Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобальный характер информационной системы и её воздействующее на сознание проникновение в каждый дом имеют также как отрицательные, так и положительные стороны. Это способствует распространению как отрицательных, так и положительных культурных образцов. Благодаря этому происходит трансляция не только массовой культуры, но и высших достижений элитарной культуры. Благодаря этому раскрепощается действительно свободная личность, человек, как носитель высокой культуры.
Массовое признание и переживание дисперсии как тональности жизни (сегодня одно из главных проявлений этого довольно часто называют «клиповым мышлением») - явление, конечно, печальное.
Оно существует наряду с уходящими в прошлое культурно-историческими установками, связанными с сохранением культурно-исторических единств. В современных условиях все более возрастает роль мыслительных навыков и инноваций.
В сегодняшнем обществе, перенасыщенном информацией, доступной через СМИ и интернет, но не всегда положительно влияющей на юные умы, задачи формирования читательской грамотности, воспитания культуры русского языка и чтения стоят очень остро.
Становится ясно, что проблема дезадаптации молодежи требует своего решения. Поиск путей преодоления сложностей во взаимоотношениях детей с окружающими – взрослыми и сверстниками – продолжается.
Прочитанный материал, живое обсуждение, обмен впечатлениями, организованная в классе дискуссия, проектно-исследовательская деятельность (индивидуальная и групповая), помогает учащимся не только разобраться в сложных жизненных ситуациях, но и способствует деятельностному и практикоориентированному подходу в обучении, а также развитию самостоятельности школьников и их личностному развитию. Приоритетной здесь является и самостоятельная работа учеников.
Новые социокультурные условия нацеливают на иные результаты образования, когда учащиеся должны не только вдумчиво анализировать изученные тексты, интерпретировать их, выражать свое согласие или не принимать чужого мнения, но и публично комментировать, дополнять, переводить в другой формат и создавать новый текст в абсолютно иной форме. При таком подходе к образованию обучающийся имеет возможность выбора задания, которое соответствует его уровню владения русским языком, субъективному опыту и интересам.
Современные информационные технологии могут быть успешно использованы при работе с таким сложным компонентом художественного произведения, как интертекст. Эта работа требует не просто осознанной читательской активности учащихся, но и хорошего знания фонового материала, связанного с различными аспектами культуры.
Целью данной работы является рассмотрение нетрадиционных форм уроков в курсе Мировой художественной культуры.
Задачи:
1) Рассмотрение основных тенденций современного образования.
2) Изучение нетрадиционных форм уроков в современном образовании.
3) Характеристика нетрадиционных форм изучения МХК (урок-спектакль, театрализация, урок-дискуссия, самостоятельное проектирование презентаций)
Объектом исследования является рассмотрение вопроса изучения культуры в условиях современного образовательного пространства. Предмет исследования – анализ нетрадиционных форм изучения мировой художественной культуры.
Глава I Теоретические основы инноваций в современном обучении
1.1 Специфика современного образования
Язык – это то, что передает и сохраняет культуру. Что есть культура? Прежде всего, это историческая категория, которая включает в себя большое количество смыслов, формировавшихся на протяжении нескольких столетий. Человеческое общество достигло определенного уровня отражения мира – это позволило преобразовывать окружающее пространство в социуме. Уже потом все преобразования человека закрепляются под названием «культура».
О том, что Россия – страна многоязычная, почти не известно за ее пределами. Раньше, когда существовал Советский Союз, наверное, многие в мире знали или догадывались, что это была не просто огромная, а огромная многонациональная страна. Все европейцы понимают, что в России, как и в любой крупной стране, должно находиться много иммигрантов. Они догадываются, что со времен Российской империи и Советского Союза на территории современной России может существовать много диаспор. Но их удивлению почти нет предела, когда они узнают, что в России, кроме этнических русских, проживают еще 100 других коренных народов. Коренными народами России я называю те народы, которые или исторически сформировались в границах нынешней территории нашей страны, или преимущественно на ней проживают в течение многих столетий и при этом вне России не имеют ни государственных образований, ни больших ареалов расселения.
Россия является не только одной из самых многонациональных и многоязычных стран мира. Это еще и одна из самых поликонфессиональных стран. В России исторически распространено не только христианство и мусульманство. В нашей стране распространены и иудаизм, и язычество. Более того, у нас есть два компактно проживающих буддистских народа – буряты и калмыки.
Рассмотрим, какие существуют сегменты в языковой политике России. Первое – это то, что русский язык – он государственный. Он есть в национальных республиках.
Второе – это языки коренных народов России. Наша страна – уникальная. На ее территории применяют 180 языков, и это не языки мигрантов.
Третье – это продвижение русского языка в мире.
В нашей стране процент школ с обучением на русском языке равен 91,6 процентов, на ином языке – 4 процента. За последние несколько лет число русскоязычных школ выросло на 0,5 процента. Процент обучающихся на русском языке – 95,6 процента, на нерусских языках – меньше одного процента. Как правило, помимо русского обучение происходит на якутском и татарском языках. Если смотреть, какой процент детей может обучаться на родном языке, лучшими показателями характеризуется Якутия.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что традиционная информационная образовательная парадигма, основанная на передаче готового знания, не учитывает и не может противостоять, тем более способствовать преодолению переживаемого глобального кризиса цивилизационного развития в эпоху современности. С позиции информационного подхода человек нам представляется как «tabula rasa», которую мы должны заполнить.
Э. Фромм справедливо отмечает: «Школа ставит своей целью дать каждому учащемуся определенный объем «культурной собственности» и в конце обучения выдает документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности» .
Традиционная парадигма базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специалиста, способного к творческой деятельности, готового к плюрализму позиций и мнений, стремящегося постоянно повышать уровень своего образования. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога.
В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сформировать умение добывать новые знания, научиться учиться.
Образно говоря, отправляясь в путешествие, обучающийся не должен наполнять свой рюкзак лишь готовым знанием, а прихватить с собой и мыслительные орудия, которые позволят ему ориентироваться повсеместно при решении разнообразных задач.
В прошлом осталось понимание образования как необходимого подготовительного этапа в жизни человека, времени для обретения устойчивой культурной платформы, после чего, собственно, и начиналась важнейшая часть жизни личности. Общепринятое представление об образовании, «согласно которому оно являет собой последовательное действие, в ходе которого передаются от одного поколения к другому определенные культурные ценности и духовные достижения, определенные знания, умения, компетентностные навыки» , сегодня уже не столь актуально.
Субъект современного образования – это постоянно образовывающийся субъект. Современная реальность диктует другие условия бытия субъекта. Здесь нет иерархии ценностей, многое стало несущественным, например, скорости и расстояния, виртуальная реальность делает возможным движение в любую сторону событий. Современность чрезвычайно динамична, она не позволяет делать паузы и тем более остановки, практически лишает субъекта возможности созерцания, отделения себя от мира как субъекта от мира как такового.
Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться под натиском информационных потоков и