Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наглядность в процессе обучения специальным дисциплинам характеризуется определенными особенностями, которые связаны со специфичностью их содержания и методикой изучения. Так на занятиях по общеобразовательным дисциплинам наглядное средство способствует лучшему усвоению принципа, главной идеи, то при изучении специальной дисциплины первоочередно выступает конкретное устройство объекта, какая-либо рабочая схема, определенное взаимодействие деталей и механизмов. Главная роль при изучении специальной дисциплины отводится изучению внутренних машинных механизмов, внутренних устройств, приборов и т.п. в натуре с представлением обучающемуся возможности разобрать и собрать их.
Правильность и своевременность использования наглядных пособий при подаче обучающимся нового материала имеет огромное значение. В ходе практики выработаны такие методические требования к использованию наглядных пособий на занятии, , что их соблюдение повысило их ценность как дидактической единицы.
Возникающие трудности использования наглядности при обучении исследовались некоторыми известными учеными и практиками-педагогами. Например, И.Г. Песталоцци видел в принципе наглядности основное средство обучения. По его мнению, что «только безоговорочное применение принципа наглядности дает возможность изгнать бессодержательное обучение».
К.Д. Ушинский в практике убедился в том, что важнейшим условием обучения обучающихся необходимо считать наглядный принцип [9].
Актуальность темы данной работы можно подчеркнуть тем, что перед образованием сегодня определена и поставлена весомая задача: качественно улучшить процесс образования обучающихся. Успех в решении поставленной задачи подразумевает не только повышение научности и теоретического уровня процесса преподавания, необходимого обновления методов и процессов обучения, но и создание достаточности материально-технической базы образовательных организаций, оснащение учебно-воспитательного процесса наглядными средствами.
Актуальность нашего исследования определено потребностью многих дисциплин/ МДК в использовании наиболее эффективных технологий обучения, а именно – в использовании педагогом разнообразных средств наглядности.
Целью работы является обновление методики обучения дисциплинам/ МДК через использование наглядных средств в образовательном процессе.
Объект исследования: средства наглядности в учебном процессе по дисциплинам/МДК.
Предмет исследования: использование средств наглядности в учебном процессе по дисциплинам/МДК.
Гипотеза заключается в том, что если на учебных занятиях по дисциплине/МДК будут использоваться предложенные средства наглядности и рекомендуемое методическое обеспечение, то занятия пройдут более эффективно, а время, которое затрачено на изучение темы, сократится.
Для реализации поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по вопросу необходимости применения наглядных пособий на занятиях в СПО;
2.Выявить методические особенности использования наглядных средств на занятиях по МДК;
3.Проанализировать эффективность использования данного материала в учебном процессе.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы при подготовке к занятиям по учебной дисциплине/МДК в образовательной организации СПО.
Методологической основой исследования являются труды российских ученых: В. А. Сластенина, Г. И. Кругликова, В. К. Вахламова, А. П. Пехальского и др.
База исследования: ГБПОУ «Чуйский аграрный колледж».
Глава 1. Теоретические аспекты методики работы преподавателя с наглядными пособиями на занятиях по дисциплине / МДК
1.1. Средства наглядности и принцип наглядности в обучения
Средства обучения - это объекты, которые созданы человеком, а также предметы естественной природы. Они используются в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения.
Средства наглядности - материальная или знаковая модель, которая создана для выполнения учебных задач, дающая возможность учащемуся обобщенно представить те предметы и явления, которые отражены в изучаемом учебном материале.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я. А. Коменский (XVII в). В своем известном «золотом правиле» дидактики Коменский предложил четкую формулировку принципа наглядности: все, что возможно, представлять для восприятия чувствами; видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусом – вкусу; допустимое осознанию – путем осознания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – представить нескольким чувствам [9].
В своих трудах Коменский обосновывает необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала.
И.Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель [9].
Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен знать и изучить [18].
