Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из самых больших забот художников всей истории живописи было изображение пространства. Эта тема до последнего времени остается открытой, не имеющей окончательного решения. Избегая философских рассуждений о том, что такое пространство, можно сказать, что в живописи и рельефе - это не что иное, как место, в котором развивается действие сюжета, воплощенного в произведении искусства. Пространство художественного произведения – это все то, что располагается внутри границы, установленной рамками холста или орнамента, а также соотношения между изображенными в этих рамках элементами.
Самая главная проблема в изображении пространства известна как воздушная перспектива. Первым ее довел до совершенства Леонардо. Сущность воздушной перспективы состоит в особенностях передачи форм и предметов, расположенных в глубине, что достигается значительно меньшей контрастностью, а также, в хроматическом плане, размыванием цветов. В эпоху Возрождения развиваются перспектива и все системы геометрического рисунка, которые мы сегодня знаем.
Цель исследования – изучить и проанализировать методику обучения способам передачи пространства в курсе живописи и композиции.
Задачи исследования:
1) изучить пространство в курсе живописи и композиции;
2) проанализировать принципы организации пространства в живописи;
3) рассмотреть принципы как основу методики профессионального обучения;
4) проанализировать методики обучения способам передачи пространства в курсе живописи и композиции.
Объект исследования – курс живописи и композиции.
Предмет исследования – методика обучения способам передачи пространства.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Передача пространства в курсе живописи и композиции
1.1 Пространство в курсе живописи и композиции
Понятие художественного пространства является одной из центральных категорий современной эстетики и философии искусства. Нельзя сказать, что традиционная эстетика не уделяла этому понятию никакого внимания. Напротив, были периоды (прежде всего – Повое время), когда конкретные приемы построения художественного пространства оказывались в центре внимания как самого искусства, так и его философии. Но и в этих случаях категория художественного пространства не выделялась в качестве объекта специального анализа, а способы создания художественного пространства трактовалась чрезмерно узко и упрощенно.
Художественное пространство можно определить как интегральную характеристику произведения искусства, сообщающую ему определенное внутреннее единство и завершенность и в конечном счете обеспечивающую придание ему характера эстетического явления.
Пространство — сложный визуальный компонент, включающий в себя как изображаемое пространство, так и пространство самого изображения. В чём разница? Изображаемое пространство, или то, что окружает нас, имеет три измерения — высоту, ширину и глубину и является трёхмерным. Пространство изображения (фотография, кино экран) ограничивается высотой и шириной и является двухмерным. Изображаемое пространство объёмное, пространство изображения — плоское.
Изображаемое пространство бывает четырёх видов:
- Глубокое пространство.
- Плоское пространство.
- Ограниченное пространство.
- Неопределённое пространство.
Существует расхожее мнение, что главная задача художника — на плоском пространстве изображения максимально реалистично показать объёмное изображаемое пространство. На самом деле это не так. Всё зависит от конкретных художественных задач.
Глубокое пространство — благодаря некоторому набору характеристик позволяет создать на плоской поверхности иллюзию объёмного, трёхмерного пространства. К основным характеристикам глубокого пространства можно отнести следующие.
Перспектива — наиболее важная характеристика глубины пространства. Может быть линейной (с одной, двумя, тремя и более точками схода), воздушной и оптической. В линейной перспективе именно точка схода создаёт протяжённую плоскость — очень важную характеристику иллюзии глубины. Именно на точке схода удерживается внимание зрителя. При практически неограниченном количестве точек схода, которые можно добавить в изображение, максимальным значением для оптимального удержания внимания зрителя считается 3 точки схода.
Воздушная перспектива позволяет создать иллюзию трёхмерного пространства за счёт уменьшения детализации структур объектов, за счёт понижения контрастности объектов изображения и за счёт изменения цветовых характеристик изображения.
Оптическая перспектива создаёт иллюзию трёхмерного пространства за счёт фокусного размытия объектов съёмки. При использовании оптической перспективы наилучший результат будет достигаться в многоплановой компоновке кадра. Чем больше планов, тем лучше для построения оптической перспективы.
Различие объектов по величине — характеристика глубокого пространства, основанная на особенности зрительного восприятия человека — один и тот же объект может выглядеть большим, если он находится рядом, и может выглядеть маленьким на каком-то отдалении от зрителя. Распределение однотипных объектов съёмки по разным планам (передний план, средний план и задний план) зрительно увеличивает разницу в их величине, в некоторых случаях добавляет изображению протяжённую плоскость и тем самым создаёт иллюзию глубины. Называется такое глубинное построение кадра "глубинная мизансцена".
