Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время не существует профессий, в которых речь и голос не имели бы доминирующее значение. «Голос - это не просто физическое свойство организма, это звучание души, тонкое орудие, удивительный инструмент самовыражения, состоящий из множества «струн»» [17].
Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от качества голоса и работоспособности их голосового аппарата, от умения эффективно и правильно владеть им в профессиональных целях. Повышенные требования предъявляются к деятельности голосового аппарата людей речевых профессий. Во-первых, он должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами - гибкостью, мелодичностью, приятным тембром, силой, интонационной выразительностью.
Голос – это совокупность различных звуков человека, имеющих разные акустические характеристики, а именно: высоту, силу и тембр. Голос является самым главным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает интонационную выразительность текста. Каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать все богатые возможности своего голоса. Зачастую в школе и семье не уделяют внимания развитию голоса, что влечет за собой расстройство голосовой функции, из-за которой нарушается процесс речевой коммуникации человека.
Проблема нарушений голоса остается актуальной, так как голосовые перегрузки, связанные с коллективным воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, участие в разнообразных вокальных и хоровых коллективах, социальные и экологические проблемы приводят к тому, что в фониатрической и логопедической практике нередко приходится сталкиваться с лицами, страдающими заболеваниями голосового аппарата. Голос имеет важное значение в развитии человека, формировании его как личности. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, затруднять коммуникацию, нервно-психическое состояние, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.
Цель исследования: теоретически изучить, обосновать и определить содержание коррекционной работы по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс проявления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности преодоления голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить особенности голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.
3.Определить содержание коррекционной работы с дошкольниками по развитию и восстановлению у них основных качеств голоса.
Для проведения обследования нами были подобраны следующие диагностические методики, описанные в работах Алмазовой Е.С., Вильсона Д.К., И.И. Ермаковой И.И., Селиверстова В.И. База исследования: «Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №»
Нами были обследованы 10 детей с различными речевыми расстройствами.
В ходе исследования для достижения поставленных задач использованы следующие методы:
анализ литературных источников;
констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
методы статистического анализа данных.
Глава 1. Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие голоса
Голос является важным компонентом процесса коммуникации. Расстройства голоса, в той или иной мере, затрудняют как процесс воспроизведения речи самим говорящим, так и восприятие ее окружающими.
Это является, безусловно, важной проблемой для каждого человека при построении диалога, при попытках донести значимую для него информацию до собеседника. Однако при использовании голоса в качестве инструмента в профессиональной деятельности важность его «исправности» возрастает многократно.
В современном обществе на протяжении уже довольно длительного периода времени растет число лиц голосоречевых профессий. Повышенные голосовые нагрузки предъявляют и большие требования к голосовому аппарату, в связи с чем возникает необходимость в разработке профилактических мер для сохранения здорового голоса и поиске наиболее рациональных путей его восстановления в случаях нарушений
Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.
Голосовой аппарат – это составное анатомическое понятие, включающее в себя те органы и системы, которые принимают участие в голосообразовании.
В обобщенном виде органы фонации могут быть представлены следующим образом:
1. Органы, доставляющие вещество звука (воздух): диафрагма и легкие, бронхи, трахея.
2. Органы, продуцирующие основной звук: гортань с непосредственным продуцентом звука – голосовыми складками.
3. Органы, осуществляющие акустическую переработку основного ларингеального звука – надларингеальная резонаторно-акустическая система: преддверие гортани, глотка, полость рта, а также полости носа и околоносовые пазухи.
Нарушения голоса - причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Голос является неотъемлемым компонентом вербального общения и одной из важнейших функций нашего организма.
Голосообразование – процесс крайне сложный, а структура голосового аппарата отнюдь не ограничивается голосовыми связками.
На характеристики голоса влияет функционирование органов дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, эндокринных желез, органов желудочно-кишечного тракта[9].
Выделяют центральный и периферический отделы речевого аппарата. К первому относят структуры нервной системы, например, кору больших полушарий головного мозга, нервные волокна. Задача центрального отдела речевого аппарата – создание и проведение нервного импульса, т. е. команды к голосообразованию. К периферическому же отделу речевого аппарата относят гортань с голосовыми связками, нижние отделы дыхательных путей, а также челюстно-лицевой аппарат, обеспечивающий артикуляцию.
Рисунок 1 - Строение голосового аппарата
В состоянии покоя вход и выдох осуществляются через нос, и их продолжительность практически равна в среднем до 16-18 дыхательных движений в минуту. Характер дыхания при фонации существенно меняется: вдох осуществляется быстрее, а продолжительность выдоха увеличивается в 20, 30 и более раз, особенно при пении. Своеобразие фонационного дыхания выражается еще и в том, что вдох происходит и через нос, и через рот, а выдох только через рот [8].