К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие.
К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработав ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Он понял, что наглядное обучение способствует правильному переходу мысли ученика от конкретного к абстрактному [9].
При таком подходе психологическое обоснование наглядности начального обучения приобретает важное значение. К. Д. Ушинский видит, что главное в обучении — умело организовать мыслительную деятельность учащихся. Наглядные пособия — одно из средств умственного развития, они занимают определенное место в обучении и не определяют всего хода учения.
Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать о том, насколько они способствуют выполнению учебной задачи. Учитель понимает, что учебный материал можно усвоить и без наглядных пособий. Но наглядные средства способствуют лучшему усвоению знаний.
Наглядные пособия — звено в системе чувственного познания учащихся, и педагогическое обоснование их применения в обучении одно из следствий управления чувственным опытом ученика.
Наглядные пособия являются средством для достижения цели обучения, они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. К наглядным пособиям относят по здравому смыслу и сложившимся традициям в практике обучения натуральные или реальные предметы, их изображение в виде муляжей, картин, рисунков, схем и т.п. В педагогике все то, что используется в качестве наглядных пособий, группируется, систематизируется, и получается соответствующая классификация наглядных пособий.
Обычно выделяют натуральные, изобразительные, схематичные группы наглядных пособий.
Существенные признаки понятия «наглядные пособия»:
1.Любое наглядное пособие представляет собой модель реальных процессов, либо видоизмененный предмет, либо видоизмененные условия его бытия, либо и то и другое.
2.Всякая материальная или знаковая модель может быть наглядным пособием, однако становится таковым, если модель создается для лучшей организации познавательной деятельности, т.е. для выполнения учебных задач. Наглядное пособие — это учебная модель.
3.Наглядное пособие всегда средство познания, а не цель. Наглядные пособия приближают процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов в природных или общественных условиях их бытия.
4.Наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственный образ, представления, из которых, а не из самого наглядного пособия, на основе соответствующих умозаключений делается вывод. Характер возникающих у учеников представлений определяет необходимость и эффективность применяемого в обучении наглядного пособия [10].
Такой подход является основанием для организации познавательной деятельности ученика в условиях применения наглядных пособий. Не само наглядное пособие, а тот чувственный образ, который возникает у обучающихся в результате его использования, является главным в структуре познания. Наглядное пособие моделирует определенные стороны изучаемого объекта и дает возможность через эту модель представить оригинал.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.: «Академия», 2005. – 288 с.
2. Кульневич, С.В. Анализ современного урока [Текст]: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Изд.-во «Учитель», 2003. – 224 с.
3. Наглядные методы обучения. М. И. Осмоловская М.: Издательский центр «Академия- 2009»
4. Педагогика: учеб. /Л.П. Крившенко (и др.); под ред. Л.П.Крившенко.- М.: Т К Велби, Изд-во Проспект, 2007.-432
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.высш. и сред. Пед.учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова.-4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия»,2000-512.
6. Пузанков, А.Г. Автомобили: Устройство и техническое обслуживание [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Пузанков. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 640 с.
7. Самородский, П. С., Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" [Текст]/ Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2012. - 190 с.
8. Сергеева, Т.А., Уварова Н.М., Проектирование учебного занятия [Текст]/ Т.А. Сергеева, М.Дрофа, 2013. – 209 с.
9. Смирнов, А.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ А.А. Смирнов. – М:. Академия, 2013.- 508 с
10. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
11. Теория обучения в информационном обществе. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. Москва «Просвещение», 2011-192.
12. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Е.В. Чернобай. Москва «Просвещение», 2013-56.
13. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от 02.01.2012]
14. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студ. выcш. учеб.заведений / Н.Е. Эрганова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.
15. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html
16. Педагогика, Учебник, Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2007 https://obuchalka.org/2012091266969/pedagogika-uchebnik-slastenin-v-a-isaev-i-f-shiyanov-e-n-2007.html