Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время прослеживается возрастающая популярность использования интенсивных методов обучения иностранным языкам.
Успешность в овладении иноязычным общением, комфортность и быстрота самого процесса обучения привели к тому, что, эта идея получила свое распространение не только на различных курсах иностранного языка, элементы интенсивных методик стали все чаще встречаться на уроке иностранного языка в школе. Сегодня можно наблюдать смену образовательной парадигмы, приоритеты сдвинулись на овладение иностранным языком в качестве средства общения.
Поэтому интенсивные методы и их элементы пользуются все большей популярностью.
Появившиеся как социально-обусловленное последствие научно-технического взрыва, интенсивные методы обучения, естественно, не могли не вобрать и не отобразить в себе современного уровня знаний нейрофизиологии, психологии, в частности, психологии восприятия, психологии памяти, сознательного и бессознательного и др.
Новые методы использовали опыт и знания других пограничных и смежных наук, в частности языкознания, психолингвистики, психогигиены.
Георгий Кириллов Лозанов — болгарский педагог и психолог, разработавший в 1960-е годы метод суггестопедии, используемый для ускоренного обучения иностранным языкам. В нашей стране последователями Г. Лозанова стали Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Н. В. Смирнова, И. Ю. Шехтер, Л. Ш. Гегечкори, В. В. Петрусинский и другие.
Идеи Г. Лозанова были адаптированы и развиты советскими педагогом Китайгородской Г.А. и психологом Леонтьевым А.А., которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России.
Объектом исследования является методы и технологии интенсивного обучения иностранному языку.
Предметом исследования является применение элементов интенсивных методов обучения.
Цель курсовой работы – рассмотреть методы интенсивного обучения иностранным языкам.
Задачи:
- определить содержание методики интенсивного обучения.
- выявить методы развития интенсивного обучения иностранным языкам.
- проанализировать интеграцию современных интенсивных методов на уроках иностранного языка в современной школе.
- рассмотреть применение интенсивных методов обучения иностранным языкам на уроках в средней общеобразовательной школе.
- исследовать использование интенсивных методов обучения иностранному языку в классах начальной школы.
Материалом исследования послужили программы интенсивных методик Г. А. Китайгородской, И. Ф. Комкова, Г. К. Лазанова, И. Ю. Шехтера, Ф. М. Рабинович и т.д.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Основные характеристики интенсивных методов обучения иностранным языкам
1.1 Содержание методики интенсивного обучения
Интенсивные методы обучения иностранным языкам пользуются все большей популярностью. Создано множество видов интенсивных методов, применяемых, чаще всего, для обучения иностранному языку взрослых людей. Тем не менее, и в школе педагоги с опытом небезуспешно применяют приемы работы, характерные для этих методов [29, c. 9].
Интенсивные методы обучения - совокупность методов обучения иностранному языку, которая ведет свое начало в 60-х гг. от суггестопедического метода, созданного ученым из Балгарии, Г. Лозановым.
К таким методам относятся: эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер), метод ускоренного обучения взрослых (Л. Ш. Гегечкори), гипнопедия (Э. М. Сировский), метод активизации резервных способностей обучаемого (Г. А. Китайгородская), суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В. В. Петрусинский), ритмопедия (Г. М. Бурденюк), метод погружения (А. С. Плесневич), «экспресс-метод» (И. Давыдова), курс речевого поведения (А. А. Акишина) и др. [1, c. 82].
В методике интенсивные методы рассматриваются как своеобразная система обучения, отличающаяся по ряду характеристик от существующих, именуемых традиционными, методами.
Цели интенсивных методов направляются на достижение наибольшего количества усваиваемого материала в малый срок. Содержание обучения включает овладение комплексом умений, навыков и знаний, которых достаточно для осуществления деятельности в конкретной сфере общения [6, с. 10–11].
Они базируются на последующих методических принципах:
1. Принцип коллективного взаимодействия. Данный принцип объединяет цели воспитания и обучения в условиях единого учебно- воспитательного процесса. Обучение в группах способствует проявлению у обучающегося дополнительных социально-психологических мотивов к обучению. Формирует в учебном коллективе некую психологическую атмосферу, в которой обучаемые имеют возможности для удовлетворения важнейших социально-психологических потребностей людей: уважение, признание, интерес со стороны людей, которые его окружают.
