАЭС «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития». - Уфимск. гос. акад. эконом. и сервиса. - Уфа, 2011. - С. 110-113.
17. Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения, с примерами. СПб.: Мир и Семья, 2014
18. Лебедева Т. Н. Применение кейс-метода в преподавании экономических дисциплин. — Йошкар-Ола: ФГОУ СПО «ЙОСТ», 2019.
19. Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru
20. Метод кейсов [Электронный ресурс]. URL: http: //ru.Wikipedia.org./wiki/ Ernst_&_Young
21. Петренко С. Сколько времени нужно уделять разбору кейсов [Электронный ресурс]. URL: http://mcstudy.blogspot.com/2009/08/blogpost_3073.html
22. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 368 с.
23. Прахов И. Преподавание экономики: есть ли альтернатива лекциям (обзор подходов) // Вопросы образования. — 2011. — №1
24. Прутченков, А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе / А.С. Прутченков // Экономика в школе. № 3. – 2007. – С. 29-37.
25. Рубин Ю. Б. Конкурентная среда — условие обеспечения качества образования в России. // Качество образования. –2013. — №9–10.
26. Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство СанктПетербургского университета управления и экономики, 2015. – 138 с.
27. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст]: ученое пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2014. – 316 c.
28. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / В.А. Скакун. -М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2017. - 178 с.
29. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2013. - 576 с.
30. Шиховцова Н. Актуальные вопросы экономического образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2011. — №4.
31. Шумилова Ю. А. Использование метода кейс-стадии при преподавании маркетинговых дисциплин // Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организации. Научно-методический журнал. — 2009. — №9.
32. Юлдашев З. Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. //Ташкент: Iqtisod-Moliya. – 2006. – С.88
33. Яхонтова И. М. Бизнес-инжиниринг: описание бизнес-знаний на примере ЦАБС «21 ВЕК» / И. М. Яхонтова, И. Ю. Марченко // Сборник материалов VI международного форума информационное общество: Современное состояние и перспективы развития. – Краснодар, 2016. – С. 26–29.