Движение объекта съёмки — позволяет подчеркнуть глубину пространства двумя способами. Первый, работающий абсолютно при всех остальных условиях — движение объекта съёмки вдоль оптической оси объектива, то есть "на камеру" или "от камеры", или по диагонали. При этом, чтобы убедительно показать иллюзию глубины, достаточно одного движущегося объекта. В случае удаления от камеры объект будет уменьшаться в размере, а при движении "на камеру" размеры объекта будут увеличиваться, создавая на плоскости изображения глубокое пространство. Второй способ не так хорош и одного движущегося объекта будет недостаточно. Речь идёт о движении объекта перпендикулярно оптической оси объектива, то есть слева-направо и наоборот. В этом случае размер объекта не изменяется, глубина пространства выглядит не совсем убедительно. На помощь приходит многоплановое построение кадра. Несколько объектов, перемещающихся перпендикулярно оптической оси, но в разных плоскостях, способны создать иллюзию глубокого пространства. При этом движение их может быть как в одном направлении, так и в противоположных.
Яркость и цвет объектов — также могут усилить иллюзию глубины по следующим принципам: при всех одинаковых условиях более яркие объекты, а также объекты, окрашенные в тёплые цвета, всегда кажутся расположенными ближе, а более тёмные или окрашенные в холодные цвета — дальше .
Плоское пространство — как ни странно, абсолютная противоположность глубокого пространства. К основным характеристикам можно отнести одноплановое (переднеплановое) построение кадра, отсутствие перспективы, идентичность объектов по величине, движение объектов только перпендикулярно оптической оси, наезд-отъезд осуществляется только трансфокатором (относительное движение между планами отсутствует, все планы изменяют свои размеры одновременно), узкий яркостный диапазон объектов и ограничение цветового диапазона изображения только тёплыми или только холодными цветами. Также для построения плоского пространства можно инвертировать некоторые характеристики глубокого пространства: яркие объекты расположить на заднем плане, тёмные — на переднем, тёплые цвета на заднем плане, холодные — на переднем, крупные объекты на заднем плане, а малые — на переднем. В этом случае передний план будет отступать, задний — выдвигаться, и как следствие пространство будет становиться более плоским.
Ограниченное пространство — специфическая комбинация характеристик глубокого и плоского пространства. Может содержать минимум два, максимум три фронтальных плана, обязательно разделённых между собой и физически, и визуально. Протяжённая плоскость (линейная перспектива, точки схода) в ограниченном пространстве полностью исключены, так же, как и движение объекта на камеру (от камеры). Объекты в ограниченном пространстве должны двигаться только перпендикулярно оптической оси объектива. Ограниченное пространство — сложный, но в то же время очень привлекательный вид построения композиции.
Неопределённое пространство — использует любые комбинации характеристик глубокого и плоского пространства с целью дезориентировать зрителя и затруднить определение им истинных размеров и пространственные соотношения объектов в кадре. Основными характеристиками неопределённого пространства являются: затруднённая пространственная ориентация, искажённое соотношение величин и пропорций объектов, составные изображения (зеркала или отражения), дезориентирующие ракурсы съёмки. Неопределённое пространство усиливает визуальное повествование, вызывая у зрителя тревогу, напряжённость и растерянность .
Все виды изображаемого пространства с успехом используют в своей работе не только кино режиссёры и кино операторы, но и фотографы. Каждый из этих видов способен решать конкретные художественные задачи как отдельно друг от друга, так и в гармоничной связке, позволяющей не только полноценно раскрыть сюжетную структуру изображения, но и сделать визуальное повествование живым и интересным.
Художественное пространство как пространство произведения искусства выражает в искусстве то чувство пространства, которое пронизывает всю культуру и лежит в ее основе. Понятие художественного пространства начало складываться только в конце ΧIΧ – начале XX вв., хотя отдельные аспекты обозначаемой им проблематики обсуждались в философии искусства еще с античности. Художественное пространство является неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу и др.
В отличие от композиции, представляющей собой значимое соотношение частей художественного произведения, такое пространство означает как связь всех элементов произведения в некое внутреннее, ни на что другое не похожее единство, так и придание этому единству особого, ни к чему иному не редуцируемого качества. Композиция оказывается, таким образом, только одним из аспектов внешнего, локализованного в самом произведении художественного пространства.
Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея художественного пространства является фундаментальной для искусства любой культуры. Художественное пространство всегда чувствуется художником, но оно почти не анализируется им, поскольку само лежит в основе всей его символики и не допускает сведения к чему-то более глубокому и первоначальному.