Все это дополнительно стимулирует познавательную активность обучаемых. В критериях коллективной общей деятельности появляется совместный фонд информации об изучаемом предмете, куда каждый учащийся вносит свой вклад, а используют его все вместе. Основным «средством» овладения предметом, в таком случае, становится общение с партнерами по группе.
2. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе общения любой обучаемый является как подвергаемым воздействию, так и воздействующим. При таких условиях, формирование личности обусловлено отношением людей друг к другу, их общением.
Владение языком - это, в первую очередность, способность участвовать в настоящем общении. Система понятий, в которой может быть описано общение, содержит понятие «роли». Общение преобразуется в собственно мотивированный, созидательный процесс. В таком случае учащийся не имитирует активность, но «обладает» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки [22, c. 27].
В интенсивном обучении иностранным языкам личностно-речевое общение является основой построения учебно-познавательного процесса.
3. Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение подразумевает одновременно и учебную, и речевую и игровую деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то со стороны педагога - это главная форма организации учебного процесса. Согласно с идеей, центральным учебным текстом для обучаемых является полилог, а соучастниками описываемых в нем действий являются сами обучающиеся. Так может быть реализован один из приемов метода не директивной регуляции поведения воспитанника в группе.
4. Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Указанный принцип характеризует как качественную, так и количественную специфику интенсивного общения. Представленная специфика воплощается во многих аспектах: концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения, концентрированность учебных занятий, ситуаций.
На начальном шаге обучения емкий объем учебного материала дает возможность уже на первом занятии организовать очень приближенные к действительному общению ситуации, что гарантирует высшую мотивацию учения, как бы приближая итог обучения к его истоку. Специфическая организация учебного процесса обуславливает концентрированность в организации учебного материала, которая проявляется, в частности, разнообразии видов и форм работы, в высокой « плотности общения « и др.
5. Принцип полифункциональности упражнений. В данном принципе заключается специфика метода активизации в системе упражнений. Языковой опыт, который был сформирован в неречевых условиях, не способен к переносу и непрочен. Поэтому продуктивным является такой подход к обучению, когда осуществляется параллельное и одновременное овладение речевой деятельностью и языковым материалом [30, с. 209-211].
Как у всех методов обучения, так и у интенсивных методов в частности, одна главная цель - обучение коммуникативной компетенции (возможности устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми), т. е. реализуется коммуникативный подход в обучении иностранному языку, но в условиях жесткого ограничения по времени.
Отсюда можно выделить последующие определения интенсивного обучения:
«Интенсивное обучение иностранному языку - обучение, которое, главным образом, ориентировано на овладение общением на изучаемом языке и базируется на психологические резервы личности и виды деятельности учащихся, которые не используются в обычном обучении» - Г. А. Китайгородская [7, с. 4].
«Интенсивное обучение - это не просто действенное обучение, а такое, при котором достигается наибольшая эффективность за минимально возможное учебное время, при малых затратах усилий учащегося и учителя». - З. Н. Никитенко [16, с. 11].
Определив понятие «интенсивное обучение», можно перейти к сущности и содержанию отдельных методов, направленных на его реализацию.
1.2 Методы развития интенсивного обучения иностранным языкам
Интенсивные методы можно условно поделить на две большие категории: «технизированные» и «театрализованные».
К «технизированным» методам обучения относятся суггестокибернетический интегральный метод, гипнопедия, ритмопедия, «экспресс-метод» и «интелл-метод», метод ускоренного обучения взрослых, так как их осуществление предполагает внедрение технических средств обучения: магнитофонов, видео- и диапроекторов, лингафонных кабинетов [29, с. 48].
Суггестокибернетический интегральный метод был изобретен в 1980-е годы В. В. Петрусинским. Основой метода является суггестивное управление процессом обучения с внедрением технических средств. Во время сеанса, который повторяется в различные дни занятий, тренировочный материал выдается крупными объемами для целостного восприятия. Метод дает возможность автоматизировать грамматические модели и лексику для начального этапа за ограниченный отрезок времени.
Система обучения имеет сходство с курсом «погружения», но область его применения обширнее, поскольку педагогу, отводится только роль организатора учебного процесса и контроль за работой группы.
Ритмопедия. Данный способ был изобретен в Кишиневском институте (Бурденюк и др., 1981) и внедрен в ряде вузов на занятиях по иностранным языкам. Ритмопедия являет собой методику подачи иноязычной информации, ее закрепления и активизации при поддержке ритмостимулирования в процессе группового общения. Разработчики метода определяют ритмостимуляцию как воздействие низкочастотными монотонными импульсами звука, цвета, света через слуховые, зрительные и тактильные анализаторы на биоритмику человека, что содействует созданию благоприятных условий для активизации механизмов памяти и длительного сохранения учебного материала [13, с. 52].
