Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Средства массовой информации могут влиять на мышление людей и восприятие вещей.
Средства массовой коммуникации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя старые предметы продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы.
А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропустив ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им личную значимость, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры». То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не влияет на развитие общества. Таким образом, современный человек не может миновать влияние СМИ.
Главная цель СМИ, учитывая отведенную им социальную роль, – на справедливой и беспристрастной основе сохранить реальную возможность доступа общественности ко всем информационным материалам. Иначе говоря, передача информации общественности должна осуществляться с соблюдением прав и законных интересов частных лиц и организаций, которые предоставили информацию. Тем самым нужно не только творчески сочетать аналитическую работу и высокий уровень профессионального мастерства, но и грамотно обращаться с информационными потоками.
Объект:различные СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет).
Цель:проанализировать как СМИ влияют на ценностные ориентации молодежи.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1). Пронаблюдать степень влияния различных средств массовой информации на людей (телевидение, радио, газеты, интернет).
2). Разъяснить негативное и позитивное воздействия средств массовой информации на людей.
3). Охарактеризовать средства массовой информации как руководящую роль в мышлении людей.
Гипотеза: средства массовой информации влияют на поведенческие привычки молодежи. Средства массовой информации влияют на то, как думают молодые люди.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 30 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 18 источников.
ГЛАВА 1. Понятие и сущность СМИ
Для определения сущности средств массовой информации необходимо понимать, что подразумевается под этим понятием.
Поэтому, средствами массовой информации есть: телевидение, газеты, радио, журналы и Интернет. В соответствии с международным стандартом, печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени и тому подобное и разовые издания с определенным тиражом; аудиовизуальными средствами массовой информации являются: радиовещание, телевидение, кино, звуко-, видеозапись и тому подобное .
Необходимость всесторонней передачи социальной информации, которая формирует массовое сознание, стала одной из главных причин, вызвавших возникновение СМИ. Другие средства не в состоянии осуществлять оперативно, регулярно и в большом масштабе влиять на мнение людей. Основной целью деятельности СМИ является воздействие на общественное мнение. Успех в решении этого вопроса связан с диалектическим сочетанием уже существующих взглядов и формирующего воздействия на них.
Основными функциями СМИ являются:
Просветительская. Направлена на удовлетворение потребностей реципиента в информации относительно определенного круга вопросов или отрасли знаний. Для раскрытия глубинной сущности многих явлений и процессов часто нужны соответствующие объяснения, комментарии, толкования, поскольку значительная часть реципиентов может быть не подготовленной к восприятию представленных фактов.
Аксеонологическая (сравнительная, оценочная) функция. Сущность ее заключается в сравнении похожих, аналогичных явлений, процессов, решений и выяснении на этой основе их недостатков и преимуществ. Особое значение эта функция приобретает, когда общество оказывается перед выбором одного из нескольких вариантов решений. В этом случае СМИ может направить общественное мнение в ту или другую сторону.
Контрольно-критическая функция. Направлена на осуществление общественного контроля. СМИ выявляют уязвимые места общественного строя, доводят их до сведения граждан, предлагают пути преодоления определенных проблем, контролирует деятельность критических сигналов.
Функция обратной связи. Сущность ее заключается в выяснении СМИ, насколько своевременно поступает информация до реципиента, эффективность ее усвоения и толкования.
Коммуникативная функция. Направлена на установление и развитие связи между реципиентами, активизацию процесса их объединения для достижения единой цели и распространение определенных идей.
Футурологическая (прогностическая функция). Призвана обеспечивать научный анализ перспектив общественно-политического развития на основе закономерностей общественного развития.
Но нужно помнить, что ни одна из перечисленных функций не реализуется обособленно.
СМИ имеют разные возможности и силу влияния, которые больше всего зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, прежде всего радио и телевидение.
Для понимания роли СМИ в обществе нужно определить последствия воздействия массовых коммуникаций на общественность, среди которых выделяют четыре основных категории:
Поведенческие последствия. Человек совершает те или иные действия после того как она видит, что кто-то ведет себя аналогично.