Органы, доставляющие вещество звука – воздух:
Диафрагма – мышечно-сухожильная пластинка, прикрепленная изнутри к грудной клетке, является не только перегородкой между брюшной и грудной полостями, но и органом, непосредственно участвующим в акте дыхания. Она имеет форму купола, часть которого вогнута кзади и в сторону грудной клетки. При вдохе диафрагма сокращается, смещается и уплощает органы брюшной полости. В результате чего вместимость плевральной полости и легких увеличивается [8].
Изменения величины смещения ребер и диафрагмы положены в основу определения типа дыхания.
Выделяют следующие типы дыхания:
1. Реберный тип;
2. Брюшной тип;
3. Костоаброминальный (смешанный) тип [21].
Легкие – важнейший орган дыхательной системы. Они имеют форму
конуса, вершина которого обращена кверху, а основание расположено на диафрагме. Наружная, передняя и задняя поверхности легких прилегают к внутренней поверхности грудной клетки. Внутренняя поверхность легких обращена к средостению и прилегает к его органам. Правое легкое делится на три, левое – на две доли.
Легкие и внутренняя стенка грудной клетки покрыты листками плевры, между которыми, таким образом, создается плевральное пространство, которое заполнено небольшим количеством Грудная клетка – это полость, образованная 12 грудными позвонками, таким же количеством пар ребер с хрящами и грудиной. Стенки грудной полости в анатомическом и физиологическом отношении составляют единое целое с системой органов дыхания и совершают постоянные ритмичные движения, связанные с вдохом и выдохом. Важную роль в обеспечении реберного дыхания играют межреберные мышцы, а также мышцы грудной стенки и брюшного пресса.
Бронхи, правый и левый, отходят от нижней части трахеи. Правый бронх шире и короче (3 см), чем левый (5 см). Кроме того, он является почти прямым продолжением трахеи. Правый бронх делится на три бронха, а левый на два. От этих бронхов отходят, ветвясь и суживаясь, бронхиальные ветви, которые в свою очередь, многократно делясь, переходят в бронхиолы. Бронхи в основном состоят из эластичной ткани и отдельных пластинок хряща [8].
Трахея, являющаяся непосредственным продолжением гортани, представляет собой полую эластичную трубку, которая начинается ниже перстневидного хряща и оканчивается на уровне ТIV , разделяясь на два бронха – ъ
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. / Е. С. Алмазова. – СПб., Союз, 2005. – 174 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия. : М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. : Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.
4. Волкова Л. С. Логопедия. : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5– еизд., перераб. и доп. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. : учеб.пособие / Под ред. Давыдова В. В., – М.: 1991. – 45–55 с.
6. Волкова Л. С. Логопедия. : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5– еизд., перераб. и доп. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. : учеб.пособие / – М.; 1961. – 64 с.
8. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. : учеб.пособие / – М: «Медицина», 1990. – 50 с.
9. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. / И. И. Ермакова, / Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—143 с.
10. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей подростков. : для логопеда / – М.: Просвещение: АО Учеб. лит., 1996. – 143 с
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. : учеб.пособие / – М: 1985. –15 с.
12. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. : статья / Мышление и речь. – М.: 1963.
13. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. : учеб.пособие / – М: 1961. – 200 с.
14. Колпак Т. В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта. : автореферат. – М.: 1999г. С –16 с.
15. Лаврова Е. В. Нарушение голоса. : учеб. пособие для студентов / Е. В. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.
16. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. : учеб. пособие для студентов / Е. В. Лаврова. – М.: 2007. – С. – 100.
17. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса. : учеб.пособие / Дефектология – М.: № 1, 1987. – 40 с.
18. Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников. : учеб.пособие / Дошкольное воспитание – М.: № 1, 1988. – 15 с
19. Орлова О. С. Нарушение голоса. : учеб.пособие для студентов / О. С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.
20. Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. : пособие для логопедов / Н.Н. Полушкина. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 52 с.
21. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. : учебное издание / Т. В. Пятница. – 6 – е изд., – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 173с.
22. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. : учеб.пособие / – М., «Просвещение», 1984. – 5 – 20 с.
23. Хватцев М. Е. Логопедия. : уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев. – М.: Изд-во АСТ: 2002. – 200 с.
24. Филичева Т. Б. Основы логопедии. : Учеб.пособие для студентов пед. ин. по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина — М.: Просвещение, 1989.—223 с.
25. Шаховская Т. В. Нарушение голоса и звуко - произносительной стороны речи. : учеб. пособие / Т. В. Шаховская. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2003. – 220 с.