Гипнопедия (обучение во время сна). Методика была обширно распространена в 1960 - 70-х гг. Содержанием предоставленной методики является то, что во время сна (на стадии засыпания) обучаемому предлагалось выслушать материал, воспроизводимый с помощью записи.
Предполагалось, что учащийся будет в состоянии узнать услышанные во сне единицы речи и воспроизвести их в устной форме в период бодрствования. Сегодня гипнопедия считается одним из потенциальных методик обучения, который могут употребляться совместно с иными, при наличии специальных пособий и соответствующей внушаемости обучающихся (что уточняется в результате проведения тестов). В настоящее время использование гипнопедии в широких масштабах вероятнее всего не целесообразно, хотя разумное включение в систему интенсивного обучения неких частей гипнопедии довольно обоснованно.
Экспресс-метод разработан в 1990-е гг. И. Давыдовой. Стремящимся овладеть иностранным языком быстро и с меньшей затратой сил предлагалось выслушивать в магнитофонной записи специально выбранные тексты из сферы бытового общения. Каждая из данных кассет звучит в течение 60 – 90 минут. Отличительной чертой метода является присутствие в текстах особых звуковых сигналов, названных sublimental messages [31, с. 101].
Они представляют собой фразы, воспринимаемые на подсознательном уровне благодаря высокой скорости их подачи, что делает их не видными на сознательном уровне. Информация, записанная на такой высокой скорости, усваивается на уровне подсознания и, по мнению создателя метода, основательно сохраняется в памяти.
Интелл-метод. Интеллектуальный метод обучения был изобретен вначале 1980-х гг. Академией наук СССР, на базе применения эффекта гипермнезии (сверх запоминания), при котором информация усваивается в объеме, превышающем существующие нормы. Заключение о безопасности и эффективности метода при обучении, как школьников, так и взрослых было выдано Институтом высшей нервной деятельности в 1987 году.
В основе метода лежит, так именуемый, эффект 25-го кадра. Как известно, информация с экрана телевизора воспринимается сознанием при скорости ее подачи 24 кадров в секунду и не более. Если скорость предоставления информации больше, то она станет восприниматься не на сознательном, а на подсознательном уровне. При этом информация обрабатывается центрами головного мозга, в обход нашего сознания. В преподавании иностранных языков эффект 25-го кадра нашел применение в качестве источника повышения резервов головного мозга, что раньше использовалось в способе обучения Г. Лозанова [5, с. 21-27].
Психотерапевтический метод обучения – это интенсивный метод обучения иностранным языкам, который разработала И. М. Румянцевой на базе суггестопедической теории интенсивного обучения Г. Лозанова и предусматривающий использование на занятиях групповой психотерапии в форме психологических тренингов [13].
Под психотерапией создатель предполагает особенный вид межличностного взаимодействия, в процессе которого учащимся оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера, связанных с овладением и использованием изучаемого языка.
Такая помощь оказывается нужной при работе с трудно обучаемыми людьми, сомневающимися в способности овладеть языком в силу различных обстоятельств. В качестве источника и метода внедрения психотерапии на занятиях предлагается исследованный создателем интенсивный лингвопсихологический тренинг (ИЛПТ), представляющий собой комплекс упражнений и технологий их применения в учебном процессе [21, с. 248 - 258].
К группе «театрализованных» методов относятся эмоционально-смысловой метод, метод активизации способностей личности и коллектива, суггестопедический метод, метод погружения и релаксопедия, поскольку суть данных методов заключена в использовании заданий, которые имеют, в основном, творческий характер. Т. е. это создание условий непринужденного межличностного общения, организация ролевых игр и коммуникативных этюдов.
Эмоционально-смысловой метод разработан И. Ю. Шехтером (1973), который в качестве главного пути овладения речевым общением рассматривал опору на смыслообразование, которое появляется в процессе ролевой игры. На базе предоставленного метода были разработаны три этапа обучения языку, каждый из которых выступает этапом в процессе формирования и развития смыслопорождения. Задачей первого этапа является формирование речи в обычных ситуациях общения. Второй этап предполагает переход к деловому общению в условиях монологического выражения. Наконец, третий этап гарантирует дальнейшее развитие речи на текстах по квалификации [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беликова Л. Г. Современный кабинет иностранного языка; ДРОФА - , 2016. - 224 c.