Выполнения человеком отдельных действий в следствие влияния СМИ на его психологические установки. Установки включают в себя интеллектуальный компонент или компонент доверие, но значительная часть психологической динамики имеет эмоциональный характер, поэтому влияние СМИ в этой сфере является особенно глубоким. Верное использование СМИ может помочь спрограммировать целый комплекс установок по отношению к тому или иному объединению объекта. Установки программируются значительно легче, чем действия человека. Иногда они получают большое значение, поскольку влияют на поведение и на то, как будет перерабатываться дальнейшая информация. Они формируют личное восприятие мира, событий и явлений.
Когнитивные последствия. Усвоение поданной СМИ информации, что меняет направление развития мысли человека, его знаний и мышления.
Физиологические последствия. Физиологические изменения в нашем организме, что вызывает деятельность СМИ.
Важно отметить, что последствия взаимодействия СМИ с аудиторией не являются четко обособленными и направленными, наоборот, в большинстве случаев этот эффект является кумулятивным, совокупным.
СМИ не только передают то, что находится вокруг нас, скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. Часто они изображают ценности, стили жизни и привычки, которые впоследствии подхватываются обществом. Через некоторое время образ мира, сконструированный СМИ, может настолько утвердиться в сознании реципиента, что он будет неспособен отличить его от реальности. СМИ создают для нас реальность во многих различных направлениях, опираясь на различные психологические процессы. Возможно, мы считаем те или иные событие и вопросы важными потому, что именно таковыми их представляют нам СМИ .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адамьянц Т. Отечественные СМИ как предмет общественных дискуссий / Т. Адамьянц // Журналист. – 2019. – № 2. – С. 22 – 23.
2. Власенко Ф. П. Особенности социализации индивида в условиях информационного общества (социально-философский анализ) / Ф. П. Власенко. – М.: Высь, 2018. – 18 с.
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский. – М.: Высь, 2014. – 95 с.
4. Гарасимов Т. С. Личность и проблемы ее социализации / Т. С. Гарасимов // Форум права. – 2019. -№3. – С. 156-161.
5. Дзюба М. Т. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения / М. Т. Дзюба // Современные информационные технологии в сфере безопасности и обороны. – М.: 2015. – 81 с.
6. Иванов В. Правовое регулирование Интернет. Некоторые аспекты / В. Иванов // Свобода высказываний и приватность. – 2017. - № 3. – С. 21-27.
7. Красноступ А. Правовое регулирование Интернет–средств массовой информации / А. Красноступ. – М.: Высь, 2016. – 87 с.
8. Киричек И. И. Воспитание ценностных ориентаций старшеклассников средствами СМИ / И. И. Киричек, К. Б. Кузьмич // Научные записки. Психолого-педагогические науки. – 2012. - № 2. – С. 99-102.
9. Массовая коммуникация: учебник / А. И. Москаленко, Л. В. Губерский, В. Ф. Иванов, А. В. Вергун. – М.: Лыбидь, 2017. – 216 с.
10. Мудрык А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В Мудрык. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 304 с.
11. Москаленко А.И.Основы массово-информационной деятельности: Учебник / А.И.Москаленко, Л.В.Губерский, В.Ф.Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 634 с.
12. Скулиш Е. Д. Факторы влияния на формирование системы информационной безопасности в России / Е. Д. Скулиш // Информационная безопасность человека, общества, государства: науч. журнал. – 2016. - № 2 (6). – С. 22-27.
13. Снегульская В. Телевидение – информационный помощник или источник агрессии / В. Снегульская // Социальный педагог. – 2017. - № 9. – С. 50-53.
14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. – 461 с.
15. Шандрук С. Воспитание ценностных ориентаций старшеклассников средствами массовой информации в современных условиях / С. Шандрук / / научные записки: серия: педагогические науки. – 2016. – Вып. 103. – С. 353-358.
16. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. – М.: Мысль, 2010. – 215 с.
17. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность / А.А. Чачановский. – М.: Политиздат, 2015. – 120 с.
18. Череповская Н. Психологическая защита от визуальной информации / Н. Череповская // Социальный педагог. – 2017. - №10. – С. 24-33.