Фрагмент для ознакомления
2
Коворкинг – это форма организации учебной деятельности обучающихся, включающая совместное решение учебных задач посредством непосредственного личного контакта с разными учениками, сопровождается их взаимодействием, в следствии чего происходят позитивные изменения, характеризуется возникновением корреляции между обучающимися и не только личностным, но и коллективным смыслом [6, с. 12].
Технология коворкинга позволяет реализовывать образовательный процесс на разных уровнях сложности, добавляет в процесс познания элемент конструктивного соперничества, помогает развить у обучающихся осознания общей цели деятельности, распределения обязанностей, разделение ролей, воспитание ответственности перед другими и взаимозависимости при выполнении заданий, осуществление контроля, корректировки и оценки деятельности не только преподавателем, но и самим учащимся.
Коворкинг на уроках обществознания является неотъемлемой частью таких инновационных педагогических технологий как проектное обучение (В.Х.Кильпатрик), блочно-модульное обучение (М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене), адаптивная система обучения (А.С. Границкая), коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко) и другие.
Технология коворкинга на уроке обществознания имеет ряд принципов:
1.Принцип индивидуальных планов.
Цель данного принципа состоит в повышение результативности обучения посредством решения учебных задач на основе взаимодополнения результатов работы каждого ученика. На основе этого принципа построены такие технологии, как работа «творческих групп» и работа в группах сменного состава.
2.Принцип организации совместной деятельности основывается на понятии «конструктивного конфликта», т.е. при столкновении различных точек зрения и позиций, обучающиеся должны найти решения, придерживаясь принципов взаимоуважения и умения слушать и понимать других. На данном принципе базируются такие методы дискуссии и позиционно-ролевой игры.
3. Принцип развивающейся кооперации(коллаборации). Во время групповой работы, обучающиеся осуществляют совместный поиск решения задач. В результате совместная деятельность развивает творческое, системное и критическое мышление, способность к самоуправлению, со-управлению, саморазвитию, со-развитию и сотрудничеству. На основе этого принципа организуются деятельностные игры.
4. Принцип ролевого поведения. В результате обеспечивается организация совместной деятельности в рамках образовательной деятельности. При этом обучающиеся примеряют определенные роли, реконструируют реальную и/или воображаемую деятельность. Примером данной технологии служат игры и дискуссии («суд», «дебаты», «пресс-конференции»).
Для эффективной организации коворкига учителю необходимо пройти несколько этапов:
1. Подготовительный этап. На данном этапе педагог определяет количество учащихся в микро-группах и распределяет обучающихся по командам, разрабатывает методические материалы урока и задания, продумывает и распределяет роли. Также в рамках этапа происходит подготовка классного помещения перед уроком, планирование наблюдения и контроля за учебной деятельностью школьников; 2.Организационный этап включает в себя формулирование учебных целей и постановку учебного задания, основных правил и принципов групповой работы (пример правил: распределять задания между всеми участниками группы, у каждого своя «зона ответственности»; каждый участник группы вносит свой вклад в результат работы; слушать друг друга, не перебивать, обсуждать идеи, уважать друг друга; помнить о цели работы и о планируемом результате и др.[13]), определение критериев эффективной работы на занятии. На данном этапе педагог вовлекает обучающихся в обсуждение учебной задачи или творческого задания, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления.
3. Деятельностный этап можно рассмотреть с двух позиций: со стороны учителя и со стороны обучающихся. Учитель должен взять на себя руководство групповой и индивидуальной деятельностью обучающихся; наблюдать и контролировать учебный процесс, он выступает в качестве модератора. В свою очередь, учебные группы вырабатывают общее решение поставленной перед ним задачи или выполняют творческое задание
4. Итоговый этап представляет презентацию результатов совместной деятельности, обучающиеся могут узнать и сравнить альтернативные варианты решений одной проблемы, тем самым посмотрев на решение задачи с разных сторон.
5. Рефлексивный этап. На этом этапе школьники делятся своими эмоциями, полученными на занятии и оценивают вклад каждого в общее дело. Эффективность этого этапа зависит от готовности обучающихся к самоанализу. Процесс рефлексии проходит через две ступени. Первая ступень – это анализ деятельности. Его можно проводить по результатам работы. Группа назначает спикера, который рассказывает о результатах своей работы. Результаты всех групп записываются на доске и затем обсуждаются. Вторая ступень – обсуждение процесса работы. В процессе применения приемов и форм групповой учебной работы обсуждается накопленный опыт обучающихся. Обсуждение позволяет вывести школьников на осознание способов коворкинга и тем самым развивает умение работать в коллективе.
1.2. Диагностическое исследование
Нами проведено анкетирование педагогов на тему «Использование коворкинга в школьном обучении». При этом нами была разработана анкета, представленная в Приложении.
В анкетировании приняли участие 20 педагогов. Из них 18 человек (90%) используют коворкинг в своей деятельности. При этом 4 педагога (20%) используют коворкинг каждую неделю. 6 педагогов (30%) используют коворкинг не менее 1-2 раз в месяц. 5 педагогов (25%) используют коворкинг один раз в 1-3 месяца. 3 учителя (15%) используют коворкинг редко – рис.1.