2. Быкова, Н. И. Английский язык. 3 класс [Учеб. для общеобразоват. организаций]/ Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 178 с.
3. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. 5 класс [Учеб. для общеобразоват. организаций]/ Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 164.
4. Гегечкори, Л. К. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи [Текст] / Л. Гегечкори. – Тбилиси: Изд. Тбилисского университета, 1975. – 297 с.
5. Денисова, Л. Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе [Текст]/ Л. Г. Денисова // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. - №4. – 2015. – С. 6 – 12.
6. Елухина, Н.В. О включении элементов интенсивного обучения в преподавании иностранного языка в средней школе [Текст]/ Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. - №6. – 2017. – С. 6 – 12.
7. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / Г.А. Китайгородская. - М, 2016г. - 302c.
8. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам [Монография] / Г.А. Китайгородская, Р. С. Немов, Т. Н. Смирнова. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - 175 с.
9. Комков, И.Ф. Методика преподавания иностранных языков [Учебное пособие для институтов иностранных языков]/ И. Ф. Комков. – Мн., 2009. – 352 с
10. Конышева А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика; ТетраСистемс - Москва, 2015. - 288 c.
11. Коптюг, Н. М. Интернет-проект - важный элемент мотивации учащихся [Текст] / Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. - №5. - 2018. - С.29 - 32.
12. Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения, по методу активизации резервных возможностей личности учащегося // Активизация учебной деятельности. Вып.1. – М., 2017. – С. 18 – 32.
13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе; КАРО - , 2017. - 224 c.
14. Миролюбов, А.А. Метод Пальмера [Текст]/ А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. - №1. – 2015. – С. 47
15. Миролюбов, А.А. Сознательно-сопоставительный метод [Текст]/ А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. - №6. – 2015. - С. 39.
16. Никитенко, З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе [Лекции]/ З. Н. Никитенко. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2020 г. – 128 с.
17. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст]/ Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 2009. - 277 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Учеб. пособие для вузов]/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2014. - 365 с.
19. Попова, О. А. О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса / О. А. Попова. // Молодой ученый. — 2015. — № 15.2 (95.2). — С. 62-65.
20. Рабинович, Ф. М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа [Текст]/ Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. − № 1. – 2015. – С. 9-17.
21. Развитие речевой активности на уроках иностранного языка; Просвещение - Москва, 2016. - 244 c.
22. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]/ Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. – М.: Просвещение, 2011. — 287 с.
23. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2014 – 321 с.
24. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий; Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2016. - 180 c.
25. Темчин, С. Нетрадиционные методы преподавания иностранных языков: релаксопедия [Текст]/ С. Темчин. – Vilnius.: Pradai, 2017. – 52 с.
26. Шехтер, И.Ю. Интенсивный курс обучения английскому языку по эмоционально-смысловому методу [Учебное пособие для слушателей] / И.Ю. Шехтер, М.Л. Нариманова, Л.В. Пальцева. – Троицк, 2016. – 42 c.
27. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Учебное пособие]/ А. Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2018. — 188 с.
28. Хуснулина Р. Р. Психолого-педагогические аспекты обучения иностранному языку // Учен. зап. Казан. ун-та. – Сер. Гуманит. науки. 2015. №5-1. С. 255-265.
29. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. – М.: Высшая школа, 2015 – 639 с.
30. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2016 – С. 219-220.
31. Culture in Second Language Teaching and Learning; Cambridge University Press - Москва, 2015. - 262 p.
32. English immersion: A teacher guide. – Washington, DC: Center for Equal Opportunity, 2020 – 44 p.
33. Hedge T. Teaching and learning classroom. – Longman, 2012 – 464 p.
34. Tanenhaus V. K. Psycholinguistics: an overview // Language: psychological and biological aspects. Cambridge, 2018 p. 1-37.
35. Tedick D. J. // Modern Language Journal. – 2016 – Vol. 1, № 84 – P. 931-940.
36. The Oxford Handbook of Psycholinguistics. Chapters 10, 11, 12, 17, 27, 28 / ed. by M. G. Gaskell. Oxford: Oxford University Press, 2017. p. 98.
37. Walker C. L. The complexity of immersion education: Teachers, addresses and issues / C. L. Walker. 2017. p. 102.