Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Качество образования, его результат, выраженный в приобретении компетенций, во многом зависит от учебно-методического обеспечения (УМО) образовательного процесса, что подтверждает одно из требований государственной аккредитации вуза, согласно которому предписана обес-печенность учебных дисциплин учебно-методическими комплексами
Создание учебно-методических комплексов сегодня приобрело осо-бую актуальность, это связано с процессом реформирования среднего об-разования. Особое значение УМК, как компонент системно-методического обеспечения процесса обучения в средней школе, приобретает в связи с усилением роли самостоятельной работы школьников и такого ее вида, как управляемая самостоятельная работа, на которую отводится до 40% ауди-торных занятий, предусмотренных типовым учебным планом по специ-альности. В соответствии с образовательными стандартами нового поко-ления самостоятельная работа школьников рассматривается как форма учебной деятельности, носит интегральный характер и, по сути, есть фор-ма самообразования. Для успешной организации самостоятельной работы в ВУЗе необходимо наличие определенных объективных и субъективных условий, одним из которых выступает учебно-методическое и информаци-онное обеспечение.
В 70—80 гг. прошлого столетия — учебно-методический комплекс учебной дисциплины являлся одним из эффективных инструментов орга-низации и управления (в том числе контроля) процессом обучения и под-готовки кадров в ВУЗах. Сегодня УМК вновь оказался востребованным, но уже в рамках принципиально новых требований к качеству подготовки специалистов в средней школе, в том числе и в связи с Болонскими согла-шениями в области образования и образовательной политики.
В исследованиях А. В. Макарова отмечено, что «современный этап разработки УМК связан с такими направлениями в развитии образования, как гуманизация и демократизация, переход к многовариантному (в том числе многоуровневому) и дифференцированному образованию, введение стандартов образования. Выдвинулась на первый план проблема создания нового поколения учебно-методических комплексов и учебников, которые бы учитывали и отражали эти прогрессивные изменения в системе образо-вания».
К нового поколения имеют все основания для реализации интегри-рованного, компетентностного, личностно-деятельностного и других акту-альных подходов и концепций как наиболее востребованных и эффектив-ных в повышении качества образования. УМК призван расширять рамки функционирования учебной дисциплины, поскольку выстраивает необхо-димые междисциплинарные связи учебного материала с формами его трансляции и обратной связи, конструирует способы включения школьни-ка в учебную, исследовательскую и творческую деятельность.
Глава 1. Понятие блочно-тематического планирования
1.1 Достоинства тематического блока
Урок долгое время считался как основная структурная единица учебного процесса, тематически завершенной и целостной в передаче определенной информации. К усвоенным на одном уроке материалам на следующем занятии прибавлялись новые и так далее, а через определенное время возможно было говорить о прохождении целой темы, курса и раз-дела. Учебная тема на деле воспринималась учащимися формально, в за-головках разделов и глав школьных учебников, на которые редко обра-щали серьезное внимание, отчасти и по причинам, изложенным выше.
По-прежнему реальной единицей учебного процесса для учащихся оставался параграф и урок. Для того «чтобы преодолеть это противоре-чие, в дидактике появился новый принцип обучения — системность зна-ний, в соответствии с которым за единицу структуры учебного процесса следует брать не отдельный урок, посвященный изучению какого-либо по-нятия, а целостную теорию соответствующей науки, т. е. учебную тему» (Л. М. Фридман). В практике и теории обучения истории стали говорить об изучении предмета крупными блоками, которые были построены на си-стеме лекционно-семинарских занятий, завершающихся зачетом, собеседо-ванием или коллоквиумом. Но данный подход к организации и планиро-ванию учебного процесса применим только в старших классах.
Если преимущества тематических блоков не сводить только к упо-рядочиванию форм учебных занятий, то они эффективным образом рабо-тают на всех этапах обучения в полной и основной школе. Под тематиче-ским блоком можно понимать систему учебных занятий, которые объеди-нены общей целевой установкой и темой, внутри которой проходит не ме-ханическое присоединение одного знания к другому, а логическое нара-щивание умений и знаний.
1. Блочно-тематическое планирование дает возможность на практи-ке реализовывать законы психологии усвоения: углубления и конкретиза-ции знаний, «погружения» в новую тему, развития познавательных уме-ний, систематизации, повторения, обобщения.
2. Согласно с этапами изучения новой темы внутри тематического блока можно рациональным образом использовать различные виды и ти-пы уроков, другие формы учебных занятий, стремясь не к простому мно-гообразию, а к оптимальной системе взаимодействующих и взаимосвязан-ных занятий.