Изучение пространственной структуры произведений живописи привлекает возможностью найти в ее языке, охватывающем широкий спектр изобразительно-выразительных средств, некие типологические формы, а также понять их как разные вариации одних и тех же начал. Являясь языком относительных значений — языком сопоставлений и контрастов, язык живописи разрабатывается на базе определенных визуальных соответствий и прежде всего — с воспринимаемой действительностью. Степень и характер контакта художника с нею ярко проявляется в разной мере углубления и уплощения картины. Глубинность выражает одну из форм существования материи — пространство, то есть объективное свойство действительности. Плоскостность — связана с законами изображения на плоскости. Воспроизводя трехмерный предмет изображения, картина использует двухмерный «субстрат» изображения. Английский ученый Р. Л. Грегори определяет это следующим образом: «Все картины парадоксальны в том смысле, что все они являются двойственной зрительной реальностью: плоские предметы мы видим плоскими. Но в то же время это совершенно иные. Трехмерные предметы, расположенные в ином пространстве. Это двойственная реальность — парадокс, свойственный существу картины» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю.
Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк : Тровант, 2013. - 62 с
2. Белозёрова В. Г. Пространственные построения в китайском
изобразительном искусстве от Хань до Тан / В. Г. Белозерова // Общество и
государство в Китае. — 2012. — № 42(2). — С. 373‒379.
3. Бордовская Н.В Современные образовательные технологии / Н.В.
Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М. : Кнорус, 2011. - 269 с
4. Бражник Е. И., Юань Ф. Перспективы развития научнообразовательной среды университетского образования в современном Китае //
Вестник Новгородского государственного университета. — 2017. — № 4 (102). —
С. 117‒120
5. Гёте И. Ф. Учение о цвете. Теория познания / И. Ф. Гёте — М.:
Либроком, 2019. - 200 с.
6. Гомбрих Э. История искусства/ Э. Гомбрих — М.: Искусство-XXI век,
2018. - 688 с.
7. Ефимов А., Панова Н. Архитектурная колористика. Учебное пособие.
– М.: БуксМАрт. 2014. – 136 с.
8. Илькевич Б.В. (общ. ред.) Образование. Наука. Культура. Материалы
международного научного форума (23 ноября 2016 г.). Сборник научных статей. —
Гжель: ГГУ, 2017. — 1110.
9. Коменекий Я. А. Избранные педагогические сочинения / А.Я.
Кменский. - М. : Просвещение, 2013. - 220с.
10. Крившенко Л.П. Педагогика : учебник для студентов вузов
педагогических специальностей / Л. П. Крившенко и др. - М. : Проспект, 2010. - 429
с
11. Рябинова С.В. Дисциплина «Декоративная живопись» в рамках
профессиональной подготовки будущих дизайнеров / С.В. Рябинова // Актуальные
9
проблемы современной науки, техники и образования. - 2015. - Т. 2. № 1. - С. 76-
79.
12. Ученые записки Орловского государственного университета 2014 №04
(60). - Орёл: ОрлГУ, 2014. — 361 с.
13. Файзыев В.Р. (сост.) Основы живописи и колористики. Методические
указания. — Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет, 2016. — 23
с.
14. Чакина Л. Л. Перспектива как зримый образ мира // Fundamental
research. — 2014. — № 9. — С. 2788‒2792
15. Чертыковцев Е.Н. Трехмерность, третичность, триединство – золотое
правило природы, устойчивой системы произведения // Традиции и инновации в
строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сборник статей / под ред. М.В.
Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. Самара: СамГТУ, 2017. С. 272–276.
16. Ямпольский Михаил. Изображение. Курс лекций. М.: Новое
литературное обозрение, 2019. — 971 с.
17. Болысбаев Д. С. Пространство в изобразительном искусстве
современного Казахстана / Д. С. Болысбаев, Акниет Корикбаев, А. Р. Шуленбаева.
— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 744-
747. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15024/
18. Композиция. – URL: https://www.mdshi7.ru/uchaschemusya/kompoziciya
19. Основные способы передачи объема и пространства на плоскости. Их
историческая эволюция от древности до наших дней. — Текст : электронный //
Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2016. – URL:
https://iskusstvoed.ru/2016/05/18/osnovnye-sposoby-peredachi-obema-i-pr/
20. Пространство. — URL: https://bekarstudio.ru/bazovyye-vizualnyyekomponenty-izobrazheniya/article_post/prostranstvo