Рисунок 1 – Использование коворкинга в деятельности педагогов
По мнению педагогов, основными преимуществами коворкинга является развитие самостоятельности детей и их коммуникативных качеств. В числе недостатков коворкинга педагоги отметили необходимость серьёзной подготовки, сложностей при организации, а также высокие временные затраты.
Успешное использование коворкинга, по мнению педагогов, обеспечивается использованием следующих приёмов:
- приём «найди ошибку» (учащиеся получают задание найти в тексте ошибки и устранить их)
- приём «помощник» (педагог просит ученика на время стать его помощником в педагогическом процессе)
- приём «выбор варианта», или дифференцированный подход (учащийся самостоятельно выбирает сложность задания, руководствуясь собственными знаниями и опытом)
- приём «вопросы» (учащиеся составляют вопросы к изучаемому материалу).
Важное значение для организации коворкига школьников имеет выбор средств. В качестве средств обучения при организации коворкинга педагоги считают целесообразными создание интеллект-карт, моделей, буклетов, презентаций и т.п.
Таким образом, организация коворкига школьников является значимым компонентом образовательного процесса. При этом существует множество методов, приёмов и средств, выбор которых зависит от возрастных и индивидуальных способностей учащихся, а также от компетенции педагога.
1.3. Многообразие вариантов обустройства коворкинга (опыт школ Российской Федерации)
В зависимости от характера коворкинга можно выделить несколько вариантов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие обучающегося в малых и больших группах.
1. Малые группы получают одни и те же задания, презентуют полученные результаты в устной или письменной форме, сравниваются результатами деятельности других групп, при этом дополняя друг друга, исправляя ошибки и оценивая эффективность групповой работы.
2. Группы получают разное задание, но работают на общий результат по принципу «паззла». По завершению работы полученные результаты групп объединяются воедино.
3. Группы получают разное задание, а выполнив, предоставляют на общее обсуждение.
4. Группы сменного состава позволяют объединить сразу первый и второй способы, при этом происходит распределение заданий не только между группами, но и каждым обучающимся.
5. Работа групп по принципу «Вертушки». Представляет возможность группам выполнять задания друг за другом, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому, на которых разложены новые задания или часть общего задания.
6. Работа групп по принципу «Эстафеты». В отличие от метода «Вертушка» происходит передача задания, а не передвижение групп. Группам раздаются задания, над которым они работают определенное количество времени, по истечению выделенного времени задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от группы, расположенной по кругу до нее и продолжает выполнять его. Таким образом, каждая группа вносит вклад в решение познавательных задач. В конце работы каждой группе по кругу возвращается первоначальное задание. Группа объединяет результаты коллективной работы и представляет конечный результат всему классу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белай В.И., Страданченкова Е.Н. Коворинг как песрпективное направление в современной экономике // Альманах современной науки и образования. 2013. № 10(77). С.30-32
2. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Мольков А.С. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Образование и наука. 2016. № 5 (134). С.139-157
3. Изместьева Т.В. Коворкинг – как новая форма образовательного пространства. Выступление на методическом семинаре МБОУ «Северский лицей» URL: http://izmestyeva.ucoz.ru/publ/stati/moi_stati/kovorking_kak_novaja_forma_obrazovatelnogo_prostranstva/2-1-0-85
4. Как открыть коворкинг- центр: подробное руководство [Электронный ресурс]. - URL: https://megamozg.ru/post/7334/ (дата обращения: 08.02.2016)
5. Коворкинг – что это такое? Определение, значение, перевод [Электронный ресурс]. - URL: http://chto-eto-takoe.ru/coworking (Дата обращения: 08.02.2016)
6. От коридора к коворкингу: как меняются школы сегодня URL: https://sn.ria.ru/20190930/1559203353.html (дата обращения: 03.07.2020)
7. Проект по созданию коворкинг-зоны «Free communication» URL: https://infourok.ru/proekt-po-sozdaniyu-kovorkingzoni-free-communication-3861362.html (дата обращения: 03.07.2020 г.)
8. Савина Н. В. Организация студенческого коворкинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2106–2110. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96341.htm. (дата обращения: 03.07.2020)
9. Сидорова Л.В. Модель организации коворкинг зоны в стенах школы URL: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/B3/ (дата обращения: 03.07.2020)
10. Халмурзаева Э.Б. Образовательный коворкинг и особенности его функционального зонирования // Вестник Кыргизского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им Н. Исанова. 2018. № 2(60). С.36-44
11. Шикунова Н, Шикунова (Малькова) Е.Е. Коворкинг – зона как пример модернизации школьного пространства URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2017/06/23/kovorking-zona-kak-primer-modernizatsii-shkolnogo (дата обращения: 03.07.2020)
12. Шире школьных стен. Коворкинг, нетворкинг и другие формы жизни школьных сообществ URL: https://director.rosuchebnik.ru/article/shire-shkolnykh-sten-kovorking-netvorking-i-drugie-formy-zhizni-shkolnykh-soobshchestv/ (дата обращения: 03.07.2020 г.)