3. При планировании учебного материала по блочно-тематическому принципу легко увидеть «информационные дыры» в со-держании учебников и программ, т. е. не просто дополнительные, новые факты, а важные аспекты исторического прошлого, без которых представ-ление о событии, стране, периоде будет логически незавершенным и не-полным.
4. Новое истолкование в тематическом блоке получает принцип концентризма: его можно удачно воплотить в предъявлении информации вначале на ознакомительном уровне (1-й этап), далее на конкретизирую-щем (2-й этап) и систематизирующем (3-й этап).
5. Одновременно возможно решить проблему сбалансированного соотношения в школьном содержании компонентов мирового, националь-ного, этнорегионального и локального обществознания. В этом случае возможно «сломать» традиционную схему обращения к обществознанию только после ознакомления с общероссийскими событиями и применять иные модели изучения обществознания.
6. В рамках тематического блока реально провести разработку и воплощение программы развития, формирования и совершенствования определенных познавательных умений, также поэтапно поднимая деятель-ность учащихся с уровня воспроизведения и действий по образцу к про-блемному исследованию и творчеству.
7. Проверку умений и знаний учеников, оценивание и контроль в тематическом блоке также возможно сделать целенаправленными и си-стемными, подбирая согласно с этапами изучения новых тем адекватные виды тестов, логические и образные задания, письменные и устные работы.
Вышеуказанные достоинства тематического блока можно легко об-наружить в поурочном расширенном планировании, где в отличие от по-урочного и простого календарных планов преподаватель не только разби-вает содержание крупных тем и разделов на уроки и часы, но и создает логически завершенный, целостный, перспективный и всесторонний сцена-рий изучения определенной темы в общем контексте курса. На наш взгляд, данное планирование должно содержать большее число разделов, чем это было ранее. И хотя работы на данном этапе подготовки у преподавателя будет больше, в итоге он сможет получить развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект, который логично выстроен по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (си-стема понятийной работы, развитие умений, логика изложения вопросов, преемственность этапов изучения темы, взаимосвязь форм занятий и кон-троля в рамках тематического блока).
1.2 Понятие календарно-тематического планирования
по обществознанию для 6-11 классов
Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 6-11 классов составлено на базе требований ФГОС, программы по обще-ствознанию и авторской программы Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой и др. без дополнений и изменений.
Содержание образования по обществознанию является комплексом знаний, которые отражают основные объекты изучения: человека в обще-стве, общество в целом, познание, социальные отношения, экономическую сферу, политику, духовно-нравственную сферу, право. Все указанные компоненты содержания имеют взаимные связи, как взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Кроме знаний, в содержание курса входят: социальные умения, навыки, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, ключевые компетентности; пра-вовые нормы, которые регулируют отношения людей во всех сферах жиз-ни общества; система демократических и гуманистических ценностей.
Содержание курса дает возможность обеспечить преемственность между базовым уровнем и уровнем средней школы при помощи углуб-ленного изучения некоторых социальных объектов, которые были рас-смотрены выше. Вместе с этим вводятся ряд новых, более сложных вопро-сов, понимание которых необходимо для современного человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания //Право в школе.-2018.-№4
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М.: щ Изд-во УРАО, 2015. - 616 с.
3. Зуев, Д. Д. Повышение эффективности учебно-методического ком-плекса как средства интенсификации учебно-воспитательного процесса / Д. Д. Зуев. — Проблемы школьного учебника. Вып. 4. — М. : Просвещение, 2018. — 738 с.
4. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 9 класс. Поурочное и тема-тическое пла-нирование. М.: Дрофа. 2018. 128 с.
5. Никитин А.Ф. Право и политика. Учеб. пособие для 9 классов обще-образоват. учреждений. М.: Просвещение. 2017. 191 с.
6. Пальчевский, Б. В. Концепция учебно-методического комплекса / Б. В. Пальчев-ский, Л. С. Фридман. — Минск : Институт повышения квалифи-кации и подготовки ру-ководящих работников и специалистов образова-ния, 2016. — 193 с.
7. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов обра-зоваетльного права //Преподавание истории и обществознания в школе.-2019.-№8
8. Рябов В. М. Учебно-методические комплексы : теоретическое обос-нование, про-ектирование, применение : монография / В. М. Рябов. — Брянск : БГТУ, 2017. — 155 с.
9. Рапопорт, А. Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся : автореферат дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.01 / А. Д. Рапопорт. — СПб., 2018 — 28 с.
10. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспече-нии качества образования / И. В. Фоминых // Теория и практика образова-ния в современном мире : ма-териалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Занев-ская площадь, 2017. — С. 307—309.